Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:39, курсовая работа
В данной работе проводится статистический анализ уровня цен, дается понятие и сущности цен и инфляции, динамики совокупности общих уровней цен в регионах Кыргызстана, а также принципы и методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня и динамики инфляции на продукцию и услуги.
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же провести статистический анализ цен в Кыргызской Республике.
ВВЕДЕНИЕ
Глава1.Теоретические основы статистики цен.
1.1. Понятие и сущность цен.
1.2. Задачи и система показателей статистики цен.
Глава 2. Система индексов цен.
2.1. Индивидуальные и общие индексы.
2.2. Индексы средних цен (тарифов).
Глава3. Анализ динамики и уровня цен в Кыргызстане.
3.1. Методы расчёта индексов цен.
3.2. Методы регистрации цен.
3.3. Индекс потребительских цен.
3.4. Статистический анализ цен в Кыргызстане.
Заключение
Список использованной литературы.
1) Индивидуальные индексы цен рассчитываются по формуле:
1. По товару “А”:
ip=p1/ p0 =3,3/3,2=1,03, или 103%
(средний рост на товар составил 3%)
2. По товару “Б”:
ip=p1/ p0 =5,0/4,8=1,04, или 104%
(средний рост на товар составил 4%)
3. По товару ”В”:
ip=p1/ p0 =26,4/24,0=1,1, или 101%
(средний рост на товар составил 1%)
2) Общий индекс цен:
а) Агрегатный индекс цен Ласпейреса:
Ip=3,3*68+5,0*24+26,4*20 / 3,2*68+4,8*24+24,0*20=
=872,4 / 812,8 = 1,07, или 107%
Индекс показывает, что если бы население приобрело товаров в мае месяце столько же, сколько и в апреле, то цены в среднем увеличились бы на 7%.
б) Агрегатный индекс цен Пааше:
Ip=3,3*62+5,0*24+26,4*16 / 3,2*62+4,8*24+24,0*16=
=747 / 697,6 = 1,07, или 107%
Индекс показывает, что в мае по сравнению с апрелем цены на данную группу продуктов на рынке выросли в среднем на 7%.
3) Рассчитаем перерасход денежных средств в результате повышения цен на товары:
а) по методике Пааше:
Δppq=Σ p1q1 – Σ p0q1 = 747 – 697,6 = 49,4 тыс. руб.
За счет среднего роста цен перерасход денежных средств населением составил 49,4 тыс. руб.
б) по методике Ласпейреса:
Δppq=Σ p1q0 – Σ p0q0 = 872,4 – 812,8 = 59,6 тыс. руб.
Если население в мае купило бы столько же товаров, что и в апреле, то в результате среднего роста цен переплата составила бы 59,6 тыс. руб.
Причины расхождения между величинами данных индексов состоят в том, что значение индексов цен Пааше и Ласпейреса имеют различное экономическое содержание:
Индекс Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде, и фактическую экономию (перерасход) от изменения цен, т. е. индекс цен Пааше показывает, на сколько товары в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.
Экономическое содержание индекса Ласпейреса другое: он показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию (перерасход), которую можно было бы получить от изменения цен, т. е. условную экономию (перерасход). Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает во сколько раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном периоде.
Индексы цен исчисляются для характеристики изменения цен на товары и услуги и представляют собой относительную величину сравнения цен в динамике. Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей в промышленности, тарифов на перевозки грузов транспортом, на услуги связи, оказываемые предприятиям, учреждениям и организациям, цен реализации сельскохозяйственной продукции. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами по выборочному кругу предприятий всех типов и форм собственности. Средняя цена на товар (услугу) - представитель по всей территории республики исчисляется из средних цен по регионам, взвешенных на долю регионов в общем объеме потребительских расходов населения. По каждому товару регистрируется такое количество цен, которое позволяет репрезентативно определить его среднюю цену. Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени и пространстве общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного пользования. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. Расчет производится ежемесячно и нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на предприятиях торговли, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках и в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Кыргызской Республике. Программа расчета индекса потребительских цен составлена в соответствии с международными стандартами с учетом особенностей развития экономики республики. Рассчитывается индекс по формуле Ласпейреса по отдельным регионам и в целом по республике по 12 основным группам и 342 товарам (услугам) - представителям потребительских расходов и публикуется не позднее 15-го числа. С 2003г. агрегирование статистической информации осуществляется с использованием Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ). Индекс охватывает все население республики и использует в настоящее время удельные веса потребительских расходов предыдущего года. Регистрируются покупные цены в 7 областных центрах и столице республики. Круг отчетных единиц выборочный, охват выборки составляет 1496 предприятий торговли и сферы обслуживания. В течение месяца регистрируются более 45 тыс. котировок цен. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике.
Индекс цен производителей на промышленную продукцию рассчитывается на основе зарегистрированных цен по товарам представителям, набор которых включает 287 котировок на 148 опорных (базовых) предприятиях промышленности. Регистрации подлежат фактически сложившиеся цены на продукцию при реализации ее на внутреннем рынке с учетом всех категорий потребителей. В качестве товаров-представителей принимаются конкретные изделия или однородные группы продукции, близкие по основным качественным параметрам, используемому сырью, материалам и технологическим процессам при их производстве. Построение индексов цен производителей промышленной продукции предусматривает систему взвешивания на основе данных об объеме промышленности в стоимостном выражении за предыдущий год. Агрегирование статистической информации осуществляется с использованием государственного классификатора видов экономической деятельности (ГКЭД).
Индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции исчисляется по группам однородной продукции. Индексы цен отражают изменение стоимости реализованной продукции вследствие изменения цен на нее в отчетном периоде по сравнению с базисным и исчисляются исходя из объемов продукции, реализованной в отчетном периоде, и цен реализации отчетного и базисного периодов. В качестве базисного используется предыдущий год.
Статистическое обследование потребительских цен и тарифов организуется на выборочной основе. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке включает в себя следующие этапы работы:
отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг, в которых осуще
ствляется регистрация цен и тарифов на товары и услуги;
отбор населенных пунктов, на которых организуется наблюдение за
потребительскими ценами на товары и услуги;
отбор товаров (услуг) – представителей;
регистрация цен и тарифов;
формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;
расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;
расчет индекса потребительских цен;
подготовка ценовой информации для стоимостной оценки минимального потребительского бюджета;
Первичная информация о ценах, полученная регистратором в каждом наблюдаемом населенном пункте, в каждой торговой точке, является базовой для всех индексных расчетов. На предприятиях торговли, сферы услуг, рынках и уличной торговле регистрации подлежит фактическая (розничная) цена (тариф) товара (услуги), имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях для отдельных категорий граждан) и оплачиваемая наличными деньгами. Например, не рекомендуется регистрировать цены на сахар-песок или муку, реализуемые мешками, а также цены со скидками (льготные цены), по которым осуществляется реализация товаров отдельным категориям населения. В наблюдение включаются как товары отечественного производства, так и импортные товары. Количество наблюдений цен, необходимых для достоверной оценки средней цены товара, зависит от разницы в ценах на этот товар. На каждый товар (услугу) - представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5-10 котировок). Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, водоснабжение, муниципальный городской транспорт, нотариальные услуги (госпошлина) и т.п.), на которые действуют единые тарифы. Сбор информации проводится между 3-м и 25-м числами каждого месяца. Цены на товары и услуги наблюдаются еженедельно.
В статистике цен для текущих обследований используется метод регистрации цен – непосредственное наблюдение. Сбор данных о ценах осуществляется путем личного посещения организаций торговли и сферы услуг сотрудниками органов статистики (регистраторами) и фиксации цен на бумажных носителях. В специально разработанную форму «Рабочая тетрадь для регистрации цен и тарифов на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги населению» на каждый товар или услугу заполняется информация о ценах или тарифах с указанием характеристики данного товара или услуги. В течение месяца должно регистрироваться не менее 45 тысяч котировок цен. Наиболее оптимальным способом учета качественных изменений и обеспечения сопоставимости товаров при регистрации цен является применение товарных спецификаций (характеристик). Основной принцип сопоставимости товаров и услуг - это отсутствие существенных расхождений между признаками, которые обуславливают их цену. Сопоставимыми в двух периодах (месяцах) считаются цены (тарифы) на товар (услугу), если они зарегистрированы на тот же ассортиментный вид, имеют одинаковые качественные характеристики и реализуются на отобранных базовых предприятиях.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) - это показатель, отражающий общее изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг приобретаемого населением для непроизводственного потребления.
Индексы потребительских цен рассчитываются на региональном и республиканском уровнях. Расчет ИПЦ производится в три этапа. На первом этапе рассчитываются средние цены на товары (услуги) – представители, на втором – определяются индивидуальные индексы цен на товары (услуги) – представители, на третьем – индексы более высокого уровня, путем агрегирования индивидуальных индексов цен.
1. На основании данных регистрации цен средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периода на конкретные товары и услуги рассчитываются по формуле средней арифметической простой величины:
где P – средняя цена текущего периода
- сумма сопоставимых цен текущего периода
k – количество сопоставимых цен текущего периода
2. Расчет индивидуального индекса на региональном уровне осуществляется по формуле, приведенной ниже:
где - индекс цен текущего периода к базисному периоду
- цена товара в текущем периоде
- цена товара в базисном периоде
Расчет индивидуального индекса на отдельный товар или услугу на республиканском уровне. Для определения влияния индивидуального индекса товара по региону на сводный индекс по республике используется принцип «взвешивания» индивидуального индекса конкретного товара на удельный вес по региону, рассчитанный на основании данных о численности населения и потребительских расходов. При этом в качестве весов используется доля региона в общей совокупности расходов населения республики. Расчет производится по следующей формуле:
где - индивидуальный индекс цен на товар i по республике
- индивидуальные индексы цен на товар i по регионам
W – региональные веса (весовая доля региона в общем объеме)
Например, рассчитаем индивидуальный индекс на говядину на республиканском уровне,
Где Iрi – индивидуальный индекс цен на говядину по республике;
Ini – индивидуальные индексы цен на говядину по регионам;
Wn – региональные веса (весовая доля региона в общем объеме).
3. Расчет агрегированного индекса по группе товаров на региональном уровне производится по формуле Ласпейреса:
где - индекс цен текущего периода
- цена товара i в текущем периоде
- цена товара i в базисном периоде
- количество товара (услуги), потребленного в базисном периоде
Вышеприведенная формула предполагает сравнение изменений цен для каждого товара за длительные периоды с сохранением характеристик данных товаров, что трудно выполнить на практике при изменении круга продаваемых товаров, их замещении, изменении структуры товарных потоков. Поэтому в мировой статистической практикой и международными стандартами рекомендовано в качестве формулы для расчета индексов использовать ее модифицированный вариант. Модификация формулы Ласпейреса состоит в том, что изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цен, т.е. в каждый период времени базисные веса умножаются на последнее значение индекса цен, поэтому для расчета месячного изменения цен применяется следующая формула:
где - индекс цен текущего периода
- долгосрочный индекс за предыдущий месяц
- месячные изменения цен отчетного периода
- удельный вес товара (услуги) i в корзине базисного периода, который определяется по следующей формуле:
где - стоимость отдельного товара или услуги
- сумма стоимости потребительской корзины.
ИПЦ строится путем последовательного агрегирования данных. Сначала определяются потоварные индексы цен, охватывающие все виды торговли, затем определяются индексы цен по товарным группам. Затем строится сводный ИПЦ.
Например, в состав ИПЦ входит индекс потребительских цен на пищевые продукты и безалкогольные напитки:
Для расчета ИПЦ на пищевые продукты и безалкогольные напитки воспользуемся следующими таблицами.
Индекс потребительских цен по группам: | Февраль 2010 в % к февралю 2009года | Удельный вес товара |
| Ij | w0 |
Пищевые продукты и безалкогольные напитки |
|
|
из них : |
|
|
хлебобулочные изделия и крупы | 89,30 | 0,1543 |
мука пшеничная высшего сорта | 82,22 | 0,0214 |
мука пшеничная первого сорта | 79,21 | 0,0491 |
хлеб | 91,78 | 0,0208 |
мясо | 100,93 | 0,0915 |
рыба | 105,64 | 0,0090 |
молочные изделия, сыр и яйца | 95,50 | 0,0335 |
масла и жиры | 93,17 | 0,0199 |
фрукты и овощи | 89,99 |
|
фрукты | 89,43 | 0,0331 |
овощи | 87,71 | 0,0522 |
сахар, джем, мед, шоколад и конфеты | 129,74 | 0,0478 |
сахар | 151,97 | 0,0270 |
другие продукты питания | 99,86 | 0,0089 |
безалкогольные напитки | 112,27 | 0,0163 |