Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа
Пенсионная реформа 2010 года - очередной этап перехода отечественной пенсионной системы на страховые принципы. Основные критерии результата достижения пенсионной реформы это:
- достижение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы;
- гарантия сохранности пенсионных прав;
- государственная поддержка уровня жизни всех категория пенсионеров. В данной работе рассмотрим причины возникновения пенсионной реформы, как на сегодняшний день распределяется пенсия и каких результатов достигла пенсионная реформа на 2011 год.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Причины возникновения пенсионной реформы ………………….. 4
Глава 2. Основные понятия пенсионной реформы …………………………. 8
Глава 3. Распределение пенсии ………………………………………………. 11
Глава 4 Оценка результатов пенсионной реформы в России ……………… 17
Заключение …………………………………………………………………….. 23
Список использованных источников и литературы ……
Первая группа – нынешние пенсионеры. Они уже никак не могут повлиять на размер своей пенсии. Поэтому повышение уровня их жизни, является важнейшей задачей государства. Ведь, являясь правоприемником того государства, которое было единственным работодателем для большинства нынешних пенсионеров и обещало им достойный уровень жизни в старости, нынешнее государство обязано обеспечить опережающую, по сравнению с инфляцией, индексацию выплачиваемых пенсий.
Вторая группа – работающие граждане. В процессе проведения пенсионной реформы государство должно решить следующие задачи:
– обеспечить гарантированный минимальный уровень пенсионного обеспечения для любого гражданина России независимо от уровня его доходов;
– создать условия для формирования населением достаточных пенсионных накоплений, как путем введения обязательных платежей, так и с помощью развития самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы. Для этих целей в 2002 году всем гражданам моложе 1952 года (мужчины) и 1956 года (женщины) были открыты персональные накопительные счета. Но с 2005 года правительство внесло изменения в реформу. Накопительные счета у граждан старше 1967 года рождения перестали пополняться. Таким образом, у мужчин 1952-1966 года рождения и женщин 1956-1966 года рождения пенсионные накопления сформировались лишь за период 2002-2004 года. Практическая реализация пенсионной реформы сталкивается со значительными трудностями. Основная из них – реальные страховые механизмы финансирования пенсий так и не заработали. Если сопоставить динамику роста пенсий и динамику роста уровня прожиточного минимума который показан на рис. 2.1 (Приложение 2), то увидим что материальное положение российских пенсионеров улучшается слишком медленно и не соответствует представлениям о достойной старости. Борьба с бедностью среди пенсионеров проводится единственно возможным путем – увеличением базовой части трудовой пенсии (единственная часть трудовой пенсии, размер которой зависит от правительственных решений) и финансируется за счет текущих бюджетных поступлений.
В последние годы, начиная с 2007 года, разница между ростом пенсий и ростом заработной платы существенно удалось снизить с 3,6 раза до 2,6 раза. Соотношение пенсии и заработной платы показаны на рис. 2.2 (Приложение 3), а также на рис. 2.3 (Приложение 4) показана динамика роста доходов работающего населения и роста назначенной пенсии за период с 2000 г. по 2011 год
Население
по-прежнему очень плохо информировано
о целях и принципах пенсионной реформы,
о своих возможностях в новой системе
пенсионного обеспечения – как в отношении
накопительной части трудовой пенсии,
так и в отношении добровольного пенсионного
обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется
к лучшему, но происходит это очень медленно.
Здесь необходимо учитывать несколько
моментов. Российские граждане разучились
самостоятельно заботиться о своей старости
и до сих пор считают, что это проблема
государства. Они начинают интересоваться
вопросами пенсионного обеспечения только
в предпенсионном возрасте, когда уже
поздно самостоятельно копить на пенсию.
Кроме того, одной из проблем является
неверие российских граждан в возможность
соблюдения государством каких-либо финансовых
обязательств в долгосрочной перспективе.
3. Распределение пенсии
В соответствии с мировой практикой существует два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения.
Первый — увеличение налогов. Однако такой путь может привести к сокращению экономической активности населения и негативно повлиять на экономический рост страны.
Второй
— переход к накопительной
пенсионной системе, в которой пенсионные
взносы граждан накапливаются на
индивидуальных счетах и инвестируются
на финансовых рынках для получения
дохода. Доход от инвестирования также
ежегодно зачисляется на индивидуальный
счет гражданина. По достижении пенсионного
возраста из общей суммы средств, накопленной
на индивидуальном счете, осуществляются
пенсионные выплаты. Такой путь позволяет
увеличить выплаты пропорционально полученным
доходам от инвестирования, а также обеспечить
соответствие между совокупным заработком,
полученным гражданином за все годы трудовой
деятельности, и размером пенсионных выплат.
3. 1. Деление
страховых взносов
С учетом экономической и демографической ситуации с 2002 года в Российской Федерации осуществлен переход к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 20% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной.
С 2002 года в России действует система обязательного пенсионного страхования. В качестве страхователей в ней выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. Застрахованными лицами являются работники по найму, либо по гражданско-правовому договору. Обязанности страховщика возложены на Пенсионный фонд РФ.
Начиная с 2005 года, действует следующая схема распределения взносов:
для граждан 1967 года рождения и моложе указанна в таблице 3.1
Таблица
3.1
Базовая часть | Страховая часть | Накопительная часть | |
до 2008 года | 6% | 10% | 4% |
с 2008 года | 6% | 8% | 6% |
для граждан 1966 года рождения и старше указана в таблице 3.2
Таблица 3.2
Базовая часть | Страховая часть |
6% | 14% |
В 2009 году был принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ [2], в соответствии с которым единый социальный налог с 1 января 2010 заменяется страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды - Федеральный и территориальные - обязательного медицинского страхования.
2010
год был переходным периодом,
в течение которого
В 2010 и в 2011 годах для всех страхователей (есть исключения указанные ниже) применяются следующие тарифы страховых взносов:
-на
финансирование страховой
-
на финансирование
Итого: тариф страхового взноса равен 20,0 процентам (в 2011 г. 26%)
В 2010 году применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих категорий страхователей из числа страхователей.
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц 1966 года рождения и старше 15,8 процента, для лиц 1967 года рождения и моложе 9,8 процента;
-
на финансирование
Итого: тариф страхового взноса равен 15,8 процентам (в 2011 году 16%)
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности), для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов. Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны:
- на финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц 1966 года рождения и старше 14,0 %, для лиц 1967 года рождения и моложе 8,0 %;
-
на финансирование
Итого: тариф страхового взноса равен 14,0 % (в 2011 г. 20%)
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог:
- на
финансирование страховой
- на
финансирование накопительной
Итого: тариф страхового взноса равен 10,3 % (в 2011 году 16 %)
Меняя процент страховых отчислений Правительство Росси пытаться регулировать деятельность производств на более или мене приоритетное. А также с целью погашения задолженности перед Пенсионным Фондом засчёт предприятий.
Предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.
3.3 Страховая
часть
Страховая
часть пенсии непосредственно зависит
от размера заработной платы застрахованного
лица, т.е. чем выше заработная плата,
тем выше страховые платежи, следовательно,
выше размер будущей пенсии. Взносы
на ее финансирование поступают и
суммируются на индивидуальных лицевых
счетах застрахованных граждан и представляют
собой пенсионные обязательства государства
перед застрахованными лицами, при этом
поступившие средства идут на выплату
пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом,
на личных страховых счетах происходит
накопление не самих средств, а обязательств
государства перед гражданином. Накопленный
объем полученных прав регулярно индексируется
в том же темпе и в те же периоды, что и
базовая часть трудовой пенсии. Информация
о размере страховой части индивидуального
лицевого счета доводится до сведения
застрахованных граждан ежегодно.
3.4 Накопительная
часть
Выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих пенсий, а предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии.
Информация о работе Статическая оценка результатов проведения пенсионной реформы в России