История развития Технлогии и технологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание

В условиях модернизации отечественного образования особое внимание следует уделить опыту прошлого в российской системе образования, следует изучать исторические корни возникновения технологического образования для обеспечения прогностической функции современного специалиста по направлению «Технологическое образование».

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1.Разбор понятий технология и технологическое образование…....4
1.1.Технология. Возникновение термина «технология»………… ...4
1.2. Развитие понятия «Техническое образование»…………………9
1.3. Зарождение технологического образования в ВУЗах России...11
2.Различия старой и новой систем образования……………………15
2.1. Что такое образование Российской Федерации в целом? ........15
2.2. Принцип классической (советской) системы образования……16
2.3.Принцип технологической системы образования……………....17
2.4.Парадигма систем образования………………………………….20
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Леонову.docx

— 51.25 Кб (Скачать документ)

  1.2. Развитие понятия «Техническое образование». 

  В условиях модернизации отечественного образования  особое внимание следует уделить  опыту прошлого в российской системе  образования, следует изучать исторические корни возникновения технического и технологического образования  для обеспечения прогностической  функции современного специалиста  по направлению «Технологическое образование».

  Развитие  образования в целом требовало  новых подходов к теоретической  разработке основ образования, прежде всего, в рабочей группе населения  России. В этом проявлялось противоречие, когда правительство, стремясь обеспечить развитие промышленности, ограничивало возможность получения образования в рабочей среде.

  К середине XIX века стало употребляться понятие  «техническое образование», которое  являлось составной частью специального образования. Поэтому следует определить смысл, который вкладывался в  это понятие для дальнейшей характеристики уровней технического образования.

  А.Г. Неболсин, И.А. Анопов определяют техническое образование как образование, посвященное исключительно техническому обучению, или в котором последнее, хотя и связано с общим образованием, но составляет основную задачу.  Из данного определения мы видим два направления образования: специально-техническое, которое связано с конкретной профессией и общетехническое, связанное с преподаванием общетехнических дисциплин, напрямую не связанных с профессией.

  В энциклопедическом  словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона 1901 года,  мы встречаем следующие  определение технического образования:  «техническое образование – один из видов специального образования, для распространения которого существуют школы низшие, средние, высшие: первые два разряда дают необходимые  познания для низших и средних  служебных органов в различных  отраслях промышленности (для рабочих  и техников), высшие школы приготовляют руководителей технических работ (инженеров)». Из этого определения мы уже видим разные квалификационные должности, а именно: инженер, техник, рабочий.

  Правительственная инициатива по обеспечению промышленности квалифицированными кадрами выразилась в создании реальных училищ, но в  целом оно преследовало цели сословного принципа в образовании, пытаясь  оградить рабочее население от среднего и высшего образования. Реальные училища не могли полностью обеспечить запросы промышленности, которая требовала не только решения технической стороны производства, но и решения проблемы качественной подготовки квалифицированных кадров, управляющего состава для технических предприятий страны, поэтому значительную роль в развитии технического образования сыграли общественные организации и частные учебные заведения, которые в своей деятельности пытались сочетать требования местных и государственных условий промышленности.

  В том  же проекте промышленного образования  в России техническое образование  определяется как подготовка к промышленной деятельности лиц действительно  к ней пригодной, вооруженных  необходимыми знаниями и умениями в  той степени, чтобы они без  особых затруднений при помощи не очень продолжительных практических занятий тем специальным делом, к которому приготовляются в школе,  могли становиться действительно  полезными деятелями в соответственных  родах и на соответственных ступенях промышленного поприща .

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что к середине XIX века в России были определены различные уровни учебных  заведений для реализации технического образования (высшие, средние, низшие), в рамках которого рассматривалась  подготовка людей к оптимальному функционированию в развивающейся  промышленности, хотя на уровне подготовки рабочих не предусматривалось формирование активной позиции самого субъекта.

  Поэтому, говоря о развитии технического образования  в России середины XIX- ХХ вв.,  будем  понимать под техническим образованием  один из видов специального образования, направленный на освоение научно-теоретических  и практических знаний и умений в  различных отраслях промышленности для подготовки на уровне начальных  и средних учебных заведений  – специалистов низшего и среднего звена, а на уровне высших учебных  заведений – специалистов высших административных постов (руководителей технических работ). 

  1.3. Зарождение технологического образования в ВУЗах России. 

  Развитие  промышленности, внедрение новых  способов работы, производства, усовершенствование технических средств труда определяли создание различных уровней технологического образования, которые выступали средством подготовки квалифицированных специалистов в контексте работы промышленных предприятий. Как отмечают Н.Н. Кузьмин, уже в первой половине XIX века идет быстрый количественный рост, как самих предприятий, так и рабочих, занятых в промышленности. Осуществляется переход от одной формы промышленности к другой (от мануфактуры к фабрике), а быстрое экономическое развитие страны поставило задачу подготовки специалистов для работы по различным отраслям хозяйства.

  Технологическое образование в России середины XIX – начала ХХ века представлено различными уровнями – высшим, средним, низшим, которые в свою очередь образуют систему технического образования в России.

  Высшие  технические учебные заведения  в качестве основной задачи определяли подготовку опытных инженеров –  руководителей в технических  и промышленных предприятиях, обучения контингента лиц, необходимых для  замещения правительственных технических  должностей.

  Так, в 1773 году был утвержден первый устав  Горного училища, после, в 1833году учебное заведение было переименовано в Горный институт. Это учебное заведение было первым, которое начало практиковать преподавание технологического образования.

  Характеристика  ещё нескольких высших учебных заведений  дает представление о качественной подготовке специалистов в интересах  промышленности. Анализ содержания обучения в высших технических учебных  заведениях, их целевого назначения, нормативных  документов позволяет сделать вывод  о том, что подготовка в рамках высшего технического образования  в России середины XIX века была ориентирована  преимущественно на освоение механической и химической технологии, наблюдалась  практическая направленность в обучении.

  В современной  конкретно-исторической обстановке востребовано осознание сущности феномена технологического образования, но в тоже время мы не можем говорить о единстве в понимании  технологического образования. Необходимость  изучения сущности технологического образования  вытекает из новой стратегии развития образования, модернизации системы  образования, где ее структурное  и содержательное обновление рассматривается  как основа модернизации общества, экономики, страны в целом.

  Еще одной  существенной категорией при характеристике технологического образования выступает "технология", в определении  которой также не наблюдается  унификация подходов.

  В процессе преподавания технологии должны быть решены следующие задачи:

  • формирование политехнических знаний экологической культуры;
  • привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
  • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  • обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма,  человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации, развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка.

  Для решения  этих задач в содержании образовательной  области «Технология» («технологическое образование») можно выделить 10 основных разделов:

  1. Технология  обработки конструкционных материалов  и элементы машиноведения. 

  2. Электрорадиотехнология (электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, робототехника,  высокие технологии – использование  ЭВМ в управлении технологическими  процессами).

  3. Информационные  технологии – использование ПЭВМ  для решения практических задач. 

  4. Графика (черчение, оформительско-дизайнерские работы).

  5. Культура  дома, технологии обработки тканей  и пищевых продуктов. 

  6. Строительные  ремонтно-отделочные работы.

  7. Художественная  обработка материалов, техническое  творчество, основы художественного  конструирования. 

  8. Отрасли  общественного производства и  профессиональное самоопределение. 

  9. Производство  и окружающая среда. 

  10. Элементы  домашней экономики и основы  предпринимательства.

  Опираясь  на вышеуказанную информацию и знания о специальностях факультета, на факультете технологии и предпринимательства  практикуются два из основных разделов технологии (или как принято в  новой системе образования –  разделов технологического образования):

  -Технология  обработки конструкционных материалов  и элементы машиноведения. 

  -Культура  дома, технологии обработки тканей  и пищевых продуктов. 

  2.Различия  старой и новой систем образования. 

  2.1. Что  такое образование Российской Федерации в целом? 

  Материал  из Википедии — свободной энциклопедии.

  Образова́ние в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

  В 2006 году было 1,3 млн выпускников школ. К 2012 году, по прогнозу 2009 года Министра образования и науки России Андрея Фурсенко, количество выпускников школ в России может сократиться до 700 тыс.

  В 2008 году среднегодовая численность занятых  в сфере образования в России составляла 5,98 млн человек.

  В ноябре 2010 года на заседании президиума правительства  РФ В. Путин заявил, что на мероприятия  федеральной программы развития образования в РФ в 2011-2015 годах  будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные  средства будут направлены на поддержку  одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах  и дистанционных школ при исследовательских  университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов.

  Уровень общего и специального образования  обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

  Также образование  можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей  по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

  В широком  смысле слова, образование — процесс  или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому (между поколениями)». 

  2.2. Принцип классической (советской) системы образования. 

   В начале  советской власти предпринимаются  попытки создания единой трудовой  школы, состоящей из двух ступеней: I ступень для детей 8-13 лет,  и II ступень для детей 14-17 лет.  Уже в 1919 году Наркомпрос пришел к осознанию необходимости восстановления низшего и среднего профессионального образования на базе I ступени Единой трудовой подготовки.

  В 20 - 30 гг. ХХ века изменяется содержание трудовой подготовки в сторону углубления изучения теоретических основ производства, что вызвано процессами индустриализации. Становится важен развивающий аспект развития мышления, воли, характера, общетрудовых умений и навыков.

   Этот  подход нашел отражение в деятельности  А.С. Макаренко, где четко прослеживалась  политехническая направленность  общеобразовательных дисциплин,  сочетающаяся с профориентацией. 

  В 1927 году труд был введен как особый предмет, задачами которого выступали: выработка  умений и навыков, общих для различных  трудовых процессов.

Информация о работе История развития Технлогии и технологического образования