Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:35, контрольная работа
Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.»
Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.
Введение…………………………………………………………………...…3
Теоретическая часть:
1.Понятие потребления, источники данных о потреблении населения….5
2.Показатели, используемые при изучении потребления населением
товаров и услуг…………………………………………………………….7
Расчетная часть…………………………………………………………….15
Аналитическая часть………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………..34
Приложения……………...…………………………………………………35
Задание 3.
По данным задания 2 измерьте тесноту связи между валовыми доходами и расходами на продукты питания, исчислив коэффициенты детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.
Дайте их экономическое значение.
Решение:
Коэффициент детерминации равен отношению межгрупповой дисперсии к общей:
и показывает долю общей вариации результативного признака, обусловленную вариацией группировочного признака.
Корень квадратный из коэффициента детерминации называется эмпирическим корреляционным отношением:
По абсолютной величине он может изменятся от 0 до 1. Если = 0, группировочный признак не оказывает влияния на результативный. Если = 1, изменение результативного признака полностью обусловлено группировочным признаком, т.е. между ними существует функциональная связь.
Для
качественной оценки тесноты связи
на основе показателя эмпирического
корреляционного отношения
Таблица 3.1
Шкала Чеддока
Значение η | 0,1 – 0,3 | 0,3 – 0,5 | 0,5 – 0,7 | 0,7 – 0,9 | 0,9 – 0,99 |
Сила связи | Слабая | Умеренная | Заметная | Тесная | Весьма тесная |
1) Прежде всего, определим групповые средние, исчислив их по формуле (18) настоящей работы:
тыс.руб.
тыс.руб.
Далее рассчитаем среднюю по двум группам, которая находится по формуле:
где f – численность единиц в группе.
=97,02 тыс.руб.
Внутригрупповую дисперсию рассчитаем по формуле:
Для упрощения расчетов составим таблицу:
Таблица 1.1
Таблица данных для расчета внутригрупповых дисперсий.
Валовой доход, тыс.руб. |
Расходы на продукты питания, тыс. руб. | ||||
35,8 | -103,6 | 10739,79869 | 14,9 | -39,7 | 1576,645849 |
65,1 | -74,3 | 5525,394889 | 22,2 | -32,4 | 1050,213649 |
22,1 | -117,3 | 13767,03289 | 10,2 | -44,4 | 1971,981649 |
26,3 | -113,1 | 12799,07569 | 12,4 | -42,2 | 1781,430849 |
78,0 | -61,4 | 3774,013489 | 32,2 | -22,4 | 502,073649 |
80,0 | -59,4 | 3532,281489 | 33,2 | -21,4 | 458,259649 |
92,4 | -47,0 | 2212,103089 | 36,8 | -17,8 | 317,089249 |
84,0 | -55,4 | 3072,817489 | 34,8 | -19,8 | 392,317249 |
164,2 | 24,8 | 613,404289 | 50,4 | -4,2 | 17,698849 |
150,0 | 10,6 | 111,661489 | 48,6 | -6,0 | 36,084049 |
137,6 | -1,8 | 3,359889 | 44,4 | -10,2 | 104,182849 |
134,0 | -5,4 | 29,517489 | 46,0 | -8,6 | 74,080449 |
82,0 | -57,4 | 3298,549489 | 34,2 | -20,4 | 416,445649 |
171,0 | 31,6 | 996,475489 | 61,5 | 6,9 | 47,513449 |
140,1 | 0,7 | 0,444889 | 55,8 | 1,2 | 1,423249 |
161,4 | 22,0 | 482,549089 | 61,5 | 6,9 | 47,513449 |
203,4 | 64,0 | 4091,777089 | 69,6 | 15,0 | 224,790049 |
163,5 | 24,1 | 579,220489 | 59,7 | 5,1 | 25,938649 |
113,6 | -25,8 | 667,343889 | 53,1 | -1,5 | 2,271049 |
145,5 | 6,1 | 36,808489 | 57,9 | 3,3 | 10,843849 |
89,7 | -49,7 | 2473,371289 | 40,2 | -14,4 | 207,561649 |
224,0 | 84,6 | 7151,577489 | 80,0 | 25,4 | 644,804449 |
202,4 | 63,0 | 3964,843089 | 81,2 | 26,6 | 707,187649 |
192,0 | 52,6 | 2763,289489 | 74,4 | 19,8 | 391,762849 |
138,0 | -1,4 | 2,053489 | 59,2 | 4,6 | 21,095649 |
225,0 | 85,6 | 7321,711489 | 90,0 | 35,4 | 1252,664449 |
292,1 | 152,7 | 23307,21289 | 105,0 | 50,4 | 2539,454449 |
243,0 | 103,6 | 10726,12349 | 89,0 | 34,4 | 1182,878449 |
280,8 | 141,4 | 19984,62869 | 110,2 | 55,6 | 3090,581649 |
159,0 | 19,6 | 382,867489 | 69,6 | 15,0 | 224,790049 |
S | 144411,3087 | S | 19321,57867 |
Расчеты в таблице 1.1 были выполнены при помощи табличного процессора MS Excel.
