Статистическое изучение издержек на природоохранную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 11:03, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является следующее: определить сущ-ность и значение природоохранной деятельности, рассмотреть затраты связанные с охраной окружающей среды, отметить эффективность природозащитных мероприятий, сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономический аспект природоохранной деятельности
1.1Сущность, значение природоохранных мероприятий
и их особенности в России 5
1.2 Экологическая оценка деятельности предприятия 7
1.3 Затраты экологического назначения. Их классификация и
группировка 13
Глава 2. Статистический учет издержек на охрану природы.
2.1 Задачи статистического изучения загрязнений окружающей среды 18
2.2 Экологические издержки и затраты на охрану окружающей среды 23
2.3 Методика оценки и анализа природоохранных
затрат в выпусках отраслей 29
Глава 3 Практическая часть. Решение задач 33
Заключение 39
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по статистике.docx

— 236.46 Кб (Скачать документ)

                    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО                                                                                              ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СУРГУТСКИЙ  ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА 
 
 

                                                            Кафедра ГЭД

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
  Дисциплина:   «Статистика промышленности»

Тема: Статистическое изучение издержек на природоохранную деятельность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнил:                                                …………………………………………………………студент группы ЭП –08з

                                                                                      Шарипова Н. И.

                                                                                      Проверил преподаватель:

                                                                                      доцент каф. ГЭД                                                                                                           Артерчук В.Д.

                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                              (подпись)                                                   

                                                   Сургут 2010 

  Содержание 

 Введение                                                                                                           3

  Глава 1. Экономический  аспект природоохранной деятельности             

  1.1Сущность, значение природоохранных мероприятий 

       и их особенности в  России                                                                       5

1.2 Экологическая оценка деятельности предприятия                                7

 1.3 Затраты экологического назначения. Их классификация и                 

       группировка                                                                                               13

 Глава  2. Статистический учет издержек на охрану природы.

 2.1 Задачи статистического изучения загрязнений окружающей среды  18

2.2 Экологические издержки и затраты на охрану окружающей среды   23

  2.3 Методика оценки и анализа природоохранных

        затрат в выпусках   отраслей                                                                  29

Глава 3 Практическая часть. Решение задач                                                33

Заключение                                                                                                       39

Список  литературы                                                                                          41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

        С развитием общественного производства расширяется сфера воздействия на природу, возрастают негативные изменения окружающей среды, происходит загрязнение веществами, вредными для живых организмов, нарушение динамического равновесия природных систем, изменение водного баланса, рост эрозии почв, истощение запасов минерального сырья, топлива и т.д. Единственно правильным выходом из сложившейся ситуации является обеспечение устойчивого безопасного развития, важнейшими компонентами которого становится экологическая и промышленная безопасность, которой необходимо научить людей. Образование в интересах устойчивого развития должно обеспечить их знаниями, позволяющими прогнозировать и предупреждать кризисные ситуации, находить технологические и экономически обоснованные решения, управлять природными процессами. Природоохранная деятельность занимает важное место в государственном управлении и регулировании экономики; во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.

         Принципы устойчивости развития включают, прежде всего, широкое применение экономических инструментов управления природопользованием и охраной окружающей средой, которые позволяют создать динамическое равновесие между экономическим ростом и биосферой, обеспечивая их устойчивое и сбалансированное сосуществование.

Одной из самых актуальных тем для экономики  нашей страны является проблема рационального и сбалансированного использования природоресурсного потенциала страны.

       Резкое усиление техногенного воздействия на окружающую природную среду создало реальную угрозу, в связи с этим начались разработки стратегических планов природоохранной деятельности, ориентированных на поиск малозатратных и эффективных технологий производства.

        Широкомасштабность и огромное разнообразие использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности обусловили необходимость применения системного подхода, научно обоснованного информационного и экономического анализа природопользования, таким образом стали формироваться базовые основы системы экологического управления.

