Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 21:07, курсовая работа
Целью курсового проектирования является помочь овладеть техникой разработки конструкторских документов на различных стадиях проектирования и конструирования, научить защищать самостоятельно принятое техническое решение.
Техническое задание……………………………………………………………..3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Кинематический расчет………………………………………………...5
Глава 2. Расчет цепной передачи………………………………………………..8
Глава 3. Расчет редуктора……………………………………………………….12
3.1 Выбор материалов червячной передачи, определение допускаемых
напряжений, расчет червячной передачи……………………………12
3.2 Эскизная компоновка редуктора……………………………………..17
3.3 Проектный и проверочный расчет валов редуктора……………….18
3.3.1 Быстроходный вал…………………………………………………..20
3.3.2 Тихоходный вал……………………………………………………..27
3.4 Подбор и проверка подшипников……………………………………34
3.4.1 Подшипники быстроходного вала…………………………………34
3.4.2 Подшипники тихоходного вала……………………………………35
3.5 Смазывание червячного зацепления и подшипников………………37
3.6 Подбор и проверка шпонок………………………………………….38
Глава 4. Подбор и проверка муфты на входном валу…………………………39
Глава 5. Расчет приводного вала……………………………………………….40
Глава 6. Экономическое обоснование конструкции привода………………..41
Глава 7. Заключение…………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………………...44
Приложение. Спецификации на сборочные чертежи.
Получим:
Коэффициент запаса прочности в опасном сечении определим по формуле:
Условие
прочности в сечении вала II-II выполнено.
3.3.2. Вал тихоходный:
1) Горизонтальная плоскость
Определение реакций в подшипниках:
ΣMиХА=0;
ΣMиХВ=0;
Проверка:
ΣХ=0;
Строим эпюры изгибающих моментов в характерных сечениях.
Строим
эпюру крутящего момента, Н·м:
Тк=
.
.
2) Вертикальная плоскость:
Определение реакций в подшипниках, Н:
ΣMиYА=0; ;
ΣMиYВ=0;
Проверка:
ΣY=0;
Строим эпюры изгибающих моментов в характерных сечениях.
Определяем суммарную радиальную реакцию, Н:
Определяем изгибающие моменты в опасных сечениях:
Проверяем на усталостную прочность сечение I-I:
Для вала колеса принимаем сталь 40Х ГОСТ 4553-81 с твердостью не менее 270 НВ, для неё σВ=900 МПа, σ-1=410 МПа, τ-1=240 МПа.
Проверочный расчет на усталостную прочность ведем аналогично предыдущему расчету вала червяка. Для вала колеса имеем:
Кσ=2,25 и Кτ=1,75; εσ=0,75 и ετ=0,7; Кσп=1 и Кτп=1 (т.к. вал не подвергается термообработке).
Определяем нормальное σи и касательные τ напряжения в опасном
сечении, МПа. Предварительно определяем осевой и полярный моменты сопротивления опасного сечения вала, для это воспользуемся таблицей, приведенной в учебнике «Детали машин. Курсовое проектирование»,П.Ф. Дунаев, О.Л. Леликов, М. «Высшая школа»,1990 г. – стр.212.:
Тогда найдем нормальное σи и касательные τ напряжения в опасном
сечении, МПа:
Коэффициенты запаса по нормальны и касательным напряжениям определим по следующим формулам:
где и - коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала:
Получим:
Коэффициент запаса прочности в опасном сечении определим по формуле:
Условие
прочности в сечении вала I-I выполнено.
Проверяем на усталостную
Определяем: коэффициенты концентрации напряжений для ступенчатого перехода с галтелью Кσ=2,25 и Кτ=1,75; коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения вала εσ=0,75 и ετ=0,7; коэффициенты влияния поверхностного упрочнения Кσп=1 и Кτп=1 (т.к. вал не подвергается термообработке).
Определяем нормальное σи и касательные τ напряжения в опасном
сечении, МПа:
Для вала колеса определим:
Тогда найдем нормальное σи и касательные τ напряжения в опасном
сечении, МПа:
Коэффициенты запаса по нормальны и касательным напряжениям определим по следующим формулам:
где и - коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала:
Получим:
Коэффициент запаса прочности в опасном сечении определим по формуле:
Условие
прочности в сечении вала II-II выполнено.
3.4. Подбор и проверка подшипников.
3.4.1. Подшипники быстроходного вала.
Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчетной динамической грузоподъемности Сrp, Н, с базовой Сr, Н, или базовой долговечности L10h, ч, с требуемой Lh, ч, по условиям:
Базовая динамическая грузоподъемность подшипника Сr представляет собой постоянную радиальную нагрузку, которую подшипник может воспринять при базовой долговечности, составляющей 106 оборотов внутреннего кольца. Значения Сr указаны в каталоге для каждого типоразмера подшипника.
Проверим пригодность предварительно выбранного подшипника 7306 быстроходного вала червячного редуктора, работающего с легкими толчками. Угловая скорость вала ω=303 с-1. Осевая сила в зацеплении Fa=4000 H. Реакции в подшипниках R1=RА=479 Н, R2=RВ=1301,7 Н. Характеристика подшипников: Cr=40000 H; Х=0,4; е=0,34; Y=1,78; V=1, Kб=1,2; KТ=1. Требуемую долговечность подшипника рассчитываем по формуле Lh=КГ·tc·Lc· Кc=365·8·0,7·8·2·0,45=14717. Принимаем Lh=15000 ч. Подшипники установлены по схеме враспор.
а) определяем осевые составляющие радиальных реакций:
б) Определяем осевые нагрузки подшипников. Так как RS1< RS2 и Fa> RS2-RS1, то
Rа1= RS1=135,2 Н;
Rа2= RS1+ Fa=135,2+4000=435,2 Н.
в) Определяем отношения:
г) По соотношениям и выбираем соответствующие формулы для определения RE (эквивалентная динамическая нагрузка):
д) Определяем динамическую грузоподъемность по большему значению эквивалентной нагрузки:
Такое соотношение расчетной Crр и базовой Cr динамических грузоподъемностей вполне приемлемо.
е) Определяем долговечность подшипника:
Следовательно
делаем вывод о пригодности
3.4.2. Подшипники тихоходного вала.
Проверим пригодность предварительно выбранного подшипника 7310 вала колеса червячного редуктора, работающего с легкими толчками. Расчет ведем аналогично предыдущему, в котором рассчитывались подшипники быстроходного вала червячного редуктора. Угловая скорость вала ω=12,1 с-1. Осевая сила в зацеплении Fa=719,1 H. Реакции в подшипниках R1=RВ=8583,7 Н, R2=RА=3038,5 Н. Характеристика подшипников: Cr=96600H; Х=0,4; е=0,31; Y=1,94; V=1, Kб=1,2; KТ=1. Подшипники установлены по схеме враспор.
а) определяем осевые составляющие радиальных реакций:
б) Определяем осевые нагрузки подшипников. Так как RS1< RS2 и Fa> RS2-RS1, то
Rа1= RS1=2208,6 Н;
Rа2= RS1+ Fa=2208,6+719,1=2927,7 Н.
в) Определяем отношения:
г) По соотношениям и выбираем соответствующие формулы для определения RE :
д) Определяем динамическую грузоподъемность по большему значению эквивалентной нагрузки:
Условие пригодности подшипника по динамической грузоподъемности выполнено.
е) Определяем долговечность подшипника:
Следовательно
делаем вывод о пригодности
3.5. Смазывание червячного зацепления и подшипников.
Так
как по техническому заданию имеется
редуктор червячный одноступенчатый
с боковым расположением
По рекомендациям, при скорости скольжения червячных передач более 5 м/с принимаем масло И-Т-Д 100 по ГОСТ 17479,4-87.
Определяем уровень масла от нижнего края разбрызгивателя по зависимости:
hм=(0,1…0,5)·d1=(0,1…0,5)·
При таком способе смазывании зацепления, брызгами масла покрываются все детали передач и внутренние поверхности стенок корпуса. Стекающее с колес, с валов и со стенок корпуса масло попадает в подшипники.
При боковом расположении червяка масло, выжимаемое из зацепления, обильным потоком выбрасывается в рядом расположенные подшипники. Во избежание попадания в подшипники продуктов износа червячных колес, а также излишнего полива маслом подшипниковые узлы на быстроходном валу закрываем с внутренней стороны корпуса маслозащитными шайбами, а для избежания вытекания масла и попадания воды и грязи на тихоходном валу применяем торцовые уплотнения.