Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:35, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.»

Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3

Теоретическая часть:

1.Понятие потребления, источники данных о потреблении населения….5

2.Показатели, используемые при изучении потребления населением

товаров и услуг…………………………………………………………….7

Расчетная часть…………………………………………………………….15

Аналитическая часть………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………32

Список используемой литературы………………………………………..34

Приложения……………...…………………………………………………35

Работа состоит из  5 файлов

Диаграмма1.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка 1.doc

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка2.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

     Задание 3.

     По  данным задания 2 измерьте тесноту связи  между валовыми доходами и расходами  на продукты питания, исчислив коэффициенты детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

     Дайте их экономическое значение.

     Решение:

     Коэффициент детерминации равен отношению межгрупповой дисперсии к общей:

     

(25)

и показывает долю общей вариации результативного  признака, обусловленную вариацией  группировочного признака.

     Корень  квадратный из коэффициента детерминации называется эмпирическим корреляционным отношением:

     

(26).

     По  абсолютной величине он может изменятся  от 0 до 1. Если = 0, группировочный признак не оказывает влияния на результативный. Если = 1, изменение результативного признака полностью обусловлено группировочным признаком, т.е. между ними существует функциональная связь.

      Для качественной оценки тесноты связи  на основе показателя эмпирического  корреляционного отношения служит шкала Чэддока:

      Таблица 3.1

      Шкала Чеддока

Значение η 0,1 – 0,3 0,3 – 0,5 0,5 – 0,7 0,7 – 0,9 0,9 – 0,99
Сила  связи Слабая Умеренная Заметная Тесная Весьма тесная
 

     1)   Прежде всего, определим групповые средние, исчислив их по формуле (18) настоящей работы:

       тыс.руб.

      тыс.руб.

     Далее рассчитаем среднюю по двум группам, которая находится по формуле:

     

     где f – численность единиц в группе.

      =97,02 тыс.руб.

     Внутригрупповую дисперсию рассчитаем по формуле:

=
(27).

     Для упрощения расчетов составим таблицу:

     Таблица 1.1

     Таблица данных для расчета внутригрупповых  дисперсий.

 
Валовой доход, тыс.руб.
Расходы на продукты питания, тыс. руб.
35,8 -103,6 10739,79869 14,9 -39,7 1576,645849
65,1 -74,3 5525,394889 22,2 -32,4 1050,213649
22,1 -117,3 13767,03289 10,2 -44,4 1971,981649
26,3 -113,1 12799,07569 12,4 -42,2 1781,430849
78,0 -61,4 3774,013489 32,2 -22,4 502,073649
80,0 -59,4 3532,281489 33,2 -21,4 458,259649
92,4 -47,0 2212,103089 36,8 -17,8 317,089249
84,0 -55,4 3072,817489 34,8 -19,8 392,317249
164,2 24,8 613,404289 50,4 -4,2 17,698849
150,0 10,6 111,661489 48,6 -6,0 36,084049
137,6 -1,8 3,359889 44,4 -10,2 104,182849
134,0 -5,4 29,517489 46,0 -8,6 74,080449
82,0 -57,4 3298,549489 34,2 -20,4 416,445649
171,0 31,6 996,475489 61,5 6,9 47,513449
140,1 0,7 0,444889 55,8 1,2 1,423249
161,4 22,0 482,549089 61,5 6,9 47,513449
203,4 64,0 4091,777089 69,6 15,0 224,790049
163,5 24,1 579,220489 59,7 5,1 25,938649
113,6 -25,8 667,343889 53,1 -1,5 2,271049
145,5 6,1 36,808489 57,9 3,3 10,843849
89,7 -49,7 2473,371289 40,2 -14,4 207,561649
224,0 84,6 7151,577489 80,0 25,4 644,804449
202,4 63,0 3964,843089 81,2 26,6 707,187649
192,0 52,6 2763,289489 74,4 19,8 391,762849
138,0 -1,4 2,053489 59,2 4,6 21,095649
225,0 85,6 7321,711489 90,0 35,4 1252,664449
292,1 152,7 23307,21289 105,0 50,4 2539,454449
243,0 103,6 10726,12349 89,0 34,4 1182,878449
280,8 141,4 19984,62869 110,2 55,6 3090,581649
159,0 19,6 382,867489 69,6 15,0 224,790049
S   144411,3087 S   19321,57867
 

     Расчеты в таблице 1.1 были выполнены при  помощи табличного процессора MS Excel.

     Теперь  по формуле (27) определим внутригрупповые дисперсии:

     

     

     Далее рассчитаем среднюю из внутригрупповых  дисперсий. Она определяется по формуле:

=
(28),

      

       

     2)  Межгрупповая дисперсия равна:

(29), тогда

 

     3) Применяя правила сложения дисперсий,  получаем общую 

дисперсию:

      

     4) Используя формулы (25) и (26) находим коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение соответственно:

     

;
.

     Таким образом, коэффициент детерминации, равный = 0,397, показывает, что расходы на продукты питания на 39,7% зависят от валового дохода домохозяйств. Эмпирическое корреляционное отношение, равное  = 0,630, согласно шкале Чеддока (табл. 3.1),   свидетельствует о заметной связи между валовыми доходами и расходами на продукты питания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аналитическая часть. 

Постановка  задачи.

      Важным  направлением  в изучении потребительского спроса  является анализ коэффициентов  эластичности потребления продуктов  питания.

      По  данным Делового еженедельника «Экономика и время (Санкт-Петербург)» № 25 (512) от 25.07.2004 г. собранный статистический материал представлен в таблице:

Таблица 1.2

Исходные  данные.

Показатель Год
2002 2003
Потребление в среднем на одного члена домохозяйства  в год, кг:

       хлебопродуктов

       молока и молочных продуктов

Среднедушевые доходы на домохозяйство за год в сопоставимых ценах, руб.

 
 
71,6

164,3 

39408

 
 
70,5

184,1 

55960

 

      Рассчитать  коэффициенты эластичности потребления  продуктов питания.

Методика  решения задачи.

      Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле (16) настоящей работы.

      Представим  расчетные показатели в следующем  виде:

Таблица 1.3

Расчетные показатели.

Показатель Абсолютный  прирост Темп роста, % Темп прироста, %
Потребление в среднем на одного члена домохозяйства  в год, кг:

      хлебопродуктов

      молока и молочных продуктов

Среднедушевые доходы на одно домохозяйство за год (в сопоставимых ценах), руб.

 
 
-1,1

19,8 
 

16552

 
 
98,46

112,05 
 

142,00

 
 
-1,54

12,05 
 

42

 

Методика  выполнения компьютерных расчетов.

     Статистический  анализ потребления хлебопродуктов и молока и молочных продуктов выполнен с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS EXCEL в среде Windows.

      Рисунок показывает расположение на рабочем  листе EXCEL таблицы с исходными данными.

Рисунок 1.1.1

Таблицы для выполнения компьютерных расчетов

 

Рисунок 1.1.2

Таблица с примером расчетов.

 

Рисунок 1.1.3

Таблица с полученными итоговыми данными.

 

Анализ  результатов статистически  компьютерных расчетов.

      Проведенные статистические расчеты позволяют  сделать следующие выводы:

     - с ростом доходов в 2002-2003 гг. наблюдалось снижение потребления  хлебопродуктов, равное 0,04 % на 1 % прироста  доходов;

     - также, с ростом доходов по  молоку и молочным продуктам  наблюдалось повышения потребления,  равное 0,29 % на 1 % прироста доходов.

Статистика.doc

— 717.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Статистика.xls

— 16.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг