Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 11:37, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является определение эффективности ценообразования хозяйства. С учетом поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать краткую характеристику хозяйству;
- рассмотреть понятие «ценообразование»;
- определить показатели ценообразования;
- провести анализ экономической деятельности хозяйства, на основе
которого сделать вывод об эффективности ценообразования;
- предложить основные пути повышения эффективности ценообразования хозяйства.
Введение 3
1. Теоретические основы ценообразования в рыночных условиях 5
1.1 Система показателей статистики цен 5
1.2. Система индексов цен 6
2. Экономическая характеристика организации и эффективности ценообразования 10
2.1. Природно-экономическая характеристика хозяйства 10
2.2. Анализ эффективности ценообразования
3. Определение и оценка резервов
3.1. Ряды динамики, основная тенденция и прогнозирование
3.2. Система сложных и взаимосвязанных индексов
3.3. Корреляционно-регрессионный анализ
Список литературы 30
По данным таблицы видим, что цены с каждым годом становятся выше. Так особенно выросли цены на зерно, почти в 2,5 раза, на мясо в 1,5 раза. Цены на молоко повышаются менее стремительно. По отношению к 2007 году в 2009 году цена на молоко возросла на 7,9 %, то есть на 60,6 рублей.
Розничная цена представляет собой цену, по которой продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителям. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятия, налоги и складываются с учетом ситуации на рынке. [3]
Розничная цена – цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи.
Данные цены являются свободными, то есть складываются под влиянием соотношения спроса и предложения.
Таблица 7
Структура розничной цены молока
Элементы цены | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||
руб. | % | руб. | % | руб. | % | |
Себестоимость | 743,3 | 85,9 | 694,5 | 72,6 | 797,5 | 85 |
Прибыль предприятия | 23,6 | 2,7 | 96,4 | 10 | 30 | 0,3 |
Акциз | - | - | - | - | - | - |
НДС | 2,36 | 0,3 | 9,64 | 1 | 3 | 3,2 |
Наценка посредника | 74,3 | 8,45 | 69,5 | 7,3 | 79,8 | 8,5 |
Торговая наценка | 21,2 | 2,4 | 86,5 | 9 | 27 | 2,8 |
Итого | 864,8 | 100 | 956,5 | 100 | 937,3 | 100 |
На основании данной таблицы можно отметить следующее: себестоимость молока в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 0,9 %. Рост себестоимость заставил предприятие поднять розничные цены на 8,4 %. На основании этого повысились НДС на 2,9 %, торговая наценка на 0,4 %. Процент торговой наценки не изменился. Совокупность всех этих причин вызвала спад прибыли на 2,4 %, что представляет собой 7,6 руб./ц.
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Таблица 8
Изменение цены в зависимости от качества продукции
Вид продукции | Цена, руб./ц | 2009 г. в % к 2007 г. | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
Молоко |
|
|
|
|
1 сорт | 780,7 | 795,4 | 895,2 | 138,5 |
2 сорт | 635,5 | 680,9 | 756,4 | 132,2 |
Несортовое | 458,9 | 460,8 | 652,5 | 115,5 |
Уровень цены зависит от качества продукции. Этот вывод модно сделать по данным таблицы 8. Чтобы получить молоко первого сорта, необходимо произвести большие затраты, чем для несортового молока и молока второго сорта. Значит и себестоимость молока первого сорта будет выше. Этим и обусловлено повышение цены в зависимости от качества.
Также заметен рост цены за последние три года: молоко первого сорта на 38,5 %, второго на 32,2 %, несортовое на 15,5%.
Организация реализует свою продукцию по разным направлениям: на рынке, государству по договорам, работникам в хозяйстве.
Рыночная (оптовая) цена на продукцию устанавливается предприятием по согласованию с потребителями. Она применяется с учетом НДС и себестоимости.
Договорные цены устанавливаются в договорном порядке между продавцом и покупателем.
Продукция работникам в хозяйстве продается в розницу по сниженной цене. Эта цена выше себестоимости, но ниже всех остальных цен.
Таблица 9
Расчет средней цены реализации за 1 ц продукции
Вид продукции | Цена реализации | Средняя фактическая цена реализации | ||||||||
На рынке | Государству по договорам | Работникам в хозяйстве | ||||||||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2007 год
| 2008 год | 2009 год
| ||
Зерно, руб./ц | - | - | - | - | - | - | 168,8 | 236,4 | 285,4 | 230,2 |
Молоко, руб./ц | 766,9 | 790,9 | 827,5 | 766,9 | 790,9 | 827,5 | 655,4 | 700 | 790,5 | 768,5 |
Мясо, руб./ц | 4000 | 5000 | 5800 | 4000 | 4800 | 5500 | 3000 | 3500 | 5000 | 4511,1 |
На основании данных таблицы можно отметить, что цены изменяются в зависимости от направления реализации.
Расчет средней фактической цены показал, что зерно составляет 268,4 руб.\ц., 768,5 руб.\ц, 4588,9 руб.\ц.
Таблица 10
Расчет предлагаемой цены
Вид продукции | Производственная Себестоимость, руб. | Затраты на реализацию, руб. | Полная себестоимость, руб. (2+3) | Нормативный уровень рентабельности (30 – 40 %) | Предлагаемая цена, руб. Гр. 4 * 1,3-1,4 |
Зерно: овес | 277,41 | 268,3 | 545,7 | 218,3 | 305,6 |
Молоко | 797,7 | 823,1 | 1620,8 | 648,32 | 907,6 |
Мясо | 2133,3 | 8933 | 11066,6 | 4426,7 | 6197,3 |
Предприятие для повышения эффективности производства и получения высокой прибыли предлагает свою продукцию по более высокой цене. Это происходит из-за недостаточности рынков сбыта.
Предлагаемая цена выше фактической. Для зерна на 7 %, молока на 9,7 %, мяса на 6,9 %.
3. Определение и оценка резервов
3.1. Ряды динамики, основная тенденция и прогнозирование
Рядом динамики называется последовательность числовых значений статистических показателей, расположенных в хронологическом порядке и характеризующих развитие изучаемого явления.
Таблица 11
Показатели динамики цен на молоко
Годы | Цена, руб./ц. | Абсолютный прирост | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | Абсолютное значение 1% прироста | |||
баз. | отч. | баз. | отч. | баз. | отч. | |||
2005 | 660,4 | - | - | - | - | - | - | - |
2006 | 710,2 | 49,8 | 49,8 | 107,5 | 107,5 | 7,5 | 7,5 | 6,6 |
2007 | 766,9 | 106,5 | 56,7 | 116,1 | 107,9 | 16,1 | 7,9 | 7,1 |
2008 | 790,9 | 130,5 | 24 | 119,8 | 103 | 19,8 | 3 | 7,7 |
2009 | 827,5 | 167,1 | 36,6 | 125,3 | 104,6 | 25,3 | 4,6 | 7,9 |