Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:28, реферат
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода, исследующего количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.
Социальная статистика призвана выявлять социальные индикаторы тех или иных процессов, оценивать их устойчивость и изменчивость, их принадлежность к определенному времени, определенной стадии развития общества.
Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистика потребления населением товаров и услуг».
ВВЕДЕНИЕ
1. Потребление населения и его законодательное регулирование.
2. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления.
3. Фонд потребления населением основных продуктов питания.
4. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств.
5. Методы изучения дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
За рубежом
обеспеченность населения предметами
длительного пользования чаще определяется
долей домохозяйств, владеющих как
минимум одним предметом
При наличии
дифференцированных показателей обеспеченности
тем или иным предметом по группам
населения средняя
Наличие конкретного предмета на момент расчета (обычно на конец года) определяется по балансовой формуле
где — наличие предмета на конец и начало года:
— его поступление (покупка и все другие источники) в течение года;
— выбытие.
Выбытие
оценивается методом
Годовое
потребление предметов
Практика равномерного списания стоимости предметов в течение установленного срока их службы исходит из того. что фактический срок службы интересующих предметов не отличается от установленного нормативного- Исследования же показывают, что фактический срок службы подчиняется закону нормального распределения, т, е. купленные в некотором базовом году предметы определенного вида (например, телевизоры) начинают выбывать из потребления уже в первые годы их эксплуатации (задолго до установленного срока). По мере увеличения периода их фактического использования доля выбывающих предметов в общем количестве купленных в базовом году возрастает, достигая наивысшего уровня в области нормативного срока службы. Затем эта доля начинает уменьшаться. Поскольку установить реальный годовой износ отдельных видов товаров крайне сложно (нужны специальные исследования), на практике пока поступают в соответствии с изложенным ранее порядком.
В социальной статистике США тем не менее начинают принимать во внимание специальные поправочные коэффициенты при определении величины годового износа предметов, полученные в ходе исследования большого массива выборочных данных и за длительный срок. При этом ограничиваются только товарами длительного пользования, и лишь они учитываются в составе домашнего имущества населения.
Подобные
предложения имеются и в
Имеются также рекомендации о том, как учесть выбытие предметов длительного пользования в зависимости от фактических сроков их службы на базе метода, применяемого статистикой при изучении возрастной структуры основных фондов. При этом методе строится график "линии дожития" (по годам или агрегированного за период).
С этой целью вычисляется доля оставшихся у населения предметов в общем объеме годовых продаж на протяжении всего динамического ряда. "Линия дожития" и будет отражать вычисленные доли в динамике. Исходная информация получается с помощью выборочных исследований фактического наличия у населения тех или иных предметов. По координатам графика "линии дожития" находятся возрастная структура предметов и среднегодовые остатки продаж по годам (они и характеризуют процесс выбытия предметов). Сумма структурных составляющих, деленная на 100, дает средний фактический срок службы предметов, а сумма среднегодовых остатков — оценку самого их парка по видам. Стоимостная оценка предметов, как и основных фондов, осуществляется по полной и остаточной их стоимости, в действующих и сопоставимых ценах.
Учитывая
практические трудности точного
расчета стоимости ежегодно изнашиваемой
части наличного парка
Превышение объема годовых покупок (продаж) над размерами годового потребления предметов выражается соотношением этих двух величин и представляет собой коэффициент покупки. Если размер годового потребления того или иного предмета умножить на коэффициент его покупки, то получим размер годовой покупки данного предмета в натуральном выражении в среднем на душу населения. Последний показатель, умноженный на цену данного предмета и численность населения, отражает стоимостный объем годовой покупки предмета. Сумма таких покупок по разным предметам определяет общий объем покупок за год.
Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).
Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги — особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления (услуга оказывается).
В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.
Не входят
в объем производства (и соответственно
потребления) домашние и личные услуги,
создаваемые членами
В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).
Различаются услуги материальные (производственные), воплощающиеся в материально-вещественной форме (ремонт одежды, обуви, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения), и услуги нематериальные, которые проявляются в форме деятельности, удовлетворяющей бытовые, культурные, образовательные, медицинские и другие потребности человека.
Услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные).
Программой
выборочного обследования бюджетов
домашних хозяйств предусмотрен учет
расходов на оплату жилища и жилищно-коммунальных
услуг, расходов на пошив и ремонт
одежды и обуви, на ремонт электротоваров,
культтоваров, металлоизделий, квартир,
на возведение и ремонт домов и
других построек, на техническое обслуживание
и ремонт автомобилей и других
мототранспортных средств, на оплату за
обучение в системе образования,
медицинские услуги, санаторно-курортные
услуги, культурно-просветительные
услуги, услуги пассажирского транспорта
и связи, услуги правового характера
и прочие виды личных услуг. К показателям
потребления платных услуг
Текущая
статистика не располагает данными
об услугах, оказываемых населению
частными лицами. На практике эта информация
собирается в результате выборочного
обследования семейных бюджетов, программа
которого предусматривает статью "Расходы
на оплату услуг, приобретаемых у
частных лиц". Эта информация распространяется
на всю совокупность семей и используется
для нужд статистики потребления
населения и национального
Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:
где — фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения:
— нормативный уровень
где — нормативный уровень потребления i-го товара в m-й группе;
— средняя численность населения m-й потребительской группы.
Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:
общего объема потребления i-го товара
где и — объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;
среднедушевого потребления i-го товара
где и средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах. Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:
Статистика
услуг позволяет определить как
общее, так и среднедушевое
Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарам и: фактическое потребление услуг в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением:
В случае необходимости берется среднее нормативное потребление
Отметим еще раз, что в задачу статистики не входит ни разработка, ни обсуждение норм потребления населением товаров и услуг. Очевидно, что они призваны отражать современные научные представления о потребностях людей. Их разработка является сложным делом. Но какими бы они ни были, это единственный инструмент оценки удовлетворения потребностей населения. На основе норм потребления отдельных товаров и услуг строится нормативный потребительский бюджет (я расчете на душу населения). Иногда нормативы устанавливаются статистическим путем. Так, международная практика в качестве норматива (эталона) потребления бытовых, жилищно-коммунальных и других услуг использует среднюю геометрическую из данных потребления этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней арифметической в тех случаях, когда изучаемое явление имеет устойчивые темпы роста. Этот же метод можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из уровней по трем регионам с лучшими показателями.
Информация о работе Статистика потребления населением товаров и услуг