Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение статистического анализа структуры импорта и её изменений за 2001 – 2008 гг.
В связи с целью, в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть методологию статистики внешней торговли;
2) рассмотреть показатели, характеризующие структуру импорта;
3) провести статистический анализ структуры импорта Российской Федерации;
Введение…………………………………………...................................................3
Глава 1 Анализ современного состояния методов статистического анализа структуры импорта РФ …………...5
1. 1 Предмет и задачи таможенной статистики внешней торговли………5
1.2 Понятие структуры внешней торговли и задачи её изучения
1.3 Показатели структуры внешней торговли
1.4 Выводы по первой главе……………………………...............................8
Глава 2.
Глава 3 Анализ структуры импорта Российской Федерации и её изменений за 2001-2008 гг. (по товарным группам)……………………………………….13
3.1 Общая характеристика импорта Российской Федерации за 2001 – 2008 года…………………………………………………………………….13
3.2 Анализ структуры импорта Российской Федерации за 2001 – 2008 года (по товарным группам)……………………………………………….18
3.3 Выводы по третьей главе………………………………………………29
Заключение…………………………………………............................................30
Список использованной литературы…………………………………………...32
На любом этапе экономического развития страны, одним из важнейших условий развития является не просто количественный рост экономических показателей, а прежде всего структурные изменения. Изменение структуры внешней торговли напрямую характеризует ее эффективность. Именно поэтому, анализ структуры занимает центральное место среди задач статистического анализа, в том числе и в таможенной статистике.
Статистическое изучение структуры включает решение следующих задач:
Для построения структуры внешней торговли, информационная база должна представлять собой типологическую или вариационную группировку.
В основу вариационной
Для построения структуры
а) наименование товара или товарной группы (для изучения товарообменной структуры внешней торговли);
б) наименование страны или
группы (стран для изучения
в) наименование вида
г) форма собственности участников ВЭД (при изучении структуры внешней торговли по формам собственности участников ВЭД);
д) наименование таможенного
При формировании элементов структуры необходимо соблюдать определенные правила:
т.е. всему
целому.
2.2 Показатели структуры внешней торговли
Простая или одномерная
Показатель
доли рассчитывается путем соотношения
части целого ко всему целому:
Показатель доли представляет собой относительный показатель и выражается в процентах (%).
Для
анализа изменения структуры
совокупности во времени используют
различные обобщающие показатели структурных
сдвигов.
– рассчитывается как сумма модулей разности двух структур (текущей и базисной):
2) Среднее изменение приходящееся на один элемент структуры:
Отражает среднее изменение удельного веса (в процентах), которое имело место за рассматриваемый период времени.
3) Среднее квадратичное изменение, приходящееся на один элемент структуры:
Показатель среднего квадратичного изменения, приходящегося на один элемент структуры отражает средний относительный прирост удельного веса в процентах, который наблюдался за рассматриваемый период.
Считается,
что изменение структуры за выбранный
период времени является незначительным,
если среднее изменение, приходящееся
на один элемент структуры не превышает
2%; существенным, если от 2% до 10%; большим
– более 10%.
4) Показатель интенсивности абсолютного структурного сдвига:
где w1, w0 - удельные веса отдельных элементов совокупности в отчетном и базисном периодах, выраженные в долях.
Позволяет определить, на сколько велики фактические изменения структуры по сравнению с максимально возможными ее изменениями.
Показатель
принимает значения в интервале
от 0 до 1. Чем ближе значение индекса
к 1, тем более значительны структурные
изменения.
5) Интегральный коэффициент структурных сдвигов Гатева:
Позволяет сравнить фактические изменения структуры с наиболее вероятными.
Поскольку
максимальное изменение структуры
маловероятно, рассчитываемый показатель
определяет какую часть составляет фактическое
изменение структуры от наиболее вероятных
изменений.
2.3 Выводы по второй главе
Анализ структуры занимает
Простую или одномерную
Для анализа изменения
Глава
3. Анализ структуры
импорта Российской
Федерации и её
изменений за 2001-2008
гг. (по товарным группам)
3.1 Общая характеристика импорта Российской Федерации за
2001 – 2008 года
Для изучения импорта Российской Федерации и проведения анализа рассмотрим географическую и товарную структуру импорта, динамику их изменений за 2001 – 2008 гг.
Географическая структура импорта представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные (дальнее зарубежье).
Рассмотрим динамику географической структуры импорта России.
Таблица 1.
Динамика
импорта Российской Федерации (по данным
ФТС России), миллионов долларов США
Показатель | Годы | |||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Всего | 41881,3 | 46173 | 57347 | 75569 | 98707 | 137764 | 199754 | 256333 |
Со странами СНГ | 11201,8 | 10163 | 13139 | 17713 | 18995 | 22367 | 29871 | 36013 |
Со странами дальнего зарубежья | 30679,5 | 36011 | 44207 | 57856 | 79712 | 115397 | 169883 | 220320 |
Источники: http://www.gks.ru/dbscripts/
http://customs.ru/ru/stats/
Абсолютный рост импорта отмечается со странами дальнего зарубежья, со страны СНГ динамика также положительная, лишь в 2002 году наблюдается снижения объема импорта по сравнению с предыдущим годам (табл. 1).
Рис. 1. Динамика изменения импорта (по данным табл.1)
Объем импорта Российской Федерацией неизменно растет с каждым годом (рис. 1).
Таблица 2.
Импорт Российской Федерации из стран СНГ
(в фактически действовавших ценах), миллионов долларов США
Страна | Годы | |||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Азербайджан | 81,1 | 86,8 | 93,1 | 139 | 206 | 259 | 328 | 411 |
Армения | 51,8 | 56,6 | 78,8 | 73,7 | 101 | 104 | 166 | 204 |
Беларусь | 3963 | 3977 | 4880 | 6485 | 5716 | 6845 | 8887 | 10585 |
Грузия | 83,4 | 69,0 | 84,2 | 107 | 158 | 68,4 | 65,4 | 48 |
Казахстан | 2018 | 1946 | 2474 | 3429 | 3225 | 3840 | 4618 | 6370 |
Киргизия | 61,9 | 74,2 | 104 | 150 | 146 | 194 | 290 | 492 |
Республика Молдова | 347 | 281 | 404 | 496 | 548 | 323 | 490 | 651 |
Таджикистан | 130 | 66,0 | 70,0 | 75,9 | 95,0 | 126 | 162 | 208,7 |
Туркмения | 39,1 | 32,1 | 28,4 | 43,2 | 77,2 | 78,9 | 69,1 | 100,3 |
Узбекистан | 584 | 344 | 485 | 613 | 904 | 1290 | 1455 | 1292 |
Украина | 3845 | 3230 | 4438 | 6100 | 7819 | 9234 | 13325 | 16235 |
Всего | 11202 | 10163 | 13139 | 17713 | 18996 | 22367 | 29855 | 36597 |
Информация о работе Статистический анализ структуры импорта РФ за 2003-2009 гг.