        Взаимосвязь экологических проблем с хозяйственной деятельностью экономических субъектов на сегодняшний день является очевидной. Затраты на природоохранные мероприятия ведут к увеличению издержек производства, что, в свою очередь, вступает в противоречие с одной из традиционных задач экономики - снижением себестоимости продукции. Однако игнорирование природоохранных целей и экономия на экологических затратах ведет к ухудшению качества природной среды и обусловливает увеличение вторичных издержек общества, называемых эколого-экономическим ущербом. Именно он является своеобразным показателем цены (которую человеку приходится реально платить) и качества (т.е. тех благ, которых удается достичь) эколого-экономической эффективности.

       Чрезвычайно большое значение приобретает проблема оценки: с одной стороны, интегральных издержек всего цикла производства и потребления продукции (включая природоохранную сферу), с другой - совокупности результатов деятельности человека (включая негативное последствие воздействия на природную среду). В качестве параметра, характеризующего реальную результативность действий человека, как в производственной, так и природной сферах может использоваться показатель экологической эффективности.

      Основной целью курсовой работы является следующее: определить сущность и значение  природоохранной деятельности, рассмотреть затраты связанные с охраной окружающей среды, отметить эффективность природозащитных мероприятий, сделать соответствующие выводы.

      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, практической части,         заключения и списка использованной литературы. 
 

              Глава 1. Экономический аспект природоохранной деятельности             

            1.1 Государственное управление природоохранной   деятельности                                 в  России 

        Государственное управление природоохранными мероприятиями входит в систему управления всем народным хозяйством. Оно организуется в соответствии с Конституцией РФ и основывается на Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.  Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность, представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.

       В составе Государственной Думы действует Комитет по вопросам экологии и рационального использования природных Ресурсов. К компетенции представительной власти относится определение государственной политики в области охраны окружающей среды, утверждение государственной экологической программы, определение полномочий местных органов представительной власти и т.п. В структурах исполнительной власти имеется значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различных областях природопользования.

Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:

  • Министерство природных ресурсов РФ, образованное в 1996 г. на базе двух упраздненных комитетов: Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр;
  • Федеральная служба лесного хозяйства России;
  • Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;
  • Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);
  • Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
  • Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография);
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
  • Федеральный надзор России по ядерной и промышленной безопасности (Госатомнадзор);
  • Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);
  • Министерство здравоохранения РФ, одной из функций которого является санитарно-эпидемиологический надзор.

Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология).

Госкомэкология России осуществляет:

  • комплексное управление природоохранной деятельностью в стране;
  • координацию деятельности министерств и ведомств России в этой области;
  • государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также полезных ископаемых:
  • утверждение экономических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения;
  • государственную экологическую экспертизу генеральных схем развития и размещения производительных сил страны;
  • контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ;
  • руководство заповедным делом;
  • организацию распространения знаний о природе среди населения, международные связи по вопросам природопользования и др.

        Основным звеном в системе Госкомэкологии являются региональные (республиканские, краевые, областные) органы этого Комитета, имеющие в своем составе: подразделения экологического регулирования природопользования, экологической экспертизы, аналитические лаборатории, организации государственного экологического контроля, организации ведения кадастров.

        В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. Экономические методы управления на этом этапе отсутствовали практически полностью. На это, в частности, указывает бесконтрольный порядок финансирования большинства отраслей и предприятий, занятых воспроизводством природных ресурсов, отсутствие достоверной денежной оценки результатов деятельности этих отраслей, бесплатность большинства видов природопользования и т.д. К наиболее существенным недостаткам относилось практически полное игнорирование экономических и тем более рыночных стимулов, либо их формальное применение, не затрагивающее в должной мере экономические интересы предприятий-природопользователей; централизованное директивное установление заниженных цен на природное сырье и продукты его переработки, что приводило к расточительному использованию ресурсов предприятиями; ограничение самостоятельности и отсутствие необходимой экономической ответственности у предприятий за загрязнение природной среды и экономное использование природных ресурсов; ведомственная система руководства народным хозяйством обусловливала преобладание отраслевого подхода к регулированию природопользования, что противоречило территориальной организации экологических систем и комплексному характеру многих природных объектов; государственная монополия на природные ресурсы, огосударствление всех сфер и отраслей природопользования, приводящее к расточительному использованию природных ресурсов. 

Информация о работе Статистическое изучение издержек на природоохранную деятельность