Социально-экономичесское исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в проведении статистического исследования основной тенденции динамики социально-экономических явлений.
На основании поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
– понятие и сущность социально-экономических явлений;
– понятие, формы и виды статистических показателей социально-экономических явлений;
– предмет, методы и типология социально-экономического прогнозирования;
– рассмотреть понятие корреляционно-регрессионной зависимости;
– изучить множественную регрессию и корреляцию;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты статистического исследования социально-экономических явлений 5
1.1. Понятие и сущность социально-экономических явлений в статистике 5
1.2. Понятие, формы и виды статистических показателей 9
1.3. Социально-экономическое прогнозирование: предмет, методы и типология прогнозов 12
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРИССИОННОГО АНАЛИЗА 16
2.1. Понятие корреляционно-регрессионной зависимости 16
2.2. Множественная регрессия 20
2.3. Множественная корреляция 28
Глава 3. Практическое использование корреляционно-регрессионного анализа социально-экономических явлений в России 33
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложения 54

Работа состоит из  1 файл

Социально-экономич исследование.docx

— 183.23 Кб (Скачать документ)

 

Как видно из данных таблицы  социально-экономическое развитие страны с каждым годом улучшалось: все основные макроэкономические показатели за рассматриваемый период улучшались (ВВП), однако основные показатели уровня жизни улучшились не все (численность  населения, рождаемость, смертность, численность  учащихся и т.д.).

Правительство Российской Федерации  одобрило прогноз социально-экономического развития страны на 2010-2012 годы, разработанный Министерством экономического развития. Как заявил премьер-министр Михаил Фрадков, заканчивая дискуссию по этому вопросу, — до 1 сентября необходимо разработать систему мер по реализации прогноза. По словам Фрадкова, этот документ должен стать программой действий правительства по реализации прогнозных параметров.

Согласно прогнозу Минэкономразвития, никаких коллапсов в отечественной  экономике не ожидается. Рост ВВП  продолжится, несмотря на ожидаемое снижение цен на нефть, поскольку предполагается, что основные усилия правительства будут направлены на диверсификацию структуры экономики. По умеренно-оптимистическим оценкам Минэкономразвития, экономический рост в среднесрочной перспективе сохранится на уровне 6-6,2%. Но, как не исключил глава министерства Герман Греф, рост ВВП может даже ускориться — до 6,8%. «Шансы выйти на более высокие темпы роста есть», — отметил министр. По его словам, это будет возможно, в том числе, за счет ожидаемого всплеска инвестиционной активности. Другим же главным параметром экономического роста до сих пор остаются цены на нефть. В соответствии с прогнозом, в 2010 г цена на нефть марки Urals в среднем должна составить $55 за баррель, в 2011 году — $52 за баррель, в 2012 — $50 за баррель, 2013 — $50 за баррель[16].

Если цены на «черное золото»  окажутся выше заложенных в прогнозе, то и темпы экономического роста  будут расти соответственно. Но такие  же риски есть и в обратную сторону, предупредил Греф. А пока апрельский скачок цен на нефть до $65 за баррель  не дает оснований для смены прогноза на трехлетнюю перспективу. «Если не будет эскалации конфликтов вокруг Ирана, тренд цены на нефть меняться не будет», — уверен Греф. Он напомнил, что цена на нефть уже падала с $58 за баррель в конце 2009 года до $54 за баррель в январе-марте этого года. Поэтому, министерство не торопится делать более оптимистичный прогноз — в противном случае, потом его можно будет скорректировать, исходя из фактических условий.

Прогноз развития экономики на текущий  год министерство уже уточнило, основываясь  на благоприятной ситуации, сложившейся  в первом квартале. Большинство квартальных  показателей действительно выглядят значительно «весомее» прошлогодних. Рост ВВП в первом квартале составил 7,9%, объем промышленного производства вырос на 8,4%, прирост инвестиций в основной капитал составил 21,2%. Приток капиталов в Россию в первом квартале возрос в 2,5% до $18,3 млрд.

Однако не все складывается так  замечательно, как хотелось бы правительству. Несмотря на то, что инфляция за первые три месяца года составила 3,4% против 5% за аналогичный период 2006 года, велика вероятность, что апрельский рост цен  превысит прошлогодний. За первые 16 дней месяца потребительские цены выросли  уже на 0,3%, а по итогам апреля, по прогнозу Минэкономразвития ожидаются  на уровне 0,6-0,8%, тогда как в апреле 2009 года составили 0,4%. И хотя пока возможность уложиться в прогнозный уровень инфляции 7-8% в целом за 2010 год сохраняются, не стоит полагать, что «это произойдет автоматически». Поэтому борьба с инфляцией останется в центре внимания экономической политики, как в этом, так и в последующие годы, и правительство намерено пустить в ход весь арсенал инструментов для ее снижения. В этом случае инфляция снизится до 6-7% в 2011 году, 5,5-6,5% - в 2012, 5-6% - в 2013[16].

Впрочем, высокая инфляция — не единственный барьер на пути реализации правительственных планов. Дефицит  современной транспортной инфраструктуры, перегрузка энергетической системы, высокое  энергопотребление на единицу продукции, высокая зависимость от сырьевых отраслей — вот лишь краткий перечень проблем, с которыми российская экономика  сталкивается уже сегодня. Но самое  главное — Россия отстает не только от развитых стран, но и от своих  динамично развивающихся конкурентов  в уровне развития технологий. Тревожная  тенденция сложилась и в сфере  российской внешней торговли. Прирост  импорта РФ в первом квартале составил 35,8%, что в 4,5 раза выше роста ВВП. Это свидетельствует о том, что  уровень конкурентоспособности  российской продукции все еще  ниже многих зарубежных аналогов. Между  тем, замедление роста российского  экспорта продолжается, по итогам трех месяцев он составил рекордно низкие 5,3%, что ниже показателей экономического роста. Это еще одно доказательство тому, что сырьевая модель экспорта нуждается в «капитальном ремонте», — подчеркнул Греф.

Немаловажной остается и проблема формирования новых региональных центров  экономического развития на Дальнем  Востоке и на Юге России, а также  преодоления отставания депрессивных регионов.

Вместе с тем, вице-премьер Александр  Жуков высоко оценил качество представленного  прогноза. «Рост ВВП - это важно, но наиболее важной является начинка этих темпов», — считает Жуков. А эти  темпы будут обеспечиваться не только из-за роста или снижения цен на нефть, но и за счет внутренних факторов роста различных отраслей — от машиностроения до рыболовства. «На  мой взгляд, структурные изменения  ВВП являются позитивными, их нужно  поддерживать и сделать необратимыми, — отметил вице-премьер. Подождем сентября и увидим, какие меры придумает  Минэкономразвития для воплощения задуманных перемен».

Помимо экономического прогноза, правительство  в целом одобрило план приватизации федерального имущества на следующий  год и основные направления продажи  федерального имущества до 2013 года. Этот вопрос рассматривался в закрытом для прессы режиме, но по итогам его обсуждения Греф сообщил, что остались разногласия между ведомствами по поводу целесообразности приватизации ряда объектов. С Минпромэнерго у Минэкономразвития сохраняются, в частности, разногласия по поводу необходимости приватизации Росспиртпрома[16].

Не вошли в программу 2010 года телекоммуникационный холдинг «Связьинвест» и крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» — их приватизация вновь отложена, но неизбежно состоится уже в новом политическом цикле, особо подчеркнул Греф. У обеих компаний просто нет другого пути — они должны развивать и модернизировать свои основные фонды. «Аэрофлот» должен обновлять авиационный парк, а «Связьинвест» избавляться от большого количества неконкурентоспособного аналогового оборудования, и на эти цели необходимы большие инвестиции.

Министр напомнил, что государственная  доля в «Связьинвесте» составляет 75% минус 1 акция, в «Аэрофлоте» — 51% акций. У государства есть три варианта развития этих компаний — провести размещение акций на бирже, продать их стратегическому инвестору или просто выделить деньги из бюджета. Говоря о приватизации «Связьинвеста», Греф заявил, что программа развития компании сейчас разрабатывается с учетом интересов миноритарными акционерами, и этот вопрос будет решен в ближайшее время. Приватизация «Аэрофлота» пока не детально не обсуждается, но скоро дело дойдет и до него.

В целом же приватизация уже перестает  быть фискальным инструментом, массовый этап продажи государственного имущества  уже закончился, и теперь она должна использоваться как способ повышения  конкурентоспособности российских компаний. «Мы завершили период массовой приватизации, и теперь задача заключается  в том, чтобы использовать ее как  способ повышения конкурентоспособности  российских компаний. Главное —  дать возможность предприятиям привлечь капитал», — пояснил Греф.

Привлечение же капитала может осуществляться не только за счет продажи госпакетов акций, но и путем проведения IPO компаний. По его словам, в этой области  уже имеются удачные прецеденты, например, IPO Сбербанка. В третьем  квартале 2010 года будет проведено размещение акций «КАМАЗа», средства от которого пойдут не в бюджет, а на развитие автопроизводителя.

Кроме того, в следующем году будет  продолжена работа по избавлению государством от миноритарных пакетов акций в  компаниях. Сейчас в государственной  собственности находятся более  тысячи таких пакетов акций и  их необходимо продать. Еще одним  направлением приватизации станет внесение госпакетов акций компаний в интегрированные  холдинги, которые создаются в  авиастроении, судостроении и других отраслях. В дальнейшем возможно будет  провести их приватизацию путем частичного размещения акций на бирже. То есть, в соответствии с целями правительства  по диверсификации экономики предполагается, что «новым вектором» приватизации станет создание обновленного промышленного сектора.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ до 2012г. представлены в таблице 2 (прилож.1)[16].

Далее проведем прогноз на примере численности населения  по вариантам за 2011-2031гг.[16]

Таблица 3

Изменение численности населения  по вариантам прогноза                                за 2011-2031гг.

Годы

Низкий вариант прогноза

Средний вариант прогноза

Высокий вариант прогноза

Населе- 
ние на 
начало года

Изменения за год

Населе- 
ние на 
начало года

Изменения за год

Населе- 
ние на 
начало года

Изменения за год

общий прирост

естест- 
венный прирост

миграци- 
онный прирост

общий прирост

естест- 
венный прирост

миграци- 
онный прирост

общий прирост

естест- 
венный прирост

миграци- 
онный прирост

2011

141760,0

-274,0

-504,9

230,9

141996,1

66,9

-205,0

271,9

142121,5

285,7

-64,7

350,4

2012

141486,0

-382,8

-610,0

227,2

142063,0

41,2

-246,4

287,6

142407,2

323,6

-63,5

387,1

2013

141103,2

-442,9

-664,9

222,0

142104,2

35,1

-264,5

299,6

142730,8

358,2

-58,1

416,3

2014

140660,3

-489,0

-708,8

219,8

142139,3

21,6

-289,2

310,8

143089,0

373,4

-67,8

441,2

2015

140171,3

-531,4

-749,5

218,1

142160,9

7,7

-309,0

316,7

143462,4

386,5

-71,0

457,5

2016

139639,9

-577,2

-793,1

215,9

142168,6

-24,0

-346,5

322,5

143848,9

379,6

-90,4

470,0

2017

139062,7

-630,3

-844,6

214,3

142144,6

-48,6

-377,6

329,0

144228,5

379,8

-106,1

485,9

2018

138432,4

-682,7

-896,6

213,9

142096,0

-79,4

-418,1

338,7

144608,3

367,1

-137,8

504,9

2019

137749,7

-734,6

-946,8

212,2

142016,6

-108,6

-454,1

345,5

144975,4

331,7

-187,4

519,1

2020

137015,1

-783,2

-994,5

211,3

141908,0

-137,3

-489,0

351,7

145307,1

316,1

-218,6

534,7

2021

136231,9

-826,2

-1035,9

209,7

141770,7

-167,9

-525,3

357,4

145623,2

288,2

-259,0

547,2

2022

135405,7

-866,1

-1075,4

209,3

141602,8

-199,3

-563,6

364,3

145911,4

264,6

-296,0

560,6

2023

134539,6

-894,7

-1103,8

209,1

141403,5

-230,0

-599,0

369,0

146176,0

246,6

-324,4

571,0

2024

133644,9

-921,7

-1129,2

207,5

141173,5

-257,4

-632,5

375,1

146422,6

231,7

-350,4

582,1

2025

132723,2

-945,2

-1152,5

207,3

140916,1

-272,8

-652,6

379,8

146654,3

207,7

-383,7

591,4

2026

131778,0

-956,2

-1161,9

205,7

140643,3

-296,0

-678,5

382,5

146862,0

191,3

-408,7

600,0

2027

130821,8

-963,7

-1169,8

206,1

140347,3

-316,7

-702,8

386,1

147053,3

181,1

-427,1

608,2

2028

129858,1

-967,2

-1172,3

205,1

140030,6

-325,0

-714,9

389,9

147234,4

176,8

-437,7

614,5

2029

128890,9

-980,8

-1185,3

204,5

139705,6

-333,8

-726,7

392,9

147411,2

178,7

-442,3

621,0

2030

127910,1

-993,2

-1197,4

204,2

139371,8

-330,0

-724,6

394,6

147589,9

182,4

-444,4

626,8

2031

126916,9

     

139041,8

     

147772,3

     

 

По данным прогноза численность  населения в России с 142121,5 чел. в 2011гг. до 147772,3 чел. в 2031гг.

Далее рассмотрим и проведем корреляционно-регрессионный анализ на примере занятости населения, а также уровня денежного дохода населения России. Уровень активного населения, уровень безработицы населения России представлен в таблице 4.

Таблица 4

Экономически активное городское  население  в возрасте 15-72 года по Российской Федерации (чел.)

Года

Экономически активные

Занятые

Безработные

Уровень эк. Активности   %

Уровень занятости   %

Уровень безработицы  %

2007

27964

26526

1438

63,0

59,7

5,1

2008

28381

27217

1164

64,0

61,3

4,1

2009

28243

26711

1533

63,5

60,0

5,4



 
Рис. 1. Численность безработных граждан  РФ за 2007-2009гг.

Как видно из данных таблицы  за исследуемый период времени численность  безработных резко снизилась, однако в первый квартал 2010г. она составила 800 тыс. чел. это говорит о том, что экономический кризис затронул все сферы деятельности в России, поэтому многие предприятия были ликвидированы, а некоторым пришлось сокращать численность сотрудников.

Уровень денежного дохода населения РФ представлен в таблицах 5 и 6.

Таблица 5

Распределение населения  по размеру среднедушевого 
денежного дохода, (%)

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Все население

100

100

100

100

100

100

в том числе со среднедушевыми 
    денежными доходами в месяц, 
    руб.:

до 2000,0

12,3

7,1

4,3

2,6

1,5

1,0

2000,1-4000,0

28,1

21,9

16,2

11,8

8,4

6,4

4000,1-6000,0

21,1

20,3

17,7

14,8

12,2

10,3

6000,1-8000,0

13,4

14,8

14,7

13,6

12,3

11,1

8000,1-10000,0

8,4

10,3

11,2

11,2

10,9

10,4

10000,1-15000,0

10,0

13,9

17,1

19,1

20,2

20,4

15000,1-25000,0

5,2

8,6

12,7

16,6

19,8

21,8

свыше 25000,0

1,5

3,1

6,1

10,3

14,7

18,6

Информация о работе Социально-экономичесское исследование