Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:35, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.»

Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3

Теоретическая часть:

1.Понятие потребления, источники данных о потреблении населения….5

2.Показатели, используемые при изучении потребления населением

товаров и услуг…………………………………………………………….7

Расчетная часть…………………………………………………………….15

Аналитическая часть………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………32

Список используемой литературы………………………………………..34

Приложения……………...…………………………………………………35

Работа состоит из  5 файлов

Диаграмма1.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка 1.doc

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка2.doc

— 350.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Статистика.doc

— 717.50 Кб (Скачать документ)

  Министерство образования и науки РФ

  Всероссийский заочный  финансово-экономический  институт 
 
 
 

Кафедра статистики 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по  дисциплине «Статистика» 
 

на тему 

«Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг.» 
 
 

                                           Исполнитель:

                                                   

               студент 3 курса

               Четвериков  Александр Валерьевич

               факультет      Менеджмента  и  Маркетинга

               специальность                                    Г и М У

               группа                                            периферия

               № зачетной книжки                    06мгб02186

                                                  

                                                     

                                            Руководитель:

                                                    

               Пушкарёва Тамара Васильевна 
           
           
           
           
           

               Киров 2009

Оглавление: 

Введение…………………………………………………………………...…3

Теоретическая часть:

1.Понятие потребления, источники данных о потреблении населения….5

2.Показатели, используемые при изучении потребления населением          

   товаров и услуг…………………………………………………………….7

Расчетная часть…………………………………………………………….15

Аналитическая часть………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………32

Список используемой литературы………………………………………..34

Приложения……………...…………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение. 

     Социально-экономическая статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов, исследующих количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, позволяет выявить и измерить основные закономерности в распределении благ между социальными группами.

     Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию  произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

     Основные  задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

     Актуальность темы выражается в том, что производство и потребление активно влияют друг на друга, назначение производства - служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.

     Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические  методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.»

     Поставленная  цель достигается решением следующих  задач: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.

     В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие аспекты:

     1) Структура потребительских расходов;

     2) Изучение дифференциации потребления;

     3) Изучение показателей, характеризующих потребление;

     4) Изучение потребления товаров и услуг с помощью индексов;

     5) Отражение зависимости между динамикой доходов (или иного фактора) и уровня потребления.

     Данная  работа представляет собой обзор  статистических методов исследования потребления населения на столько  полно, на сколько это возможно в  рамках курсовой работы.

     При работе с табличными данными, в аналитической части, использовался табличный процессор Excel пакета Microsoft Office 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретическая часть.

1. Понятие потребления,  источники данных  о потреблении  населения. 

     «Потребление  является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление.

     Промежуточное потребление представляет собой  стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных  в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства, нематериальные услуги.

     Конечное  потребление, или собственно потребление  населения, - расходы хозяйственных  единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений – за счет государственного бюджета; некоммерческих общественных организаций – за счет добровольных взносов членов этих организаций и пожертвований, а также доходов от своей собственности.

     В структуре потребления населения  выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.

           Платное потребление  осуществляется за счет личных доходов  населения, т.е. средств семейного  бюджета, и поэтому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд.

     Бесплатное  потребление населения включает потребление товаров и услуг  в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении» [2].

     Обобщение информации, характеризующей потребление  населения, представляет собой сложный  процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:

  • данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;
  • данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;
  • баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;
  • статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов.

2. Показатели, используемые при изучении потребления населением         товаров и услуг. 

     Важной  задачей статистики является исследование структуры потребления населения. Структура потребительских расходов изучается по соотношению долей отдельных видов расходов в их общем объеме. Для оценки структурных различий в потребительских расходах (равно как и для изучения интенсивности изменения структуры доходов и расходов населения) статистическая наука предлагает  целый ряд показателей. Из них чаще используются интегральный коэффициент структурных сдвигов К.Гатева:

     

(1)

     где v1 и v0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

     Этот  показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ Ks £ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

     

(2)

     где vj и vi – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

     j и i – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

     Также довольно часто в изучении структуры  потребления используется индекс А.Салаи:

     Кс =

,(3)

где d1 и d0 - относительные показатели структуры изучаемых совокупностей в отчетном и базисном периодах соответственно; n – число структурных составляющих (групп).

      По  значению коэффициента судят о происшедших изменениях в составе сравнительных совокупностей.

      Если  Кс=1 - произошли максимальные различия, если Кс=0 – полное совпадение сравниваемых структур.

      Изменение коэффициента от 0 до 1 покажет меру структурных различий изучаемых  совокупностей.

      Таким образом, задача состоит в определении степени влияния двух факторов – изменений значений осредняемого показателя и изменений структуры явления – на общую динамику средней. Эта задача решается с помощью индексного метода, т.е. путем построения системы взаимосвязанных индексов, в которую включаются три индекса: переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

     Дифференциация  потребления изучается в следующих разрезах: по месту поселения с выделением домохозяйств, проживающих в городской и сельской местности; в группировках по составу домохозяйств с распределением их по числу совместно проживающих лиц, а также по числу детей в возрасте до 16 лет; в группировках по уровню благосостояния домохозяйств с распределением обследуемого населения по децильным  группам, при этом особое внимание уделяется категории домохозяйств, имеющих уровень благосостояния ниже прожиточного минимума.

Статистика.xls

— 16.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг