Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:28, курсовая работа
Цель работы: глубокое изучение темы “ История и орнамент Московской Руси“ для использования в дальнейшем обучении при разработке современного костюма. общекультурная компетентность в области истории костюма и моды. Умение анализировать стиль и композицию исторического или народного костюма .Приобретение практических навыков при выполнении художественных копий и работы в материале.
Задачи:
1) показать, что костюм Московской Руси является богатейшей кладовой идей для художника, используя специальную литературу;
2) выделить конструктивные особенности костюма;
3) определить понятийный аппарат;
4) рассмотреть народный костюм в современном моделировании.
1.Введение 2
1.1.Актуальность работы
1.2. Цель работы
1.3. Задачи
2. Теоретические подходы к осмыслению роли костюма Московской Руси в современном моделировании 3
3. Стилевые признаки костюма Московской Руси 4
3.1.Ткани 5
3.2.Орнамент 6
3.3.Вышивка 6
3.4.Цвет в костюме 6
4. Мужской костюм 7
5. Женский костюм 13
6.Костюм знати. 22
7.Заключение. 25
8.Список использованной литературы. 26
Содержание
1.Введение | |
1.1.Актуальность работы | |
1.2. Цель работы | |
1.3. Задачи | |
2. |
Теоретические подходы к осмыслению роли костюма Московской Руси в современном моделировании |
3. |
Стилевые признаки костюма
Московской Руси |
3.1.Ткани | |
3.2.Орнамент | |
3.3.Вышивка | |
3.4.Цвет в костюме | |
4. |
Мужской костюм |
5. Женский костюм
6.Костюм знати.
7.Заключение.
8.Список использованной
литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Костюм Московской Руси – традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно – пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.
Творческим источником современного модельера- дизайнера является народный костюм. Способы использования костюма в качестве источника создания нового в дизайне одежды могут быть самыми различными.
В чем заключена столь притягательная сила костюма? Эстетичность, а так же функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения, и все это относится к любому народному костюму любой национальности. Во второй половине ХХ века костюм Московской Руси, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко используются модельерами при проектировании одежды. Появляются даже фольклорный, этнический стили. Костюм становится объектом пристального изучения.
Актуальность работы связана с активизацией интереса костюма и орнамента Московской Руси, как к источнику идей для современного дизайнера.
Цель работы: глубокое изучение темы “ История и орнамент Московской Руси“ для использования в дальнейшем обучении при разработке современного костюма. общекультурная компетентность в области истории костюма и моды. Умение анализировать стиль и композицию исторического или народного костюма .Приобретение практических навыков при выполнении художественных копий и работы в материале.
Задачи:
1) показать, что костюм Московской Руси является богатейшей кладовой идей для художника, используя специальную литературу;
2) выделить конструктивные особенности костюма;
3) определить понятийный аппарат;
4) рассмотреть народный костюм в современном моделировании;
.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ РОЛИ
КОСТЮМА МОСКОВСКОЙ РУСИ В СОВРЕМЕННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ
Эпоха Московской Руси -- период расцвета культуры и искусства. Он всегда привлекал к себе внимание талантливых художников и писателей более поздних времен. Тщательно изучая эту эпоху, они оставили замечательные произведения с образами старины (Репин, Суриков, Васнецов, Головин, Билибин, Рябушкин, Коровин, А.К. Толстой и др.). Костюм Московской Руси XV-XVII вв. сохраняет основные части костюма Киевской Руси (рубахи, порты); большую длину одежды, неотрезной крой; манеру ношения и отделку. Однако появляется и целый ряд новых особенностей, отличающих костюм Московской Руси от костюма Киевской Руси.
Наиболее характерные среди них следующие:
1) появление распашной одежды, которая застегивалась у женщин до низа, а у мужчин -- только до пояса. Вначале это была застежка встык на навесные петли, затем образуется заход верхней правой полы на левую. Эта застежка налево осталась специфической особенностью национальной русской одежды. Такое ее расположение объясняют удобством для русского воина действовать саблей и защищаться от врага;
2) значительное расширение
ассортимента одежды знати,
В связи с тем, что одежда
наглухо закрывала тело, особую роль
среди ювелирных украшений
Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов, обусловили более частую смену форм одежды и многообразие её видов.
Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора .
СТИЛЕВЫЕ ПРИЗНАКИ КОСТЮМА МОСКОВСКОЙ РУСИ
Русские люди, в течение
долгого времени вынужденные
защищать свою национальную самостоятельность,
упорно держались старинных обычаев
и костюмов. Эта склонность к традициям
существовала на протяжении нескольких
веков и только в начале XVIII века
была сломлена почти насильственно
Петром Первым.
Тем не менее, костюм эпохи Московской
Руси, сохраняя традиционную основу, отличался
от костюма домонгольского периода. Изменение
его формы меньше затронуло народную одежду,
но костюмы высших слоев - бояр и дворян,
а также посадских людей - сделались гораздо
сложнее и разнообразнее. .
Классовая дифференциация стала
проявляться также и в
В описываемый период в русском костюме
произошел ряд изменений в покрое. Появились
одежды, имеющие спереди сверху донизу
разрез (распашные) . Часто встречались
одежды, отрезанные по талии или выявляющие
талию, хотя красивыми по-прежнему считались
и длинные неприталенные одежды. Как следствие
монгольского влияния в русском костюме
остались некоторые предметы восточного
обихода: тюбетейка (тафья), пояса (кушаки),
откидные рукава.
В XVII веке на русский костюм
оказали некоторое влияние
ТКАНИ, ЦВЕТ, ОРНАМЕНТ.
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. -- фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.
Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.(рис. 1)
Рисунок № 1.
Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.(рис.2)
Рис.№ 2
С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами. Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.
Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор. Шли с песнями -- ведь для крестьян сбор урожая не только тяжкий труд, но и великий праздник. В Олонецкой губернии бытовала нарядная плакальная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами. Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье...(рис.3)
Мужской костюм
Нижней одеждой у всех
слоев населения с древнейших
времен были рубахи и порты.
Рубаха и порты,
оставшиеся основой костюма Московской
Руси, не претерпевали существенных изменений.
В рубахе разрез горловины переместился
с середины влево, появляется рубашка-косоворотка.
Длина ее стала меньше. . Рубаха у небогатых
людей была сшита из ткани растительного
происхождения, она обычно имела Т-образный
крой, была длиной до середины бедра. Впрочем,
длина рубахи могла варьироваться. По
изобразительным материалам известны
и длинные мужские рубахи. У простого народа
рубаха могла являться одновременно и
нижней, и верхней одеждой. Знатные люди
поверх холщовой надевали еще одну, богато
украшенную рубаху.
Рубаху могла украшать вышивка по подолу,
запястьям и у ворота, иногда на груди
нашивался кусок более дорогой ткани,
отороченный тесьмой. Рукава делались
цельнокроеные, с ластовицей (иногда из
ткани другого цвета). Так как ткань была
узкой (30-60 см), рубаху выкраивали из нескольких
частей. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали
поясом или цветным шнуром. Рис.4
Рисунок № 4
Порты, или штаны, из холщовой ткани;
неширокие, суженные книзу, до щиколотки,
завязывались на талии шнурком — гашником.
Порты шились из двух прямых полотнищ
и ластовицей между ними. Поверх них состоятельные
люди носили еще верхние шелковые или
суконные штаны, иногда на подкладке. Такие
шелковые штаны могли снять с неплатежеспособного
купцы в качестве оплаты. Внизу штаны заправляли
в сапоги из цветной кожи или в онучи (куски
ткани, которыми обертывали ноги), а сверху
надевалась обувь – ботинки или поршни,
и вся эта конструкция крепилась к ноге
специальными завязками — оборами. Рис
№ 4
Поверх рубахи надевали зипун — распашную
одежду полуприлегающего, расширенного
книзу силуэта с застежкой встык (рис.
5). Длина его была от середины коленей
и выше. Рукав узкий до запястья. Пройма
была прямой, рукав не имел оката.
Кафтан, надевавшийся
поверх зипуна, различался не только отделкой,
но и конструктивным решением. Некоторые
кафтаны (обычный, домашний, выходной)
были прямого, расширенного книзу силуэта
и неотрезные по линии талии (рис. 5). Другие
(польский, терлик) были прилегающего силуэта
с отрезной линией талии, с широкой сборчатой
нижней частью (рис. 5). Длина кафтанов варьировалась
от коленей до щиколоток. Для декоративного
решения кафтанов использовали дорогие
узорчатые ткани, отделку петлицами на
груди и по боковым разрезам; металлические,
деревянные, плетеные из шнура и жемчужные
пуговицы (рис. 6); высокий богато расшитый воротник-козырь,
окантовку борта, горловины, низа изделия
и низа рукавов разноцветной с золотом
и серебром тесьмой или галуном.
Рис. 5
Характерной мужской одеждой этого периода
была также шуба — распашное изделие
объемного, расширенного книзу силуэта
с длинными широкими рукавами и отложным
меховым воротником (рис. 7). Верх шубы обычно
покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом,
сукном), подкладкой служил мех соболя,
горностая, куницы, лисицы, песца, зайца,
белки, а также овчины. Шубу застегивали
на шнуры. Иногда рукава на уровне локтя
имели прорез для продевания рук, при этом
оставшаяся нижняя часть рукавов свисала
В суровых климатических условиях северных
областей Руси шубу носили все. Однако
бояре и дворяне в некоторых случаях надевали
шубу и летом и не снимали ее даже в помещении
как признак своего достоинства.
Рис.7
Такие формы костюма, как ферязь и охабень, появились в одежде
дворян и бояр как выражение их сословной
принадлежности и имущественного положения.
Форма деталей и манера ношения этих видов
кафтана подчеркивали полную неприспособленность
их владельцев к какому-либо труду. Дорогую
шелковую или бархатную ферязь длиной
до пола на подкладке из дорогого меха
надевали только на правый рукав, собирая
его длину многочисленными сборками. Левый
рукав свисал до самого пола (рис .