Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:40, курсовая работа
Социально-экономическая статистика (СЭС) изучает массовые экономические и социальные явления на макроуровне, выявляет присущие им закономерности и взаимосвязи, даёт количественную и качественную характеристику проявления экономических законов в конкретных условиях места и времени. Предметом СЭС является национальная экономика страны. Объектами исследования являются массово-экономические и социальные явления, происходящие на уровне экономики страны в целом, как единого народно-хозяйственного комплекса.
Рисунок
3– Результат SWOT-анализа: слабые стороны
социально-экономического положения Орловской
области
В
соответствии со статистическими данными
в Орловской области
В области
так же наблюдается слабый объем
инвестиций в производство из-за высокого
инвестиционного риска в
1.
Отсутствует развитие
2.
Трудности развития
Общая демографическая ситуация в области, как и в целом по России, продолжает оставаться сложной. Численность постоянного населения на начало 2008 года составила 821,9 тыс. человек и сократилась с начала года на 4,7 тыс. человек (0,6%). Основной причиной снижения численности является естественная убыль, не восполняемая миграционным приростом. Превышение числа умерших над числом родившихся в отчетном периоде составило 1,8 раза (в 2006 году – 2 раза). «Демографическая нагрузка» в области превышает средний показатель по ЦФО на 5%, по России – на 8%.
По данным органов службы занятости социально-трудовая сфера области характеризуется сокращением численности населения трудоспособного возраста, и, как следствие, снижением численности трудовых ресурсов области. За 2007 год численность трудовых ресурсов к предыдущему периоду сократилась на 1,3 тыс. человек (0,2%) и составила 522 тыс. человек. Численность занятых в экономике за этот период осталась практически на уровне 2006 года и сократилась на 200 человек, составив 412 тыс. человек, или 94,3% от численности экономически активного населения.
Сложной
остается по-прежнему экологическая
ситуация в Орловской области. Регион
занимает 43 место среди регионов
России. Данные регулярных наблюдений
службы Орловского областного центра
по гидрометеорологии и
3.2 Реализация
региональной промышленной
и инновационной политики
в Орловской области
В
настоящее время все большую
актуальность приобретают вопросы
ориентации экономики на инновационный
путь развития и создания региональных
инновационных систем. Управление региональным
инновационным процессом
Региональная
инновационная политика ориентирована
на решение территориальных
Можно выделить внутренние и внешние составляющие инновационного потенциала региона. К числу внутренних относятся: финансово-кредитная система, хозяйственная структура, научно-исследовательская база, система формирования и развития кадрового потенциала региона. К внешним элементам относятся: интеграционное взаимодействие с другими регионами, социально-экономическая конкурентоспособность региона, возможности выхода на мировой уровень.
Региональная инновационная политика - составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования.
Инновационная политика в регионах Российской Федерации имеет свои особенности. Однако едиными остаются базовые средства ее реализации: законодательная база, целевые программы, концепции и др.
В Орловской области в настоящее время ведется широкомасштабная работа по активизации инновационных и инвестиционных процессов на предприятиях и организациях; развитию взаимодействия промышленных предприятий, научных учреждений и вузов; увеличению численности и повышение престижа работников, занятых научно-технической и инновационной деятельностью. Этому способствуют принятые законы «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области», «О науке и инновационной деятельности», «Об инвестиционной деятельности в Орловской области». Коллегия администрации Орловской области ведет целенаправленную работу по выработке и реализации долгосрочной политики повышения конкурентоспособности и эффективности промышленного производства области [11].
Индустриальный комплекс области представляют 220 крупных, средних и 574 малых предприятия, в которых работает 72,2 тыс. человек, что составляет 26% занятого населения. Промышленность занимает 38% в структуре валового регионального продукта. В 2005 году произведено продукции на сумму 35 млрд. рублей. Наращивание инновационного и производственного потенциала промышленности области достигается за счет пяти основных элементов [13].
Первый элемент - Система стратегического планирования и комплексный подход.
С
целью формирования конкурентной экономики
в области принята и
Второй элемент - Реформирование структуры промышленного производства.
Реализация
важных инновационно-инвестиционных областных
программ создает условия для
производства рыночной продукции. Принята
«Программа развития промышленности в
Орловской области в 2006-2008 годах»,
которая предусматривает
Третий элемент - Современный менеджмент.
В
области сложилась
Четвертый элемент - Инновации, качество, инвестиции.
Принята
и успешно реализуется
Программа
носит комплексный
Основными задачами Программы являются:
- совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок;
- увеличение числа организаций области, использующих инновации;
- развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
- развитие малого наукоемкого производственного бизнеса;
- увеличение объема конкурентоспособной инновационной продукции, производимой организациями Орловской области;
- создание постоянно действующей системы мониторинга научно-технического потенциала;
- финансово-кредитная поддержка приоритетных разработок;
- целевая ориентация подготовки специалистов в вузах в интересах перспективных направлений развития промышленности и социальной сферы на основе «кадрового сопровождения».
В настоящее время определились более 100 участников областной программы. Сформирована региональная инновационная инфраструктура, позволяющая достигать системы «технологических коридоров», обеспечивающих коммерческое освоение научных знаний, изобретений, ноу-хау, и наукоемких технологий. Созданы такие важнейшие ее элементы, как ООО «Орел - технопарк», Центр логистики и маркетинга, интеллектуальной собственности и трансфера технологий, Региональный центр качества, Координационный совет по формированию и реализации политики в области качества.
Нашли
свое место и активно работают
и федеральные структуры ФГУ
«Орловский ЦНТИ», ФГУ «Орловский ЦСМ»,
а также Орловская торгово-
Ведется
поиск новых форм организации
инновационной сферы, а также
принципов организации
В области растут объемы инновационной продукции. В 2005 году 54 предприятия использовали более тысячи передовых производственных технологий, что на 28% больше, чем в 2004 году. Объем работ и услуг инновационного характера составил 1,26 млрд. рублей, темп роста 111, 8%. Удельный вес инновационно - активных предприятий вырос с 17% в 2003 году до 25% в 2005-м. Доля инновационной продукции составляет 6%.
Пятый элемент - Стратегическое партнерство.
Оно рассматривается в
3.3
Социально-экономические
аспекты охраны природно-ресурсного
потенциала Орловской
области
Информация о работе Статистическое изучение условий социально – экономического развития региона