Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:46, контрольная работа
Работа содержит задачи по прикладной механики и ответы на них
. В прямозубой передаче при её параметрах и найденных значениях расчетных коэффициентов:
< 427 МПа.
Недогрузка
этой передачи составляет 16,5% , что меньше
нормативного показателя в 20% для прямозубых
передач и поэтому допустима.
3.3.7.
Проверка прочности зубьев колес на усталость
при изгибе
Предотвращение усталостной поломки зубьев шестерни или колеса от напряжений изгиба гарантируется при соблюдении условия
где – окружная сила; – ширина венца шестерни (или колеса); – коэффициент формы зуба, определяемый по табл. П.12 отдельно для шестерни и колеса в зависимости от числа зубьев (или эквивалентного числа зубьев ); коэффициент динамичности нагрузки, который находят по табл. П.11, а коэффициент определяют по формуле (3.11); для прямозубых
для прямозубых колёс (при и 87): 4,07 и 3,60. Тогда расчетные напряжения изгиба в основании зубьев колеса и шестерни составят соответственно:
– для прямозубой передачи:
Условия прочности
выполняются, поэтому прочность зубьев
на изгиб обеспечивается.
4.
Расчет валов редуктора
Расчет валов редуктора проводится в три этапа:
1) предварительный (проектный) расчет;
2) расчет на статическую прочность;
3) уточненный
расчет или расчет на
Первый этап расчета вала ставит целью предварительного (ориентировочного) определения геометрических размеров каждой его ступени (диаметров d и длин l отдельных участков), а также расстояний от мест приложения нагрузок до опор вала в корпусе редуктора.
Второй этап заключается в определении изгибающих и крутящих моментов в различных сечениях вала, построении эпюр этих моментов, нахождении опасного сечения и проверке статической прочности вала по 4-ой теории прочности.
Третий
этап считается основным и выполняется
как проверочный для определения расчетного
коэффициента запаса прочности s
вала в опасных сечениях с учетом циклического
характера нагрузки и наличия различных
концентраторов напряжений.
4.1.
Предварительный расчет и
Исходными данными для расчета валов на этом этапе являются вращающие моменты и , передаваемые валами.
Назначаем материалы валов из числа рекомендуемых: для тихоходного вала примем сталь 45 в состоянии нормализации (σТ = 290 МПа и σв = 570 МПа), при этом имеем в виду, что материал для вала-шестерни (быстроходный вал редуктора) был выбран ранее при расчете зубчатых передач. Хвостовики (концевые участки входных и выходных валов) выполняем цилиндрическими. Их диаметр dх определяем из расчета на кручение при пониженных допускаемых касательных напряжениях [t] = 12…20 МПа по формуле, приведенной в табл. 4.1, с последующим округлением до стандартного значения. Эти и многие другие данные, полученные на этом этапе расчета применительно к выбранной ранее типовой схеме компоновки передачи в редукторе (см. рис. П.4.1), заносим в табл. П.4.1.
По найденным размерам (включая
размеры зубчатых колес)
4.2. Расчет валов
на статическую прочность
Данный этап расчета валов базируется на тех разделах курса сопротивления материалов, в которых рассматривается неоднородное напряженное состояние; при этом действительные условия работы вала заменяются условными, что приводит к созданию упрощенных расчетных схем. При переходе от реальной конструкции вала к расчетной схеме допускаем схематизацию нагрузок, опор и формы вала, вследствие чего этот расчет также будет приближенным. Расчетные нагрузки, в отличие от действительных, рассматриваем как сосредоточенные, при этом собственным весом валов и расположенных на них деталей пренебрегаем. Подшипниковые узлы заменяем шарнирно-неподвижной (А) и шарнирно-
Рис. П.4.1. Типовая схема компоновки зубчатой цилиндрической передачи
в корпусе одноступенчатого редуктора
Таблица П.4.1 – Линейные размеры деталей и узлов редуктора, определяемые на этапе
предварительного
расчета и проектирования валов
(к схеме на рис. П.4.1)
№ п/п |
Наименование определяемых параметров |
Обозначение | Расчетная зависимость |
Значения пара-метров (в мм) | ||
Вал 1 | Вал 2 | |||||
1* |
Диаметр хвостовика
вала
(при [t]1 = 17 МПа, [t]2 = 20 МПа) |
dX
|
25 |
36 | ||
2* | Диаметр вала под подшипник | 30 | 40 | |||
3 |
Типоразмер выбранных подшипников (№ серии, геометрические размеры): Динамическая грузоподъемность Статическая грузоподъемность |
Dп Bп r |
По каталогу
[2, с.459]
(см. также табл. П.3) Dп = Bп = r = |
№ 306 72 19 2,0 |
№ 208 80 18 2,0 | |
[Cr] | По каталогу (кН) |
28,1 | 32 | |||
[Cо] | 14,6 | 17,8 | ||||
4* | Диаметр вала под уплотнение | 30 | 40 | |||
5 | Диаметр свободного
участка вала
(при df,1 = 60,54 мм) |
36 | 46 | |||
6 |
Длины участков
вала:
– хвостовик – опорная часть вала с уплотнением |
|
» (1,2…1,5)dX |
30 |
47 | |
» (1,4…1,6) | 45 | |||||
7 |
Расчетные
длины участков вала (при 6 мм, 10 мм, bw,1 = 63 мм) |
a | lo + 0,5( - Bп) | 51 | 60 | |
b= c | 0,5(bw,1 + Bп) +D+d | » 57 | » 57 | |||
8 | Ширина внутренней части корпуса | » bw,1 + 2D | 84 | |||
9 |
Диаметр вала под зубчатым колесом | Назначается конструктивно при условии | – |
46 | ||
10 |
Размеры
ступицы зубчатого колеса: - длина |
– |
74 | |||
– | 69 | |||||
11 | Диаметр буртика | – | 56 |
*) – Пункты
требуют согласования расчетных значений
со стандартным рядом нормальных линейных
размеров.
5.
Выбор и проверочный
расчет шпонок
Для соединения валов с деталями, передающими вращение, применяем призматические шпонки (см. рис. П.8.1) из стали с временным сопротивлением , например, из стали 45. Размеры сечения призматической шпонки выбираем согласно ГОСТ 23360-78 по табл. П.13, исходя из диаметров валов в местах их установки; данные заносим в табл. П.8.1. Длину шпонок назначаем из стандартного ряда так, чтобы она была несколько меньше длины ступицы присоединяемой детали ( на 5…10 мм).
Шпонки рассчитывают на срез по касательным напряжениям и смятие по нормальным напряжениям, однако проверку проводят только по напряжениям смятия, которые на гранях шпонки не должны превышать допускаемого, т.е. должно выполняться условие
,
где – вращающий момент (в Нмм) на валу диаметром d (мм); = l – b - рабочая длина шпонки, мм; = 100…120 МПа – допускаемые напряжения смятия.
Таблица
П.8.1 – Результаты проверки шпоночных
соединений на прочность
Вал |
Параметры (место установки шпонки) |
d | b | h | t1 | t2 | l | lp | sсм |
мм |
МПа | ||||||||
Быстроходный | Хвостовик | 25 | 10 | 8 | 5 | 3,3 | 36 | 26 | 94 |
Тихоходный | Хвостовик | 36 | 14 | 9 | 5,5 | 3,8 | 63 | 45 | 105 |
Под колесом | 46 | 16 | 10 | 6 | 4,3 | 63 | 47 | 70 |
В конструкции редуктора
Поскольку
, то подбор шпонок успешно завершен.
Если это условие не выполняется, то необходимо,
либо увеличить длины шпонок, либо поставить
две прежние.
Список использованных литературных источников
1. Иванов М.Н.
Детали машин: Учебник для
2. Дунаев П.В., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для машиностроит. cпец. вузов – М.: Высшая школа, 1985. – 416 с.
3. Курсовое
проектирование деталей машин:
Учебное пособие для учащихся
машиностроительных
4. Курсовое
проектирование деталей машин:
Учебное пособие для