Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:53, курсовая работа
В условиях модернизации отечественного образования особое внимание следует уделить опыту прошлого в российской системе образования, следует изучать исторические корни возникновения технологического образования для обеспечения прогностической функции современного специалиста по направлению «Технологическое образование».
Введение……………………………………………………………….3
1.Разбор понятий технология и технологическое образование…....4
1.1.Технология. Возникновение термина «технология»………… ...4
1.2. Развитие понятия «Техническое образование»…………………9
1.3. Зарождение технологического образования в ВУЗах России...11
2.Различия старой и новой систем образования……………………15
2.1. Что такое образование Российской Федерации в целом? ........15
2.2. Принцип классической (советской) системы образования……16
2.3.Принцип технологической системы образования……………....17
2.4.Парадигма систем образования………………………………….20
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………...23
1.2. Развитие
понятия «Техническое образование».
В условиях
модернизации отечественного образования
особое внимание следует уделить
опыту прошлого в российской системе
образования, следует изучать исторические
корни возникновения
Развитие образования в целом требовало новых подходов к теоретической разработке основ образования, прежде всего, в рабочей группе населения России. В этом проявлялось противоречие, когда правительство, стремясь обеспечить развитие промышленности, ограничивало возможность получения образования в рабочей среде.
К середине XIX века стало употребляться понятие «техническое образование», которое являлось составной частью специального образования. Поэтому следует определить смысл, который вкладывался в это понятие для дальнейшей характеристики уровней технического образования.
А.Г. Неболсин, И.А. Анопов определяют техническое образование как образование, посвященное исключительно техническому обучению, или в котором последнее, хотя и связано с общим образованием, но составляет основную задачу. Из данного определения мы видим два направления образования: специально-техническое, которое связано с конкретной профессией и общетехническое, связанное с преподаванием общетехнических дисциплин, напрямую не связанных с профессией.
В энциклопедическом
словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона
1901 года, мы встречаем следующие
определение технического образования:
«техническое образование – один
из видов специального образования,
для распространения которого существуют
школы низшие, средние, высшие: первые
два разряда дают необходимые
познания для низших и средних
служебных органов в различных
отраслях промышленности (для рабочих
и техников), высшие школы приготовляют
руководителей технических
Правительственная инициатива по обеспечению промышленности квалифицированными кадрами выразилась в создании реальных училищ, но в целом оно преследовало цели сословного принципа в образовании, пытаясь оградить рабочее население от среднего и высшего образования. Реальные училища не могли полностью обеспечить запросы промышленности, которая требовала не только решения технической стороны производства, но и решения проблемы качественной подготовки квалифицированных кадров, управляющего состава для технических предприятий страны, поэтому значительную роль в развитии технического образования сыграли общественные организации и частные учебные заведения, которые в своей деятельности пытались сочетать требования местных и государственных условий промышленности.
В том
же проекте промышленного
Таким образом, можно сделать вывод о том, что к середине XIX века в России были определены различные уровни учебных заведений для реализации технического образования (высшие, средние, низшие), в рамках которого рассматривалась подготовка людей к оптимальному функционированию в развивающейся промышленности, хотя на уровне подготовки рабочих не предусматривалось формирование активной позиции самого субъекта.
Поэтому,
говоря о развитии технического образования
в России середины XIX- ХХ вв., будем
понимать под техническим образованием
один из видов специального образования,
направленный на освоение научно-теоретических
и практических знаний и умений в
различных отраслях промышленности
для подготовки на уровне начальных
и средних учебных заведений
– специалистов низшего и среднего
звена, а на уровне высших учебных
заведений – специалистов высших
административных постов (руководителей
технических работ).
1.3. Зарождение
технологического образования в ВУЗах
России.
Развитие промышленности, внедрение новых способов работы, производства, усовершенствование технических средств труда определяли создание различных уровней технологического образования, которые выступали средством подготовки квалифицированных специалистов в контексте работы промышленных предприятий. Как отмечают Н.Н. Кузьмин, уже в первой половине XIX века идет быстрый количественный рост, как самих предприятий, так и рабочих, занятых в промышленности. Осуществляется переход от одной формы промышленности к другой (от мануфактуры к фабрике), а быстрое экономическое развитие страны поставило задачу подготовки специалистов для работы по различным отраслям хозяйства.
Технологическое образование в России середины XIX – начала ХХ века представлено различными уровнями – высшим, средним, низшим, которые в свою очередь образуют систему технического образования в России.
Высшие
технические учебные заведения
в качестве основной задачи определяли
подготовку опытных инженеров –
руководителей в технических
и промышленных предприятиях, обучения
контингента лиц, необходимых для
замещения правительственных
Так, в 1773 году был утвержден первый устав Горного училища, после, в 1833году учебное заведение было переименовано в Горный институт. Это учебное заведение было первым, которое начало практиковать преподавание технологического образования.
Характеристика ещё нескольких высших учебных заведений дает представление о качественной подготовке специалистов в интересах промышленности. Анализ содержания обучения в высших технических учебных заведениях, их целевого назначения, нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что подготовка в рамках высшего технического образования в России середины XIX века была ориентирована преимущественно на освоение механической и химической технологии, наблюдалась практическая направленность в обучении.
В современной конкретно-исторической обстановке востребовано осознание сущности феномена технологического образования, но в тоже время мы не можем говорить о единстве в понимании технологического образования. Необходимость изучения сущности технологического образования вытекает из новой стратегии развития образования, модернизации системы образования, где ее структурное и содержательное обновление рассматривается как основа модернизации общества, экономики, страны в целом.
Еще одной существенной категорией при характеристике технологического образования выступает "технология", в определении которой также не наблюдается унификация подходов.
В процессе преподавания технологии должны быть решены следующие задачи:
Для решения этих задач в содержании образовательной области «Технология» («технологическое образование») можно выделить 10 основных разделов:
1. Технология
обработки конструкционных
2. Электрорадиотехнология
(электротехника, радиоэлектроника, автоматика,
цифровая электроника,
3. Информационные
технологии – использование
4. Графика (черчение, оформительско-дизайнерские работы).
5. Культура дома, технологии обработки тканей и пищевых продуктов.
6. Строительные ремонтно-отделочные работы.
7. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы художественного конструирования.
8. Отрасли
общественного производства и
профессиональное
9. Производство и окружающая среда.
10. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.
Опираясь на вышеуказанную информацию и знания о специальностях факультета, на факультете технологии и предпринимательства практикуются два из основных разделов технологии (или как принято в новой системе образования – разделов технологического образования):
-Технология
обработки конструкционных
-Культура дома, технологии обработки тканей и пищевых продуктов.
2.Различия
старой и новой систем
2.1. Что
такое образование Российской Федерации
в целом?
Материал
из Википедии — свободной
Образова́ние в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В 2006 году было 1,3 млн выпускников школ. К 2012 году, по прогнозу 2009 года Министра образования и науки России Андрея Фурсенко, количество выпускников школ в России может сократиться до 700 тыс.
В 2008 году
среднегодовая численность
В ноябре 2010 года на заседании президиума правительства РФ В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011-2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов.
Уровень
общего и специального образования
обуславливается требованиями производства,
состоянием науки, техники и культуры,
а также общественными
Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
В широком
смысле слова, образование — процесс
или продукт «…формирования ума,
характера или физических способностей
личности… В техническом смысле образование
— это процесс, посредством которого общество
через школы, колледжи, университеты и
другие институты целенаправленно передаёт
своё культурное наследие — накопленное
знание, ценности и навыки — от одного
поколения другому (между поколениями)».
2.2. Принцип
классической (советской) системы образования.
В начале
советской власти
В 20 - 30 гг.
ХХ века изменяется содержание трудовой
подготовки в сторону углубления
изучения теоретических основ
Этот
подход нашел отражение в
В 1927 году труд был введен как особый предмет, задачами которого выступали: выработка умений и навыков, общих для различных трудовых процессов.
Информация о работе История развития Технлогии и технологического образования