К 30-м
годам осознается необходимость
унификации учебных заведений
и 15 мая 1934 года издается постановление
Совета Народных Комиссаров и
ЦК ВКП (б) "О структуре начальной
и средней школы в СССР".
Согласно этому документу на всей
территории страны были установлены единые
типы общеобразовательной школы:
- Начальная
школа (4 года);
- Неполная
средняя школа (3 года);
- Средняя школа
(3 года).
Фабрично-заводские
семилетки и школы колхозной
молодежи были преобразованы
в неполные средние школы.
Однако
в 1937 году трудовое обучение
в школах отменено и прекратились
научные исследования в этом направлении.
Возрождение
трудового обучения в школе произошло
в начале 50-х годов, в период восстановления
народного хозяйства, когда вновь
были востребованы высококвалифицированные
кадры. В 1954 году в учебный план возвращается
курс трудового обучения, сочетающийся
с политехническим обучением.
В конце 50-х
годов начинается подготовка преподавательских
кадров для трудового обучения, а
также преподавателей специальных
дисциплин и мастеров производственного
обучения для начального и среднего
профессионального образования. Государственный
подход дал свои положительные результаты:
распространение сети технических и сельскохозяйственных
кружков и т.д. Но вместе с тем, как отмечают
В.М. Жучков, Ю.П. Аверичев, В.Д. Симоненко,
М.В. Рятивых и др. можно выявить отрицательные
аспекты действующей системы трудовой
подготовки, а именно:
- низкая психолого-педагогическая
и методическая квалификация учителей;
- декларативность
и идеологичность целей и задач трудового
обучения;
Следствием
этого стала низкая профессиональная
адаптация выпускников школ к
производству.
2.3.Принцип
технологической системы образования.
Развитие
научно-технического прогресса инициировало
разработку в конце 70 - начале 80-х
годов новой концепции трудовой
подготовки (П.Р. Атутов, В.А. Поляков), ориентированной
на экономику страны, социальный заказ,
опирающуюся на личностноориентированную
модель образования.
К 1980-1981
учебному году закончился переход
к новым дифференцированным программ
по трудовому обучению. В 5-8 классах городских
школ для мальчиков введен "Технический
труд", для девочек - "Обслуживающий
труд"; в сельских школах для мальчиков
- "Сельскохозяйственный и технический
труд", для девочек - "Обслуживающий
и сельскохозяйственный труд", вследствие
чего старшеклассников подготавливали
к овладению профессии.
Одно
из основных направлений этого
периода - это укрепление взаимодействия
школы и предприятий. В 1978 году
принимается "положение о базовом
предприятии (организации) средней
общеобразовательной школы". Начиная
с 1978 года, открываются профориентационные
центры в городах и районах, а при министерстве
просвещения создается межведомственный
совет по профориентации молодежи. Реализация
этой концепции требовало качественно
иной подготовки учительского состава,
что выразилось в создании индустриально-педагогических
факультетов, где осуществлялась подготовка
труда, а позже - инженерно-педагогических
факультетов в технических вузах для подготовки
инженеров-педагогов.
К концу
80-х годов, как отмечает В.М.
Жучков, такой практико-ориентированный
подход, как и предметная область
"Труд" исчерпали себя и система
трудового обучения опять встали на путь
реформирования, что выразилось в реформе
1984 года, основной задачей которой было
- совершенствование трудовой подготовки.
Реформа
школы 1984 года в СССР была
направлена на уравнение (слияние)
общего и системы профессионально-технического
образования с точки зрения
их задач. На школу возлагались
функции всеобщей профессиональной
подготовки, усиление единообразия в системе
профессионально-технического образования
осуществлялась путем создания нового
звена - среднего профессионально-технического
училища (СПТУ). Для этого была расширена
сеть межшкольных комбинатов.
Развитие
в России новых социально-экономических
отношений еще более обострило
проблему необходимости перехода
от трудового обучения к технологическому
образованию.
Проблемы
технологического образования, структура
и содержание формируемой предметной
области "Технология", отдельные
аспекты методики обучения технологии
в школе и вузе разрабатываются
научными школами.
Исходя
из всего вышеизложенного, можно
выстроить эволюционную цепочку
образования: специальное образование
- техническое образование - политехническое
образование - профессионально-техническое
образование - технологическое образование.
Как отмечают
В.М. Жучков, В.А. Комаров, что исходя
из приоритетных направлений модернизации
образования, главной целью модернизации
технологического образования может
стать социализация учащихся через
формирование и развитие технологической,
экологической культуры, творческого
мышления.
В настоящее
время технологическое образование
следует рассматривать как образование,
направленное на формирование и развитие
технологической, экологической и
экономической культуры личности обучаемых
через развитие творческого технологического
мышления, комплекса технологических
способностей, качеств личности: социальной
адаптивности, конкурентоспособности,
готовности к профессиональной деятельности
- как результат сформированных знаний
основ современных технологий преобразования
материальных, энергетических и информационных
сред, знаний основ применения современных
технологий в производстве, экономике,
сфере услуг и быта.
2.4.Парадигма
систем образования.
Парадигма
образования - это совокупность ключевых
понятий, положений и идей, которые
признаны педагогической общественностью
в конкретный период и лежат в
основе научных исследований. Таких
парадигм в современной педагогике
существует немало и на самом общем
уровне их можно разделить на
парадигмы , устремленные в будущее («прогрессивные»)
или обращенные в прошлое («классические»).
Термин
«классическая» обозначает устоявшуюся,
традиционную, достаточно долго доминирующую
в сфере образования парадигму.
«Прогрессивные»
предлагают иное содержание и подходы,
иное право и отношение, иное поведение
и педагогический менталитет.
Отличия
новой парадигмы образования
от классической.
КРИТЕРИИ |
КЛАССИЧЕСКАЯ
ПАРАДИГМА |
НОВАЯ,
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА |
Основная
цель образования |
Подготовка
подрастающего поколения к жизни
и труду |
Обеспечение
условий самоопределения и самореализации
личности |
Человек |
Простая
система |
Сложная
система |
Знания |
Из
прошлого («школа памяти») |
Из
будущего («школа мышления») |
Образование |
Передача
ученику известных образцов знаний,
умений и навыков |
Создание
человеком образа мира в себе самом
посредствам активного полагания
себя в мир предметной, социальной
и духовной культуры |
Учащийся
|
Объект
педагогического воздействия, обучаемый |
Субъект
познавательной деятельности,
обучающийся |
Отношения
педагога и учащегося |
Субъект
– объектные, монологические отношения
педагога и обучаемого |
Субъект
– субъектные, диалогические отношения
педагога и обучающегося |
Вид
деятельности учащегося |
«Ответная»,
репродуктивная деятельность обучаемого |
«Активная»,
творческая деятельность обучающегося |
В философском
энциклопедическом словаре значение
термина «парадигма» характеризуется
как «совокупность предпосылок,
определяющих конкретное научное исследование
(знание) и признанных на данном этапе»
Заключение
Момент
перехода от искусства к технологии
фактически создал современную человеческую
цивилизацию, сделал возможным ее дальнейшее
развитие и совершенствование.
Началом
Технологии человека стоит считать
первый опыт улучшения свойств первых
инструментов, будь то палка-копалка
или кремневый нож.
Термин
"технология" часто употребляют,
не заботясь о точных определениях,
в лучшем случае поясняя, что следует
понимать под технологией в самых
общих чертах.
В настоящее
время технологическое образование
следует рассматривать как образование,
направленное на формирование и развитие
технологической, экологической и
экономической культуры личности обучаемых
через развитие творческого технологического
мышления, комплекса технологических
способностей, качеств личности: социальной
адаптивности, конкурентоспособности,
готовности к профессиональной деятельности
- как результат сформированных знаний
основ современных технологий преобразования
материальных, энергетических и информационных
сред, знаний основ применения современных
технологий в производстве, экономике,
сфере услуг и быта.
Список
литературы:
- Аверичев
Ю.П. Подготовка школьников к труду в 50-80
годы // Школа и производство. - 1996. - №1.
- с. 3-10.
- Акмеологический
подход в профессиональной подготовке
специалистов на факультете технологии
и предпринимательства: Учебные программы
психолого-педагогических и акмеологических
дисциплин / Научный редактор С.Ф. Эхов.
- СПб.: ООО "Береста", 2002. - 210 с.
- Анопов И.А.
Опыт систематического обзора материалов
к изучению современного состояния среднего
и низшего технического и ремесленного
образования в России. - СПб., 1889. - 560 с.
- Атутов П.Р.
Дидактика технологического образования
в двух частях. - М.: ИОСО, 1997.
- Бердышев
А.В., Сарже А.В. Цель технологического
образования в общеобразовательных учреждениях//
Взаимодействие личности, образования
и общества в России в изменяющихся социокультурных
условиях: Межвузовский сборник научных
трудов: В двух частях. Часть 2. Под общей
редакцией И.С. Урсу. - СПб.: ЛОИРО, 2002. - с.
181-183.
- Веселов А.Н.
Низшее профессионально-техническое образование
в России: очерк по истории профессионально-технического
образования в дореволюционной России.
- М.: ПТИ, 1955. - 325 с.
- Жучков В.М.
Теоретические основы концепции модернизации
предметной области "Технология"
для педагогических вузов: монография.
СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 246 с.
- Жучков В.М.
Технологическое образование - уроки истории,
современное состояние, горизонты будущего//
Модернизация общего образования на рубеже
веков: сборник научных статей. /Научный
редактор В.В. Лаптев. - СПб.: РГПУ им. А.И.
Герцена, 2001. - с. 151 - 161.
- Комаров В.А.
Проблемы обновления и модернизации технологического
образования// Взаимодействие личности,
образования и общества в России в изменяющихся
социокультурных условиях: Межвузовский
сборник научных трудов: В двух частях.
Часть 2. Под общей редакцией И.С. Урсу.
- СПб.: ЛОИРО, 2002. - с. 191 - 193.
- Ожегов С.И.,
Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
языка. - М.: "Азъ Ltd.", 1992. - 960 с.
- Российская
педагогическая энциклопедия: В двух томах.
Том 2. /Под редакцией В.В. Давыдова. - М.:
Большая Российская Энциклопедия, 1999.
- Симоненко
В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической
культуры: Учебник для учащихся 11 классов
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
- М.: Вентана Граф, 2000. - 175 с.
- Симоненко
В.Д., Рятивых М.В. Матяш Н.В. Технологическое
образование школьников: Теоретико-методологические
аспекты. /Под редакцией В.Д. Симоненко.
- Брянск, 1999. - 230 с.
- Хотунцев
Ю.Л., Кожина О.А. Развитие творческих способностей
учащихся в образовательной области "Технология".
- М.: ИОСО РАО, 1999.
- Элективные
курсы в профильном обучении: Образовательная
область “Технология” / Мин.обр. РФ: Учеб.изд.-М.:
Вита-Пресс, 2004
- http://bibliofond.ru
- http://exsolver.narod.ru/Books/Management/Innov_man/c25.html
- http://festival.1september.ru/articles/211171/
- http://hm.narod.ru/Tecnology.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Бекман,_Иоганн
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_России
- http://technology-1408.ucoz.ru/index/kabinet_uchitelja/0-6
- http://www.coolreferat.com/История_развития_технологий