Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:40, курсовая работа
Социально-экономическая статистика (СЭС) изучает массовые экономические и социальные явления на макроуровне, выявляет присущие им закономерности и взаимосвязи, даёт количественную и качественную характеристику проявления экономических законов в конкретных условиях места и времени. Предметом СЭС является национальная экономика страны. Объектами исследования являются массово-экономические и социальные явления, происходящие на уровне экономики страны в целом, как единого народно-хозяйственного комплекса.
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическая
статистика (СЭС) изучает массовые экономические
и социальные явления на макроуровне,
выявляет присущие им закономерности
и взаимосвязи, даёт количественную
и качественную характеристику проявления
экономических законов в
Статистическая информация используется на макроуровне для разработки экономической политики в стране, формирования проектов бюджетов, получения прогнозов развития, анализа реализации федеральных законов и международных обязательств России. Таким образом, статистика играет важную роль в формировании информационной инфраструктуры экономики, социальной сферы и общества в целом.
Основной задачей СЭС является подготовка и представление полной и достоверной информации о состоянии и развитии экономики страны.
В современных условиях статистика должна обеспечивать органы государственного управления всех уровней, международные организации, коммерческие структуры и население объективной, своевременной и полной информацией по вопросам социально-экономического развития России, её регионов, отраслей и секторов экономики.
Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получены в будущем. В связи с этим, одной из наиболее актуальных задач в ходе анализа настоящего положения региона является задача по изучению социально-экономической сферы региона.
Цель данного курсовой работы состоит в овладении навыками анализа социально-экономического положения региона .
Объектом исследования является социально-экономическая сфера региона.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1) определить сущность и содержание категории «социально-экономическое положение региона»;
2) изучить методы стратегического планирования развития региона, социально-экономического моделирования;
3) получить оценку социально-экономического положения Орловской области.
Структурная
схема курсовой работы следующая. Работа
состоит из введения, трех глав материала,
заключения и списка литературы. Во введении
обосновывается актуальность темы курсового
проекта, формулируется цель работы, определяется
объект исследования, формулируются основные
задачи. В первой главе рассматриваются
сущность и содержание анализа социально-экономического
положения региона, а также методы стратегического
планирования и социально-экономического
моделирования. Во второй главе проводится
оценка социально-экономического положения
Орловской области. В заключении излагаются
основные результаты и направления дальнейшего
развития работы.
1.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СТАТИСТИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность и содержание
анализа социально-экономического
положения региона
Содержание анализа регионов в силу специфичности природных, экономических и социальных условий, может сильно различаться. Действительно, развитие регионов Российской Федерации по своему содержанию сильно различается, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и прочим, поэтому сущность анализа социально-экономического положения региона состоит в том, чтобы выявить слабые стороны региона, а так же факторы негативно влияющие на положение и развитие региона и на основе анализа предложить пути улучшения положения, решение проблемных моментов.
Существуют различные подходы для анализа положения региона:
Экономический – это подход, который характеризует состояние экономики региона, финансовую сторону развития, стратификацию населения и пр.
Географический – это подход, который рассматривает экономико-географическое положение, обеспеченность природно-экологическими и культурно-историческими ресурсами.
Демографический
– это подход, характеризующий
воспроизводство населения
Социальный
– это подход, который формируется
на основе показателей уровень
Особое значение в анализе уровня экономического положения региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения – валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей. Для анализа динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительность труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста – жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона. При рассмотрении дополнительной информации , чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить уровень социально-экономического положения региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе [8].
Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть – непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве. Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства [2]. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная к своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы [7].
Стираются различия между низко- и высокооплачиваемыми отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и другие обычные факторы конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются во всех странах мира в большей или меньшей степени. Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной. Новые представления об источниках и факторах экономического положения позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направления экономического положения страны в целом [2].
На уровне регионов можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического положения :
-
ВНП или ВВП (абсолютная
-
показатель валового
-
уровень инфляции. Инфляция оказывает
достаточно сильное влияние на
многие экономические и
-
инвестиционный климат. Благоприятный
инвестиционный климат, сложившийся
в регионе, влияет на
- средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
-
продолжительность жизни,
- уровень образования;
-
уровень потребления
-
уровень здравоохранения (
- состояние окружающей среды;
- равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
- обогащение культурной жизни людей [2].
Для
оценки выделенных показателей социально-
1) Факторный анализ;
2) SWOT-анализ;
3) Имитационный анализ.
1.2
Экономико-математические
методы, используемые
в региональном
анализе
В литературе выделяются следующие методы экономико-математический анализа социально-экономического положения региона.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:
1) постановка цели анализа;
2) отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели;
3) классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности;
4) ределение формы зависимости между факторами и результативным показателем;
5) моделирование взаимосвязей между результативным и факторным показателями;
6) расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;
7) работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами) [5].
Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки. Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др [6].
Моделирование экономических
Информация о работе Статистическое изучение условий социально – экономического развития региона