Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:46, контрольная работа
Работа содержит задачи по прикладной механики и ответы на них
15. Рабочий коэффициент тяги
где φТ,о = 0,67 – исходное значение коэффициента тяги.
16. Силы, действующие в передаче:
натяжение от центробежных сил
где ρ = 1,25 г/см3 – плотность материала ремня;
натяжение ветвей одного ремня
где согласно ф.(2.23) q = ef’1 = ;
предварительное натяжение одного ремня (с учетом центробежной силы)
Fо = 0,5 (F1 + F2) + Fυ = 0,5(199 + 61) + 1 = 131 H.
17. Сила, действующая на вал
Fp
≈ 2Fo z sin(α1/2)
= 2∙131∙2∙sin(1630/2) ≈ 519 H.
3.
Расчет цилиндрической
зубчатой передачи
Исходными
данными для расчета зубчатой
передачи являются: вращающий момент
на тихоходном валу
= 184 Нм, частота вращения этого вала
= 140 об/мин, передаточное число u
= 4,4, тип колес – косозубые (или прямозубые),
расчетный срок службы привода
= 20000 час, характер нагрузки (указывается
режим нагружения, например: нагрузка
близкая к постоянной); передача – реверсивная
(или нереверсивная).
3.1. Выбор материала
зубчатых колес
Если
техническим заданием предусматривается
расчет прямозубых
цилиндрических колес, то в качестве
материала для них можно взять единую
марку стали, например, сталь 45, при этом
поковка для шестерни диаметром до 90 мм
в состоянии улучшения будет иметь (см.
табл. П.8) твердость
НВ1 = 230НВ,
σТ
= 440 МПа и σв = 780 МПа; прочностные
свойства заготовки для колеса можно оставить
прежними.
3.2.
Назначение допускаемых
Допускаемые напряжения при расчете зубьев на контактную выносливость и усталость при изгибе определяются по формулам (3.1) и (3.3):
и ,
где и – базовые пределы контактной выносливости поверхностей зубьев и выносливости зубьев по излому от напряжений изгиба соответственно; и – коэффициенты долговечности и коэффициенты безопасности при расчете на контактную выносливость и усталость при изгибе соответственно; – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки на зубья: для реверсивных передач = 0,7…0,8, а для нереверсивных – = 1.
Значения указанных параметров и коэффициентов находим отдельно для выбранных материалов шестерни (с индексом 1) и колеса (с индексом 2), для чего используем зависимости, приведенные в табл. П.9:
Поскольку проектируемая
Результаты всех вычислений
Таблица П.3.1 – Значения параметров, используемых при расчете допускаемых контактных напряжений и напряжений изгиба
Прямозубая цилиндрическая передача
№ п/п | Наименование | Материал
и
термообработка |
НВ |
|
|
|||||
МПа | МПа | |||||||||
1 | Шестерня | Ст.45, улучшен. | 230 | 530 | 414 | 1,1 | 1,75 | 482 | 177 | 409 |
2 | Колесо | Ст.45, улучшен. | 200 | 470 | 360 | 1,1 | 1,75 | 427 | 154 |
3.3.
Проектный расчет зубчатой
3.3.1.
Определение межосевого расстояния и
назначение модуля зацепления
Межосевое расстояние aw (главный параметр) передачи определяем из условия обеспечения контактной прочности рабочих поверхностей зубьев, используя форм.(3.4)
в которой коэффициент принимают равным 49,5 при расчете прямозубых цилиндрических колес
При расчете прямозубой передачи с теми же силовыми и кинематическими параметрами, принимаем Ка = 49,5, Ψва = 0,4, КНb = 1,05 и [σн] = 409 МПа; тогда после соответствующих вычислений получаем aw = 142 мм и в соответствии со стандартным рядом по СТ СЭВ 229-75 (см. табл. П.10) назначаем aw = 160 мм.
При
выборе модуля прямозубого зацепления
необходимо предусмотреть, чтобы отношение 2aw/m было целым числом,
поскольку оно равно сумме зубьев шестерни
и колеса; поэтому принимаем m = 3 мм, что так же удовлетворяет
условию (3.5).
3.3.2.
Определение чисел зубьев колес
При назначении чисел зубьев Z1 и Z2 колес
В прямозубом цилиндрическом зацеплении b = 0о, поэтому вначале найдем суммарное число зубьев в передаче
, а затем и .
Принимаем
, тогда
, и фактическое передаточное число
передачи составит: u =
Z2/Z1 = 87/20 = 4,35,
что менее чем на 2% отличается от
требуемого техническим заданием (при
нормативном – 4%).
3.3.3.
Определение основных
Рис. П.3.1. Основные геометрические параметры
цилиндрической зубчатой передачи
Основные
геометрические параметры
Таблица П.3.2 – Основные расчетные параметры
проектируемых
цилиндрических зубчатых передач (при
0,4)
№
п/п |
Название параметра |
Расчетная
формула |
Значения параметров (в мм) в зацеплении | |
прямозубом | ||||
шестерня | колесо | |||
1 | Число зубьев | – | 20 | 87 |
2 | Модуль зацепления | m (mn) | 3,0 | |
3 | Угол наклона зубьев | β | 0о | |
4 | Межосевое расстояние | 160 | ||
5 | Ширина венца | 71 |
64 | |
6 | Диаметр делительной окружности | 60 |
261 | |
7 | Диаметр окружности впадин | 52,5 | 253,5 | |
8 | Диаметр окружности вершин | 66 | 267 |
Примечание.
Размеры ступицы колес
3.3.5. Силы в
зацеплении колес
Составляющие
нормальной силы Fn
, действующей в зацеплении зубчатых колес,
определяем по формулам табл. 3.2 и результаты
расчетов заносим в табл. П.3.3:
Таблица П.3.3 – Значения сил в зацеплении колес (при aw = a = 20°)
№
п/п |
Название
силы |
Расчетная
формула |
Значение силы (в Н) в зацеплении колес |
прямозубые | |||
1 | Окружная | 1410 | |
2 | Радиальная | 520 | |
3 | Осевая | – |
3.3.6.
Проверка зубьев колес на контактную выносливость
Расчет производится с целью исключения возможности выкрашивания рабочих поверхностей зубьев. При найденных выше значениях параметров зубчатой передачи определяем рабочее контактное напряжение и сравниваем его с расчетным допускаемым контактным напряжением ; при этом используем зависимость (3.8):
.
Для определения расчетных значений коэффициентов, входящих в эту формулу, вычисляем окружную скорость колес
υ = 0,5d1ω1 = 0,5∙66,79∙10-3∙41,9 = 1,4 м/с,
по которой (см. табл. П.7) назначаем 9-ю степень точности их изготовления: = 9.
Коэффициент динамичности