Статистическое изучение цен на недвижимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 00:28, реферат

Описание

Понятие цены. Показатели статистики цен. Методы расчета и анализа индексов цен.

Работа состоит из  1 файл

стат изучение цен на недвижимость.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

     ЦЕН 

     1.1 Понятие цены 

     Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

       Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги /И.К. Беляевский Статистика рынка товаров и услуг

       Цена- это выражение стоимости  товара в денежных единицах  определенной валюты за количественную  единицу товара в конкретных  условиях места и времени / Бурцева С.А. Статистика финансов.

     Цены, процессы  их образования и изменения  представляют  собой предмет статистического  исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен И.К. Беляевский Статистика рынка товаров и услуг.

     Категория цен связана с функционированием товарно-денежных отношений. В условиях развитого рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учетом спроса.

     При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. В цене, таким образом, фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

     Цена  выполняет учетную, стимулирующую  и распределительную функции.

     Учетная функция позволяет оценить затраты  и результаты производства.

     Стимулирующая функция призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции.

     Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты. С помощью этой функции цены решаются социальные задачи / Гусаров В.М. Статистика.

     Рыночная  цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения  спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы / М.Г. Назарова Статистика финансов.

     Цены  классифицируют по различным направлениям.

     1. По сферам  товарного обслуживания:

     -  оптовые цены,  по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского  назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках  поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

     - розничные цены, по которым товары реализуются  конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

     - закупочные цены, по которым государство   покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

     - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы) /И.К. Беляевский Статистика рынка товаров и услуг.

     2. По способу отражения транспортных расходов:

     -  цены франко-отправления (на товары  ограниченного производства и  разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки  до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

     - цены франко-назначения, включающие  транспортные расходы до пункта  назначения.

      3. По формам продаж:

     - контрактные (договорные) цены - цены  фактической договоренности между  продавцом и покупателем;

     - биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от  места поставки;

      - цены ярмарок и выставок (часто  льготные);

      - аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные)

        Аукционы (публичные торги) бывают  трех   типов:

     1. С повышением цены (товар продают  по цене, наиболее высокой из  предложенных покупателями).

     2. Вейлинговые торги (цена предложения  наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену).

     3. С подачей заявок в запечатанных  конвертах, при этом отсутствует   возможность сравнения с запросами  других покупателей.

     4.  По стадиям продажи:

     - цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец  желает продать товар. Как правило,  это верхний предел диапазона  возможных цен этого товара (за  исключением аукционных и цен  подряда), который корректируется  в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

     - цены спроса, по которым покупатель  заинтересован приобрести товар;

     - цены реализации (сделки, продажи,  покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен / И.К. Беляевский Статистика рынка товаров и услуг.

     5. По степени регулирования:

     - жестко фиксированные (основной  тип цен в условиях административно-командной экономики);

     - регулируемые (допускаются изменения  в определенных пределах, устанавливаются  государством, как правило, на  продукты повышенного социального  назначения);

     - свободные (не подвержены прямому  вмешательству, формируются в  соответствии с конъюнктурой рынка).

        6. По степени устойчивости во времени:

     - твердые: устанавливаются при  заключении договора на весь  срок действия;

     - подвижные: зафиксированная в  договоре цена меняется в момент  поставки, если изменилась рыночная  цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

     - скользящие: в договоре устанавливается  исходная цена и оговаривается  порядок (формула) внесения поправок  в случае изменения стоимости  ценообразующих факторов. Скользящие  цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

     - с последующей фиксацией: в  договоре определяются условия  фиксации и принцип определения  уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования  и осуществления фиксации.

     В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

     1. Расчетные цены, которые обосновываются  поставщиком для каждого конкретного  заказа с  учетом его технических  и коммерческих условий.

     2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.

     3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

     Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

     -  трансфертные (внутрифирменные - для  обмена между цехами одного  предприятия, дочерними фирмами,  заграничными филиалами, конфиденциальны);

     - мировые (выступают в качестве  условной средней стоимости  товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара) / И.К. Беляевский Статистика рынка товаров и услуг.

     Задачи  статистики цен:

      - регистрация цен, наблюдение  за их изменением;

      - анализ уровня цен, его дифференциации;

      - характеристика структуры цен;

      - изучение соотношений цен различных  товаров, субрынков и перекрестной  эластичности  цен;

      - оценка, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;

      - региональный анализ цен;

      - анализ и моделирование динамики  цен;

      - выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию  и динамику цен;  

      - изучение конъюнктуры рынка;

      - прогнозирование цен. 

     1.2 Показатели статистики  цен 

     Решение совокупности современных задач, предъявляемых  статистике цен, предполагает построение и совершенствование системы  статистических показателей, в составе  можно предусмотреть выделение  нескольких самостоятельных групп показателей. Важнейшие группы системы показателей статистики цен: показатели уровня цен, показатели структуры цены, показатели рядов динамики цен, показатели вариации цен и индексы цен / В.Н. Салин Статистика финансов.

     Средняя цена – это обобщающая характеристика уровня цен на одноименные товары и услуги / А.В. Багат Статистика.  Средние цены рассчитываются с помощью средней арифметической.

     Средняя арифметическая простая:

                                                                                                         (1)

     где pi – цена,

Информация о работе Статистическое изучение цен на недвижимость