Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.
Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.
Годовое потребление
предметов длительного и
Практика равномерного списания стоимости предметов в течение установленного срока их службы исходит из того, что фактический срок службы интересующих предметов не отличается от установленного нормативного - исследования же показывают, что фактический срок службы подчиняется закону нормального распределения, т, е. купленные в некотором базовом году предметы определенного вида (например, телевизоры) начинают выбывать из потребления уже в первые годы их эксплуатации (задолго до установленного срока). По мере увеличения периода их фактического использования доля выбывающих предметов в общем количестве купленных в базовом году возрастает, достигая наивысшего уровня в области нормативного срока службы. Затем эта доля начинает уменьшаться. Поскольку установить реальный годовой износ отдельных видов товаров крайне сложно (нужны специальные исследования), на практике пока поступают в соответствии с изложенным ранее порядком.
Учитывая практические трудности точного расчета стоимости ежегодно изнашиваемой части наличного парка предметов, их годовое потребление нередко оценивается по стоимости годовых покупок этих предметов. Недостаток такого способа состоит в том, что объем потребления оказывается завышенным, так как стоимость ежегодно продаваемых предметов, как правило, выше стоимости их годового износа. Это превышение обусловлено тем, что в объем продаж включается не только продажа предметов, идущих на восстановление ежегодно изнашиваемой их части, но и продажа их потребителям, впервые приобретающим данный предмет. Размеры годового потребления и годовых покупок будут совпадать только в том случае, когда и обеспеченность, и годовое потребление остаются неизменными.
Превышение объема годовых покупок (продаж) над размерами годового потребления предметов выражается соотношением этих двух величин и представляет собой коэффициент покупки. Если размер годового потребления того или иного предмета умножить на коэффициент его покупки, то получим размер годовой покупки данного предмета в натуральном выражении в среднем на душу населения. Последний показатель, умноженный на цену данного предмета и численность населения, отражает стоимостный объем годовой покупки предмета. Сумма таких покупок по разным предметам определяет общий объем покупок за год.
Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги - особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления (услуга оказывается).
В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся.
Не входят в
объем производства (и соответственно
потребления) домашние и личные услуги,
создаваемые членами
3. Расчетная часть
Вариант 6
Тема: Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг
Имеются следующие выборочные данные (выборка 2%-ная механическая) о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов, тыс. руб.:
Таблица 1
№ домохозяйства |
Валовой доход |
Число членов домохозяйства |
Расходы на продукты питания |
1 |
35,80 |
1 |
14,9 |
2 |
65,10 |
1 |
22,2 |
3 |
22,10 |
1 |
10,2 |
4 |
26,30 |
1 |
12,4 |
5 |
78,00 |
2 |
32,2 |
6 |
80,00 |
2 |
33,2 |
7 |
92,40 |
2 |
36,8 |
8 |
84,00 |
2 |
34,8 |
9 |
164,20 |
2 |
50,4 |
10 |
150,00 |
2 |
48,6 |
11 |
137,60 |
2 |
44,4 |
12 |
134,00 |
2 |
46,0 |
13 |
82,00 |
2 |
34,2 |
14 |
171,00 |
3 |
61,5 |
15 |
140,10 |
3 |
55,8 |
16 |
161,40 |
3 |
61,5 |
17 |
203,40 |
3 |
69,6 |
18 |
163,50 |
3 |
59,7 |
19 |
113,60 |
3 |
53,1 |
20 |
145,50 |
3 |
57,9 |
21 |
89,70 |
3 |
40,2 |
22 |
224,00 |
4 |
80,0 |
23 |
202,40 |
4 |
81,2 |
24 |
192,00 |
4 |
74,4 |
25 |
138,00 |
4 |
59,2 |
26 |
225,00 |
5 |
90,0 |
27 |
292,10 |
5 |
105,0 |
28 |
243,00 |
5 |
89,0 |
29 |
280,80 |
5 |
110,2 |
30 |
159,00 |
5 |
69,6 |
Задание 1
Признак – валовой доход.
Число групп – пять.
Задание 2
Связь между признаками - валовой доход и Расходы на продукты питания
Задание 3
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности
Задание 4
Потребление товаров и услуг населением района характеризуется следующими данными:
Таблица 2
Виды товаров и услуг |
Стоимость товаров и услуг в III квартале в текущих ценах, млн. руб. |
Средний индекс III квартала ко II кварталу, % | |
Цен |
Объема продаж в сопоставимых ценах | ||
Продовольственные товары |
432 |
110 |
95 |
Непродовольственные товары |
690 |
115 |
80 |
Платные услуги |
252 |
130 |
70 |
Определите:
а) изменения цен;
б) объема продажи по каждому виду товаров и услуг.
Дайте анализ
исчисленных показателей и
Задание 1. Исследование структуры совокупности.
1) Построим статистический ряд распределения организаций по признаку «Валовой доход», образовав пять групп с равными интервалами.
Найдем величину интервала по формуле:
xmax и xmin находим по таблице 1.
Сгруппируем по признаку «Валовой доход».
Таблица 3
Интервальный ряд распределения домохозяйств
по валовому доходу, тыс. руб.
№ гр. |
Группы домохозяйств по валовому доходу |
Число домохозяйств в группе |
Накопленная частость группы, % |
1 |
22,1-76,1 |
4 |
13,33% |
2 |
76,1-130,1 |
7 |
23,33% |
3 |
130,1-184,1 |
11 |
36,67% |
4 |
184,1-238,1 |
5 |
16,67% |
5 |
238,1-292,1 |
3 |
10,00% |
Итого |
30 |
2) Построим график (рис.
1) полученного ряда
Рис. 1
Необходимо графически определить значение Моды (Мо) и Медианы (Ме):
Мода Мо – наиболее часто встречающийся вариант значений признака или тот вариант, который соответствует максимальной ординате эмпирической кривой распределения. По графику видно, что Мо= 157,1.
Медиана Ме – серединное значение ранжированного ряда вариантов значений признака. По графику определяем, что Ме это середина интервала (130,1 – 184,1) и Ме = 157,1.
3) Рассчитаем характеристики
интервального ряда
Средняя арифметическая ряда распределения находится по формуле:
Для того чтобы ее подсчитать сформируем и заполним таблицу 4.
Таблица 4
Распределения домохозяйств по валовому доходу, тыс. руб.
№ гр. |
Группы домохозяйств по валовому доходу |
Число домохозяйств в группе. f |
Середина интервала, тыс. руб x |
x*f |
1 |
22,1-76,1 |
4 |
49,1 |
196,40 |
2 |
76,1-130,1 |
7 |
103,1 |
721,70 |
3 |
130,1-184,1 |
11 |
157,1 |
1728,10 |
4 |
184,1-238,1 |
5 |
211,1 |
1055,50 |
5 |
238,1-292,1 |
3 |
265,1 |
795,30 |
Итого |
30 |
4497,00 |
Полученные значения подставим в формулу:
Средне квадратическое отклонение находится по формуле:
Для этого необходимо продолжить таблицу 4, образовав таблицу 4.1.
Таблица 4.1.
Распределения домохозяйств по валовому доходу, тыс. руб.
№ гр. |
Группы домохозяйств по валовому доходу |
Число домохозяйств в группе. f |
Середина интервала, тыс. руб x |
x*f |
|
| |
1 |
22,1-76,1 |
4 |
49,1 |
196,40 |
-100,8 |
10160,64 |
40642,56 |
2 |
76,1-130,1 |
7 |
103,1 |
721,70 |
-46,8 |
2190,24 |
15331,68 |
3 |
130,1-184,1 |
11 |
157,1 |
1728,10 |
7,2 |
51,84 |
570,24 |
4 |
184,1-238,1 |
5 |
211,1 |
1055,50 |
61,2 |
3745,44 |
18727,2 |
5 |
238,1-292,1 |
3 |
265,1 |
795,30 |
115,2 |
13271,04 |
39813,12 |
Итого |
30 |
4497,00 |
115084,8 |
Полученные значения подставим в формулу:
Коэффициент вариации считается по формуле:
Подставим значения в формулу: .
4) Вычислим среднюю арифметическую по исходным данным, представленным в таблице 1.
Вывод: Полученный результат 143,2 (млн. руб.) отличен от аналогичного показателя 149.9 (млн. руб.), рассчитанного в п.3, потому что в одном случае в качестве расчета средней мы учитывали каждое значение признака из 30 заданных, а в другом – в качестве значений признаков в группах мы принимали середины интервалов.
Задание 2. Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и измерение ее тесноты.
По исходным данным таблицы 1:
1) Установите наличие
и характер связи между
а) аналитической группировки,
б) корреляционной таблицы.
а) Аналитическая группировка позволяет изучать взаимосвязь факторного и результативного признаков. Чтобы выявить зависимость с помощью этого метода, нужно произвести группировку единиц совокупности по факторному признаку и для каждой группы вычислить среднее или относительное значение результативного признака. Сопоставляя затем изменения результативного признака по мере изменения факторного, можно выявить направление, характер и тесноту связи между ними.
Нужно произвести группировку по факторному признаку образовав, пять групп (она произведена в таблице 3). Построим рабочую таблицу 5.
Таблица 5
Распределение домохозяйств по валовому доходу
№ гр. |
Группы домохозяйств по валовому доходу |
№ домохозяйства |
Валовой доход |
Число членов домохозяйства |
Расходы на продукты питания |
1 |
22,1-76,1 |
3 |
22,10 |
1 |
10,2 |
4 |
26,30 |
1 |
12,4 | ||
1 |
35,80 |
1 |
14,9 | ||
2 |
65,10 |
1 |
22,2 | ||
Итого |
4 |
149,30 |
59,7 | ||
2 |
76,1-130,1 |
5 |
78,00 |
2 |
32,2 |
6 |
80,00 |
2 |
33,2 | ||
13 |
82,00 |
2 |
34,2 | ||
8 |
84,00 |
2 |
34,8 | ||
21 |
89,70 |
3 |
40,2 | ||
7 |
92,40 |
2 |
36,8 | ||
19 |
113,60 |
3 |
53,1 | ||
Итого |
7 |
619,70 |
264,5 | ||
3 |
130,1-184,1 |
12 |
134,00 |
2 |
46,0 |
11 |
137,60 |
2 |
44,4 | ||
25 |
138,00 |
4 |
59,2 | ||
15 |
140,10 |
3 |
55,8 | ||
20 |
145,50 |
3 |
57,9 | ||
10 |
150,00 |
2 |
48,6 | ||
30 |
159,00 |
5 |
69,6 | ||
16 |
161,40 |
3 |
61,5 | ||
18 |
163,50 |
3 |
59,7 | ||
9 |
164,20 |
2 |
50,4 | ||
14 |
171,00 |
3 |
61,5 | ||
Итого |
11 |
1664,30 |
614,6 | ||
4 |
184,1-238,1 |
24 |
192,00 |
4 |
74,4 |
23 |
202,40 |
4 |
81,2 | ||
17 |
203,40 |
3 |
69,6 | ||
22 |
224,00 |
4 |
80,0 | ||
26 |
225,00 |
5 |
90,0 | ||
Итого |
5 |
1046,80 |
395,2 | ||
5 |
238,1-292,1 |
28 |
243,00 |
5 |
89,0 |
29 |
280,80 |
5 |
110,2 | ||
27 |
292,10 |
5 |
105,0 | ||
Итого |
3 |
815,90 |
304,2 | ||
Всего |
30 |
4296,00 |
1638,2 |
Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг