Статистический анализ и развитие научного и инновационного потенциала России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 01:36, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – провести статистический анализ развития научного инновационного потенциала России.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи: дано определение инновационному потенциалу, а также инновациям и инновационному процессу, рассмотрена структура инновационного потенциала, охарактеризованы основные показатели, используемые в практике оценки инновационного потенциала. И, наконец, была проведена оценка проблем тормозящие развитие инновационной активности российских предприятий.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

    Введение 

    Современные тенденции мирового развития связаны  с переходом общества к более  высокой – постиндустриальной стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития –  информационное общество. С развитием  общества появляются все новые и новые технологии, продукты, разработки.

    Уровень социально-экономического развития страны стал во многом определяться инновационным  уровнем развития, базирующемся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном  использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства.

    Каждая  страна (регион, предприятие, организация) обладает определенным совокупным потенциалом (научным, техническим, ресурсным, сырьевым, экономическим, производственным и  т.д.). В последнее время одной из составляющих общего (совокупного) потенциала стал и инновационный потенциал.

    Все части общего (совокупного) потенциала тесно связаны между собой. Эффективная  реализация общего потенциала зависит  от состояния как каждой из его  частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

    Переход к инновационной экономике необходим  для ускорения темпов качественного роста экономики страны. Наличие достаточного, высокого инновационного потенциала и должно обеспечить данный переход.

    Инновационный потенциал – один из важнейших  элементов, который будут определять будущее не только отдельных регионов, но и всей страны в целом.

    В этой связи изучение инновационного потенциала, его развития представляется особенно актуальным.

    Цель  данной работы – провести статистический анализ развития научного инновационного потенциала России.

    Для достижения этой цели были решены следующие задачи: дано определение инновационному потенциалу, а также инновациям и инновационному процессу, рассмотрена структура инновационного потенциала, охарактеризованы основные показатели, используемые в практике оценки инновационного потенциала. И, наконец, была проведена оценка проблем тормозящие развитие инновационной активности российских предприятий.

Понятие инноваций, инновационного процесса и инновационного потенциала.

    Инновации представляют собой новые либо усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые либо усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, новые подходы к социальным услугам. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа.

    В инновации не включаются эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.); незначительные технические  или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменными его  конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры (свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов); расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускающихся ранена данном предприятии (возможно непрофильных), но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции, с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

    Инновации как основа стратегии развития фирмы  включают на только технические или  технологические разработки, но и поиск и использование новых форм бизнеса, новых методов работы на рынке, новых товаров и услуг, новых финансовых инструментов. Они характеризуются более высоким технологическим уровнем, более высокими потребительскими качествами товара или услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность.1

    Инновации являются основным средством повышения стоимости предприятия.

    Экономическая теория различает пять типов инноваций: введение нового продукта; метод производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или  полуфабрикатов; реорганизация структуры  управления. Обеспечивая внедрившему их предпринимателю избыточную прибыль, инновации нарушают экономическое равновесие, которое впоследствии восстанавливается на другом, более высоком уровне развития под влиянием конкуренции.

    К несомненным достоинствам инноваций как фактора развития экономической системы любого уровня локализации, роста ее экономической самостоятельности, следует отнести следующие:

  • в условиях перехода от статичной конкуренции к динамичной инновации обеспечивают уникальность конкурентных преимуществ субъекта экономических отношений, как на микро, так и на глобальном уровне;
  • использование современных высокоточных технологий является важным и необходимым условием высокого качества продукции и услуг;
  • инновационный процесс не заканчивается на стадии внедрения (первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии), а продолжается и после нее; по мере распространения новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства;
  • инновационные технологии открывают новые области применения, рынки и, соответственно, новых потребителей.

    Для инновации характерно непрерывное  совершенствование на всех этапах деятельности: это и улучшение конструкции  изделия по мере накопления опыта его производства, и внесение изменений в конструкцию на стадии внедрения в другие производства в целях более успешного применения и, наконец, модернизация первого образца при совершенствовании технологических процессов и организационных структур. По мере обучения персонала в новшестве обнаруживаются новые качества, а также новые возможности.

    Инновационный процесс – это единственный в  своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство  и управление. Он состоит в разработке и реализации нововведений и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления.

    Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. Помимо научных исследований и разработок, в составе инновационной деятельности обычно выделяются следующие основные ее виды:

  • приобретение овеществленных технологий – машин и оборудования, прочих основных фондов, по своему технологическому назначению необходимых для внедрения инноваций;
  • приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов, патентных (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей) и беспатентных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищенных охранными документами, а также товарных знаков, других услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультационных и т.п.);
  • приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций;
  • производственное проектирование, с подготовкой планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов, услуг;
  • технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (инструмента, приспособлений, калибров, пресс-форм и т.п.), осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества м связанном с этим программном обеспечении, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) либо их совершенствования; пробное производство или испытания, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;
  • обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленное внедрением технологических инноваций;
  • маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском на рынок технологически новых или усовершенствованных продуктов и услуг, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта или услуги к различным рынкам и рекламную кампанию.

    Понятие «потенциал» включает в себя источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы физическими и юридическими лицами, в том числе предприятиями, организациями, административно-территориальными образованиями, государством для решения задач, достижения целей в определенной области.

    Вопросы формирования и развития инновационного потенциала как отражение сущности инновационной экономики находят  широкое представление в работах  отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем само понятие «инновационный потенциал» не имеет однозначной трактовки, отсутствует комплексное изучение его сущности и структуры как социально-экономического феномена. Например, инновационный потенциал представляют как совокупность факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса. В других трактовках инновационный потенциал выступает как научно-технический потенциал в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологический организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций. Встречается определение инновационного потенциала как накопление определенного количества информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции.2

    В этих и других определениях инновационного потенциала, как правило, раскрывается одна или несколько сущностных характеристик  данного явления. В одном случае акцент переносится на институциональные  структуры или средства формирования потенциала, в другом идет привязка к конкретному уровню (предприятие, национальная экономика и т.д.), в третьем – представлена его косвенная характеристика, через определение сущности понятия «потенциал».

    Очевидно, что неоднозначность в понимании  сущности и структуры инновационного потенциала в значительной мере затрудняет выработку конкретных практических рекомендаций по его формированию и эффективному использованию в целях стимулирования инновационной активности как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне национальной экономики.

    Представляется, что определение сущности инновационного потенциала экономической системы (страны, отдельного региона) должно охватывать следующие основные характеристики:

  • инновационный потенциал выступает подсистемой социально-экономического (общего) потенциала экономической системы, при этом все части общего потенциала тесно связаны между собой.
  • инновационный потенциал – это наличие и сбалансированность ресурсов, уровень развития которых достаточен для осуществления эффективной инновационной деятельности;
  • инновационный потенциал включает организационный и институциональный механизмы (например, патентные службы, инновационные агентства, технологические и научные центры ит.д.), обеспечивающие инновационную деятельность;
  • инновационный потенциал содержит неиспользованные, предполагаемые (скрытые) возможности ресурсов, которые могут быть приведены в действие для реализации инновационной стратегии;
  • инновационный потенциал – это определенная характеристика способности экономической системы к изменению, улучшению, прогрессу на основе трансформации имеющихся ресурсов в новое качественное состояние.

Информация о работе Статистический анализ и развитие научного и инновационного потенциала России