Теперь по формуле (27) определим внутригрупповые дисперсии:
Далее рассчитаем среднюю из внутригрупповых дисперсий. Она определяется по формуле:
2) Межгрупповая дисперсия равна:
3)
Применяя правила сложения
дисперсию:
4) Используя формулы (25) и (26) находим коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение соответственно:
Таким
образом, коэффициент детерминации,
равный
= 0,397, показывает, что расходы на продукты
питания на 39,7% зависят от валового дохода
домохозяйств. Эмпирическое корреляционное
отношение, равное
= 0,630, согласно шкале Чеддока (табл.
3.1), свидетельствует о заметной
связи между валовыми доходами и расходами
на продукты питания.
Аналитическая
часть.
Постановка задачи.
Важным направлением в изучении потребительского спроса является анализ коэффициентов эластичности потребления продуктов питания.
По данным Делового еженедельника «Экономика и время (Санкт-Петербург)» № 25 (512) от 25.07.2004 г. собранный статистический материал представлен в таблице:
Таблица 1.2
Исходные данные.
Показатель | Год | |
2002 | 2003 | |
Потребление
в среднем на одного члена домохозяйства
в год, кг:
хлебопродуктов молока и молочных продуктов Среднедушевые доходы на домохозяйство за год в сопоставимых ценах, руб. |
71,6 164,3 39408 |
70,5 184,1 55960 |
Рассчитать коэффициенты эластичности потребления продуктов питания.
Методика решения задачи.
Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле (16) настоящей работы.
Представим расчетные показатели в следующем виде:
Таблица 1.3
Расчетные показатели.
Показатель | Абсолютный прирост | Темп роста, % | Темп прироста, % |
Потребление
в среднем на одного члена домохозяйства
в год, кг:
хлебопродуктов молока и молочных продуктов Среднедушевые доходы на одно домохозяйство за год (в сопоставимых ценах), руб. |
-1,1 19,8 16552 |
98,46 112,05 142,00 |
-1,54 12,05 42 |
Методика выполнения компьютерных расчетов.
Статистический анализ потребления хлебопродуктов и молока и молочных продуктов выполнен с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS EXCEL в среде Windows.
Рисунок показывает расположение на рабочем листе EXCEL таблицы с исходными данными.
Рисунок 1.1.1
Таблицы для выполнения компьютерных расчетов
Рисунок 1.1.2
Таблица с примером расчетов.
Рисунок 1.1.3
Таблица
с полученными итоговыми
Анализ результатов статистически компьютерных расчетов.
Проведенные статистические расчеты позволяют сделать следующие выводы:
-
с ростом доходов в 2002-2003 гг.
наблюдалось снижение
-
также, с ростом доходов по
молоку и молочным продуктам
наблюдалось повышения
Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг