Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа
Пенсионная реформа 2010 года - очередной этап перехода отечественной пенсионной системы на страховые принципы. Основные критерии результата достижения пенсионной реформы это:
- достижение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы;
- гарантия сохранности пенсионных прав;
- государственная поддержка уровня жизни всех категория пенсионеров. В данной работе рассмотрим причины возникновения пенсионной реформы, как на сегодняшний день распределяется пенсия и каких результатов достигла пенсионная реформа на 2011 год.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Причины возникновения пенсионной реформы ………………….. 4
Глава 2. Основные понятия пенсионной реформы …………………………. 8
Глава 3. Распределение пенсии ………………………………………………. 11
Глава 4 Оценка результатов пенсионной реформы в России ……………… 17
Заключение …………………………………………………………………….. 23
Список использованных источников и литературы ……
Санкт-Петербургский университет управления и экономики
Петрозаводский
филиал
Факультет экономики и финансов
Кафедра
«Финансы и кредит»
По дисциплине: «Статистика»
На тему: «Статическая оценка результатов проведения пенсионной реформы в России»
Вариант № _____
Выполнил студентка 4 курса,
заочного отделения
группа 12-053348/4-2
специальность «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Кособуцкая
Анна Сергеевна
Руководитель:
Иванова Елена Сергеевна
Ст.
преподаватель
Оценка ________________________
Подпись
преподавателя_________________
Петрозаводск
2012 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Причины возникновения пенсионной реформы ………………….. 4
Глава 2. Основные понятия пенсионной реформы …………………………. 8
Глава 3. Распределение пенсии ………………………………………………. 11
Глава 4 Оценка результатов пенсионной реформы в России ……………… 17
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы ………………….……... 25
Приложения ……………………………………………………………………. 26
Введение
История пенсионной реформы приближается к двадцатилетнему рубежу. Ее началом можно считать 1995 год — год разработки Правительственной Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, первого документа, в котором были системно изложены причины, вызывающие необходимость поиска кардинальных решений в пенсионной сфере, а также принципы, на которые должна опираться будущая национальная пенсионная система.
За прошедшие 16 лет пенсионная система пережила не один кризис. Каждый из этих кризисов давал свои уроки, вносил новые аргументы «за» и «против» реформы и влиял на формирование новых подходов к решению проблемы. Палитра этих подходов довольно богата. На рубеже 2001–2002 гг. реформа вступила в стадию своей реализации — было принято новое пенсионное законодательство, которое принципиально изменило отношения в пенсионной системе.
Пенсионная реформа 2010 года - очередной этап перехода отечественной пенсионной системы на страховые принципы. Основные критерии результата достижения пенсионной реформы это:
-
достижение долгосрочной
-
гарантия сохранности
-
государственная поддержка
Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. На рис. 1.1 (Приложение 1) Показана диаграмма роста трудоспособного и нетрудоспособного населения из которого можно сделать вывод, что количество трудоспособного населения с 0-52 лет уменьшается, а количество пенсионного возраста увеличивается. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире.
В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие.
- низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20–30 лет назад, получали меньше «новых» пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е гг., до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов [1];
- низкая степень различий пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне слабую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни;
- относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а для районов, приравненных к крайнему северу или находящихся на крайнем севере, возраст выхода на пенсию ещё уменьшается, также уменьшается возраст выхода на пенсию для работников работающих на вредных производствах), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему;
- широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике служило фактором снижения реального пенсионного возраста.
Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г.[1], представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992–1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%. [1]
Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг, вне пенсионной системы оставались лишь никогда не работавшие женщины в возрасте 55–59 лет и мужчины в возрасте 60–64 лет, так как для назначения социальных пенсий требовался возраст, на 5 лет превышающий официальный пенсионный возраст.
Все упомянутые нормы привели к резкому увеличению объема социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению своих граждан. Далее в первую половину 1990-х гг. в сложных социально-экономических условиях трансформационного периода, сопровождавшихся падением реальных доходов многих социальных групп, на пенсионное обеспечение были возложены функции, имманентно ему несвойственные, — например, функция поддержания доходов некоторых категорий занятого населения в форме выплат пенсий «за выслугу лет» с сохранением права трудиться на том же рабочем месте, выплата пенсии работающим пенсионерам, назначение пенсий лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с ростом открытой безработицы и пр.
Уже в самые первые годы реформ события в пенсионной сфере начали приобретать драматические черты. Либерализация цен 1992 г. вызвала падение реальных доходов всех социальных групп, в том числе и пенсионеров. Реальный размер пенсионных выплат уже в первые месяцы 1992 г. упал более чем в 2 раза. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 гг. привели к стремительному обесценению реальной покупательной способности пенсий, когда впервые с начала радикальной экономической реформы средний размер пенсии опустился ниже прожиточного уровня пенсионера. Естественно, это потребовало срочного повышения уровня пенсий [1]. В результате Пенсионный фонд оказался не в состоянии выполнить свои обязательства, и 1995 г. стал началом кризиса задолженности ПФ.
На
регулярную индексацию пенсий в соответствии
с ростом цен в порядке, предусмотренном
Законом 1990 г., в ПФ не хватало средств,
поэтому были установлены компенсации
к пенсиям, определяемые для различных
категорий пенсионеров в зависимости
от размера их пенсий: компенсации устанавливались
в максимальном размере для получателей
минимальной ПФ и правительство, с одной
стороны, предпринимали попытки погасить
сформировавшуюся задолженность, а с другой,
— продолжали сложный процесс индексаций.
К концу 1995 г. объем задолженности удалось
сократить, однако уже с самого начала
1996 г. она вновь стала интенсивно нарастать.
Кризис принял откровенно хронический
характер. Однако правительство (как, впрочем,
и большинство экспертов по пенсионным
вопросам) не считало возможным говорить
о кризисе собственно пенсионной системы,
признавая лишь временный характер проблем.
Последующие события подтвердили, что
проблема носит системный характер, и
выдвинули пенсионный вопрос на первый
план среди задач, стоящих перед российской
экономикой. Стало очевидным, что речь
должна идти не о частных неудачах, не
об эпизодическом явлении и не о досадном
недоразумении, а о процессах глобального
характера. Проблема приобрела принципиально
иное звучание и переросла в масштабную
общественно-политическую и научную дискуссию
о направлениях и перспективах реформирования
пенсионной сферы России в целом.
Итак, необходимость кардинальной пенсионной реформы в свете драматических событий в середине 1990-х гг. стала очевидна. Это осознали не только специалисты. В августе 1995 г. Правительство утвердило «Концепцию реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». В Концепции признавалась неэффективность действовавших принципов построения системы пенсионного обеспечения и наряду с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение в качестве основных целей выдвигались:
- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
- адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным отношениям в Российской Федерации;
- рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
- повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем совершенствования системы управления.
Российское правительство стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы. Новое пенсионное законодательство было разработано и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Так, были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии, разгосударствлены функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Трудовая пенсия в Российской Федерации с 2002 года состоит из трех частей: базовая, страховая и накопительная. За счет введения накопительного элемента, пенсионная реформа должна была способствовать формированию долгосрочного инвестиционного потенциала для реального сектора экономики, развитию финансовых рынков, а также повышению уровня пенсионной культуры граждан и их ответственности за свое благосостояние в старости. Проводимая государством пенсионная реформа относится не ко всем категориям российских граждан. Все население России делится на две группы, и задачи государства в отношении этих групп различны.
Информация о работе Статическая оценка результатов проведения пенсионной реформы в России