Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:39, курсовая работа
В данной работе проводится статистический анализ уровня цен, дается понятие и сущности цен и инфляции, динамики совокупности общих уровней цен в регионах Кыргызстана, а также принципы и методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня и динамики инфляции на продукцию и услуги.
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же провести статистический анализ цен в Кыргызской Республике.
ВВЕДЕНИЕ
Глава1.Теоретические основы статистики цен.
1.1. Понятие и сущность цен.
1.2. Задачи и система показателей статистики цен.
Глава 2. Система индексов цен.
2.1. Индивидуальные и общие индексы.
2.2. Индексы средних цен (тарифов).
Глава3. Анализ динамики и уровня цен в Кыргызстане.
3.1. Методы расчёта индексов цен.
3.2. Методы регистрации цен.
3.3. Индекс потребительских цен.
3.4. Статистический анализ цен в Кыргызстане.
Заключение
Список использованной литературы.
Вычисления произведены на основании ежемесячных данных об индексах цен по секторам экономики.
Проводя анализ полученных данных, можно сделать вывод, что в период с 2004 по 2007 год наблюдалось заметное повышение индексов цен во всех секторах экономики. Лишь в 2008 году индексы резко снизились.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2008 году.
(в % к предыдущему году)
| Все товары | В том числе | ||
| пищевые продукты и безалкогольные напитки | непродовольственные товары | услуги | |
Январь | 101,9 | 101,8 | 101,8 | 100,4 |
февраль | 101,7 | 101,9 | 102,2 | 102,7 |
Март | 102,3 | 103,4 | 100,6 | 103,3 |
Апрель | 101,1 | 101,5 | 100,7 | 100,9 |
Май | 103 | 104,8 | 101,5 | 100,5 |
Июнь | 104,3 | 105,7 | 101,9 | 109,3 |
Июль | 100 | 98,5 | 100,9 | 102 |
Август | 99,7 | 97,8 | 100,4 | 102,6 |
Сентябрь | 100,7 | 100,1 | 100,1 | 103,7 |
Октябрь | 100,9 | 101,2 | 100 | 102,3 |
Ноябрь | 101,5 | 101,6 | 100,4 | 102,1 |
Декабрь | 101,4 | 101,2 | 101,9 | 100,7 |
Наивысшего уровня уровень ИПЦ достигает в июне 2008 года.
Динамика общего уровня цен определялась динамикой цен на продукты питания ввиду их высокой доли в потребительских расходах. Цены производителей сельскохозяйственной продукции возросли в 2008 году относительно соответствующего периода в 2007 году, главным образом из-за засухи, повлекшей за собой неурожаи. Это привело к удорожанию хлеба (54,5 %). Наблюдалось удорожание картофеля (11,24 %), мяса (14,2 %): говядина (18,5%), баранина (14,25%). В 2009 году эти показатели снизились. Так, с начала 2009 года цены на мясную продукцию возросли на 4 %. Это связано с тем, что в 2009 году производители смогли обеспечить продукцией более 85 % потребления, что снизило риск негативного влияния внешних факторов.
Индекс на непродовольственные товары продолжил тенденцию роста. В годовом исчислении прирост цен на непродовольственные товары составил 16%. Годовой прирост цен на непродовольственные товары сложился, в основном, за счет роста цен на предметы для домашнего обихода, на одежду и обувь. Основным фактором, повлиявшим на рост цен, стало повышение цен на горюче-смазочные материалы. Так, цена на бензин (за 1000 л) выросла на 11,44%, на дизельное топливо (за 1000 л) – на 39,9 %, а на мазут прирост составил примерно 47 %.
Индекс цен на платные услуги в 2008 году вырос на 34,4 %. Наблюдался рост цен за жилищные услуги. Основным фактором сложившейся динамики на данную товарную группу стало повышение цен на электроэнергию (17,9 %), отопление за 1 Гкал (23.8%), газ сетевой за месяц (54,3%).
Стоимость транспортных услуг также возросла. Так, плата за городской автобус возросла в среднем на 49,8 %, за пригородный автобус на 9.7 %, а междугородние автобусы на 22,08 %.
Основной вклад внес рост цен на услуги образования и на услуги общественного транспорта. Также существенный рост наблюдался на услуги ресторанов и гостиниц. Цена на суточное проживание в гостинице повысилось на 225,2 %.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, в феврале текущего года (2010г) по сравнению с декабрем прошлого года составил 103,8%, а по сравнению с январем текущего года – 102,5%. В феврале текущего года по сравнению с предыдущим месяцем наблюдалось повышение цен на пищевые продукты и безалкогольные напитки на 1,9%. Так, за месяц цены на фрукты и овощи повысились на 8,4%, сахар – на 2,4%, мясо – на 1,3%. Вместе с тем цены на хлебобулычные изделия и крупы снизились на 0,2%. При этом, цены на хлеб возросли на 1,4%. Также снизились цены на молоко на 0,6%, яйца на 0,5%.
В феврале текущего года возросли цены на свежие фрукты на 1,2% и свежие овощи - на 14,0%. По данным статистического комитета уровень инфляции в 2009 году в годовом исчислении (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) составил 32,3 %. Основным фактором, повлиявшим на инфляционные процессы с начала текущего года явилось повышение цен на товары первой необходимости, такие как фрукты и овощи, мясо, масла и жиры, сахар и молочные продукты.
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги по территории в феврале 2010 года (в % к декабрю предыдущего года).
| Все товары и услуги | Пищевые продукты и безалкогольные напитки | Алкогольные напитки и табачные изделия | Непродовольственные товары | Услуги |
Кыргызская Республика | 103,8 | 104,0 | 100,3 | 105,7 | 101,1 |
Баткенская область | 103,7 | 105,3 | 100,0 | 101,9 | 104,7 |
Джалалабатская область | 103,0 | 104,0 | 100,4 | 103,6 | 99,5 |
Иссыккульская область | 104,6 | 105,9 | 100,7 | 106,3 | 99,5 |
Нарынская область | 104,4 | 107,4 | 102,1 | 102,5 | 100,5 |
Ошская область | 104,5 | 104,1 | 98,7 | 107,6 | 103,1 |
Таласская область | 102,0 | 104,2 | 100,0 | 100,8 | 99,6 |
Чуйская область | 104,3 | 104,4 | 103,6 | 106,2 | 100,0 |
г.Бишкек | 103,5 | 103,5 | 100,0 | 105,7 | 100,9 |
В феврале текущего года рост цен отмечен во всех регионах республики. Наибольшее повышение наблюдалось в Иссыккульской и Ошской областях, где прирост цен составил, соответственно, 4,6% и 4,5%. Основным фактором роста цен в этих областях явилось повышение их на непродовольственные товары, пищевые продукты и безалкогольные напитки, а также на услуги в Ошской области.
В январе-феврале 2010 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года цены производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию снизились на 13,5%.
Индекс цен производителей промышленных товаров и услуг с начала текущего года составил 107,7%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возрос на 22,9%, что обусловлено, в основном, повышением их в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды на 53,5% и обрабатывающей промышленности - на 17,9%.
В феврале текущего года средние цены производителей снизились на муку высшего и первого сортов, бензин и дизтопливо, в то же время повышение цен наблюдалось на говядину и уголь.
Индекс тарифов и услуг почты и электросвязи в январе-феврале текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросли на 15,5 %, в том числе на услуги электросвязи – на 15,9%.
Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей. Анализ цен - важное условие статистического обеспечения ценообразования в маркетинге.
Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели соответствует и система показателей статистики цен.
Современная методология регистрации цен соответствует международной статистической практике и базируется на использовании выборочного метода. Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину. Цены регистрируются в отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий.
Раскрыта методология изучения уровня и структуры цен. Наряду с расчетом средних цен вводится показатель отношения цены к среднему доходу потребителя как наиболее обобщающий и объективный показатель уровня цен, позволяющий к тому же дифференцировать понятие «уровень цен» по социальным группам населения.
Центральным моментом в анализе цен остается использование индексного метода. Проведено изучение различных концепций индексов цен, раскрывают современную методологию построения индексов цен, соответствующую международной практике, объясняют преимущества и недостатки индексов Пааше и Ласпейреса, показывают потенциальные возможности других индексных систем.
Анализ динамики цен увязан с задачами оценки инфляционного процесса, показаны методы изучения инфляции.
В целях создания инструмента ценообразования и регулирования цен предпринято моделирование влияния комплекса факторов на уровень и динамику цен. На этой основе разрабатываются методы изучения тенденций и прогнозирования цен.
Все вышеперечисленное применено на практике при анализе динамики и уровня цен в Кыргызской Республике.
1)
2)
3)
статистика.
4)
5)
6)
7)
8)
37