Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:56, курсовая работа
Определение размеров деталей и соединений узла. Нормирование точности соединений узла
Введение…………………………………………………………………….
1. Определение размеров деталей и соединений узла…………..................
1.1. Определение номинальных размеров …………………......
1.2. Геометрический расчёт цилиндрической прямозубой передачи............
1.3. Силовой расчёт узла……………………………………………………….
2. Нормирование точности соединений узла……………………………….
2.1. Выбор посадок гладких цилиндрических соединений ……………........
2.2. Выбор посадки с натягом ………………………………………….…......
2.3. Выбор посадок подшипников качения …………………………..............
2.4. Расчёт переходных посадок на вероятность получения натягов и зазоров…………………………………………………………………….
2.5. Выбор посадок остальных гладких соединений ……………...…………
2.6. Выбор резьбовых посадок ………………………………….
2.7. Выбор посадок шпоночного соединения ……………………...………....
2.8. Выбор точности зубчатых колес и передач …………………………..…
2.9. Выбор допусков формы, расположения и шероховатости поверхностей…………………………….
3. Выбор средств измерения ………………………………………………...
3.1. Расчёт и проектирование калибров …………………………...................
3.2. Выбор универсальных средств измерения……………………...
Литература ………………………………………………………………...
Министерство образования
Хакасский технический институт-филиал
Красноярского государственного технического
университета
Кафедра: Технологии
машиностроения
Курсовая работа
по дисциплине Метрология, стандартизация
и сертификация
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Студент__________________
Группа_________________
Руководитель____________
Абакан, 2005
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Определение размеров деталей и соединений узла…………..................
1.1. Определение номинальных размеров …………………......
1.2. Геометрический расчёт цилиндрической прямозубой передачи............
1.3. Силовой расчёт узла……………………………………………………….
2. Нормирование точности соединений узла……………………………….
2.1. Выбор посадок гладких цилиндрических соединений ……………........
2.2. Выбор посадки с натягом ………………………………………….…......
2.3. Выбор посадок подшипников качения …………………………..............
2.4.
Расчёт переходных посадок на вероятность
получения натягов и зазоров……………………………………………………………
2.5. Выбор посадок остальных гладких соединений ……………...…………
2.6. Выбор
резьбовых посадок ………………………………
2.7. Выбор посадок шпоночного соединения ……………………...………....
2.8. Выбор точности зубчатых колес и передач …………………………..…
2.9. Выбор допусков формы, расположения и шероховатости поверхностей…………………………….
3. Выбор средств измерения ………………………………………………...
3.1. Расчёт и проектирование калибров …………………………...................
3.2. Выбор универсальных средств измерения……………………...
Литература
………………………………………………………………...
Литература
М: «Машиностроение» 1983.
6. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебно-методическое пособие (по курсовой работе). Абакан-2003
7. ГОСТ 18362-73. Калибры–скобы для диаметров от 1 до 360 мм; Конструкция и размеры.
8. ГОСТ 14810-69–ГОСТ 14821-69. Калибры–пробки гладкие диаметром от 1 до 360 мм; Конструкция и размеры.
9. РД 50-98-86.
Методические указания. Выбор универсальных
средств измерения линейных размеров
по применению ГОСТ 8051-81.
1. Определение
размеров деталей и соединений узла
1.1. Определение номинальных размеров
Определение размера гнезда подшипника:
Подшипники роликовые конические однорядные ГОСТ 333–71.
Обозначение подшипников 7306.
d = 30 мм, D = 72 мм, Т = 20, 75 мм, В = 19 мм, С = 17 мм, r = 2,0 мм, r1 = 0,8 мм, α = 13˚.
Определение коэффициента масштабности:
d = 30 мм,
dизм = 10 мм.
Km =
=30/10=3
где d и dизм – посадочные диаметры внутреннего кольца подшипника, определяемые по ГОСТу и замеренные с листа задания соответственно;
Определение
диаметра вала под зубчатым колесом:
dз
к = dз.к.изм·km=12·3=36
где dз.к.изм – замеренный с листа задания диаметр вала под зубчатым колесом.
По рядам нормальных линейных размеров Ra5 принимаем dз к = 40 мм.
Таблица 1
Принятые
номинальные размеры
Наименование размера |
Номинальный
размер,
мм |
Ссылка на ГОСТ или ряд | |
расчётный | Принятый | ||
Диаметр вала под подшипник 7306 Диаметр вала под распорным кольцом Ширина упорного буртика вала Диаметр упорного буртика вала Диаметр вала под манжетным уплотнением Длина вала под
манжетным уплотнением и Диаметр «заплечика» распорного кольца для упора в торец вала Ширина распорных колец: левого правого Размеры крышек: глухой поз.7 сквозной поз. 8 Размеры шпонок: На выходном конце вала: длина ширина высота Диаметр вала под зубчатым колесом Диаметр вала под смазывающим зубчатым колесом Длина вала под смазывающим зубчатым колесом Размеры зубчатого колеса: ширина ступицы диаметр ступицы толщина обода Размеры смазывающего зубчатого колеса: делительный диаметр ширина Под зубчатым колесом: длина ширина высота |
Вал – – 10 46 – 28 48 18 12 – – – – – Зубчатое 42 42 17 36 64 9,5 110 20 – – – |
выходной 30 30 10 48 30 25 48 18 12 – – 36 8 7 колесо 40 40 17 36 67 10 110 20 40 12 8 |
ГОСТ 333–71 ГОСТ 333–71 Ra 40 Ra 40 ГОСТ 8752–79 Ra 40 Ra 40 Ra 40 Ra 40 ГОСТ 18511–73 ГОСТ 18512–73 ГОСТ 23360–68 Ra 5 Ra 40 Ra 40 Ra 40 Ra 40 Ra 40 Ra 40 Ra 40 ГОСТ 23360–68 |
1.2. Геометрический расчет цилиндрической прямозубой передачи
Исходные данные для расчета:
Модуль m = 3 мм;
Число зубьев шестерни Z1 = 20;
Число зубьев колеса Z2 = 45;
Угол наклона линии зуба β = 0.
Определение межцентрового расстояния:
Определение делительных
диаметров (шестерни-d1; зубчатого
колеса-d2):
d1 = = = 60 мм;
d2 =
=
= 135 мм.
Определение диаметров
вершин зубьев:
Шестерни: da1
= d1 + 2·m = 60 + 2·3 = 66 мм
Колеса: da2
= d2 + 2·m = 135 + 2·3 = 141 мм
Определение диаметров
впадин зубьев:
Шестерни: df1
= d1 – 2,4·m = 60 – 2,4·3 = 52,8 мм
Колеса: df2
= d2 – 2,4·m = 135-24·3 = 127,8 мм
1.3. Силовой расчёт узла
Расчет сил в зацеплении зубчатой цилиндрической передачи.
Определим осевую
силу, Fa, Н:
Fa = Ft·tg
β = 1,2 ·103·tg 0 =0 Н
где Ft – окружная сила на зубчатом колесе, Н;
β
– угол наклона зубьев колеса (β = 0º).
Ft = 2·Мкр.·103/d2
= 2·80·103/135 = 1,2·103 Н
где Мкр – крутящий момент на валу. (Мкр = 80 Нм);
d2 – делительный диаметр зубчатого колеса (d2 = 135 мм);
так как передача прямозубая, то Fa = 0.
Радиальные составляющие реакций в опорах вала:
Rлев. = 1500
Н, Rправ. = 1000 Н - заданы по заданию.
2.Нормирование
точности соединений узла
2.1. Выбор посадок остальных цилиндрических соединений
2.2. Выбор посадки с натягом [2,ч1].
По заданию расчет посадки с натягом необходимо провести для соединения зубчатого колеса с валом.
Определение
требуемого минимального удельного
давления (Н/м2):
[Pmin] =
=
= 10,6·106 Н/м2
где Pос – продольная осевая сила, стремящаяся сдвинуть одну деталь относительно другой, Н (Pос = 0 Н – из силового расчёта);
Мкр – крутящий момент, стремящийся повернуть одну деталь относительно другой, Н·м (Мкр = 80 Н·м – по заданию);
l – длина контакта сопрягаемых поверхностей, м (l = 30·10-3 м) с эскизной компоновки;
f – коэффициент трения при установившемся процессе распрессовки или проворачивания;
Для материала сопрягаемых деталей: Сталь-сталь f = 0,06÷0,13.
Принимаем f = 0,1;
dн с – номинальный диаметр соединения, м (dн с = 40·10-3 м).
Определение
необходимой величины минимального
расчетного натяга N'min,(м):
Nmin = [Рmin]
·dн с·
= 10,6·106·40·10-3(0,7+2,4/2·101
где Е1 и Е2-модули упругости материалов соответственно охватываемой (вала) и охватывающей (колеса) деталей, Н/м2;
С1
и С2-коэффициенты Ляме:
С1 = = (40·10-3)+02/(40·10-3)-02 – 0,3 = 0,7
С2 =
+ µ2 = (67·10-3)2+(40·10-3)2/(67·10-3
d1 – внутренний диаметр вала (для сплошного вала d1 = 0);
d2 – наружный диаметр втулки (ступицы колеса, d2 = 67 мм);
µ1 и µ2 – коэффициенты Пуассона, соответственно для охватываемой и охватывающей деталей.
Е1 = Е2 = 2·1011 Н/м2;
µ1 = µ2 = 0,3;
Определение минимального
допустимого натяга с учетом поправок
к N'min:
[Nmin] = Nmin
+ γш + γt = 6.5·10-6+6·10-6+0
= 12,5·10-6 м
где γш
– поправка, учитывающая смятие неровностей
контактных поверхностей деталей при
образовании соединения:
Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация