Проектирование и расчёт полноприводной колёсной машины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание

Задачей данной курсовой работы является проектирование бронетранспортёра массой 10,5 тонн и колёсной формулой 6×6 с механической коробкой передач. Бронетранспортёры предназначены для транспортировки пехоты к полю боя. Бронетранспортёры обладают высокой скоростью и высокой проходимостью. На бронетранспортёрах устанавливаются два спаренных пулемёта для подавления живой силы противника.

Содержание

Введение 2
1 Выбор размера шин 3
2 Выбор двигателя 4
3 Выбор параметров трансмиссии 5
4 Коробка передач 7
5 Главная передача 8
Заключение 9
Литература 10

Работа состоит из  1 файл

курсовая по Косову.docx

— 35.26 Кб (Скачать документ)

       Содержание

                                                                                                                                           Стр.

Введение                                                                                                                              2                         

1 Выбор размера шин                                                                                                       3

2 Выбор двигателя                                                                                                             4

3 Выбор параметров трансмиссии                                                                                5

4 Коробка передач                                                                                                             7

5 Главная передача                                                                                                            8

Заключение                                                                                                                          9

Литература                                                                                                                           10

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

      Введение

                     Темой данной курсовой работы  является проектирование и расчёт полноприводной колёсной машины, обладающей рядом преимуществ по сравнению с неполноприводной, при движении по грунтовым дорогам, с низкими сцепными свойствами и малой несущей способностью.

                     Задачей данной курсовой работы  является проектирование бронетранспортёра  массой 10,5 тонн и колёсной формулой 6×6 с механической коробкой передач. Бронетранспортёры предназначены для транспортировки пехоты к полю боя. Бронетранспортёры обладают высокой скоростью и высокой проходимостью. На бронетранспортёрах устанавливаются два спаренных пулемёта для подавления живой силы противника.

                      Основные требования предъявляемые  к бронетранспортёрам:

-простота конструкции;

-надёжность и живучесть конструкции;

-компактность;

-удобство и простота управления машиной;

-высокая проходимость, устойчивость и управляемость;

-возможность совершения длинных маршей с высокими скоростями движения;

-транспортабельность - приспособленность конструкции к перевозке на железнодорожных платформах, транспортных судах и самолётах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       1 Выбор размера шин

            Так как бронетранспортёр эксплуатируется  в экстремальных условиях (движение  по пересечённой местности, боевые  действия и т.д.), выберем широкопрофильные  шины высокой проходимости с  регулируемым давлением (регулируемое  давление шин позволит продолжить движение с пробитыми шинами, регулировать давление в шинах в зависимости от дорожных условий).

            Геометрические размеры колёс  выберем аналогично бронетранспортёру российского происхождения БТР-60П, у которого вес составляет 10,3 тонн, колёсная формула 6×6, что позволяет аргументировать данный выбор.

 

            Обозначение шин – 18.00-18,где 18.00 - ширина шины (в дюймах)

                                                                       18  - посадочный диаметр (в дюймах)

            Определение диаметра колеса:

D=d+2H                               (1)                     где d- посадочный диаметр,

                                                                               H- высота профиля

Из таблицы ([1] страница 249) принимаем коэффициент профиля:

H/B= 0.8,   где B- ширина шины

Следовательно       H=0.8×B=0.8×18×25.4=366 мм   

                                    D= 18×25.4+2×366=1188мм

            Определим максимальную допустимую  нагрузку:

Gk max=K×B2×(d+B)/(dc+B),                 (2)

где  K=0.16 МПа- коэффициент грузоподъёмности шин (выбран согласно [1] страница 257) 

        dс= 0.508 м – диаметр стандартного обвода

                        т.к. d=dс=0.508 м, то

Gk max=K×B2=0.16×0.45752=33.5  кПа

 

 

 

 

 

 

       2 Выбор двигателя

            Максимальную скорость бронетранспортёра  принимаем = 80 км/ч

Определим мощность двигателя:

Nv=(Va max/3600×ŋT)×[Ga×ψv+(K×F×Va max2/130)], кВт              

где Va max=80 км/ч – максимальная скорость

       ŋТ=0.8 - КПД трансмиссии     

       Gа=m×g=10500×9.8=102900H – вес колёсной машины

       Ψv=0.04 – коэффициент сопротивления дороги при максимальной скорости ( дорога разбитая)

        K×F – фактор  обтекаемости

        K=0.07 кг×с24 – коэффициент обтекаемости

        F=5 м – площадь  лобового сопротивления

Nv=(80/3600×0.8)×[102900×0.04+(0.07×5×802/130)]=115 кВт

По определённой мощности Nv=115 кВт выбираем один из существующих двигателей:

Зил-375, карбюраторный, номинальная мощность 132 кВт,180 л\с , 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения модели, форсированным вариантом двигателя грузового автомобиля 3100 об\мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 3 Выбор параметров трансмиссии

            Под выбором параметров трансмиссии понимается определение диапазона и характера изменения передаточных чисел по агрегатам трансмиссии и подбор закономерности изменения передаточных чисел в коробке передач.

            3.1 Выбор диапазона изменения  передаточных чисел трансмиссии.

            Диапазоном изменения передаточных  чисел Di называется отношение максимального передаточного числа трансмиссии imax к минимальному передаточному числу трансмиссии imin. Максимальное передаточное число в трансмиссии должно удовлетворять условию:

[(Ga×r×ψmax max)/(Md max×ŋT)]≤imax≤[(Ga×r×ψmax)/(Md max×ŋT)]        

Для боевых машин при определении  imax необходимо учитывать условие обеспечения заданной минимальной скорости движения Vmin при nmin=0.32. Минимальную скорость примем равную 5 км/ч.

imax=0.377×[(nmin×f)/Vmin]=0.377×[(960×0.477)/1.11]= 155     

Определим imin:

Imin=0.377×r×fN=8,6            

fN= 45 – коэффициент оборотности двигателя  

Определим диапазон изменения передаточных чисел трансмиссии:

Di=imax/imin=155/8.6=18      

       3.2 Определение  передаточных чисел в раздаточной  коробке.

Для проектируемого бронетранспортёра выбираем механическую четырёхступенчатую коробку передач с коробкой отбора мощности к водомётному движителю. Первая передача понижающая, а вторая – прямая.

Ipk1=(ψmax maxmax)=1/0.4=2.5       

Ipk2=1

Числа зубьев: Z1=29       Z2= 45      Z3=41       Z4=25       Z5= 45             

Upk1=(Z3/Z1)×(Z5/Z4)≈(41/29)×(45/25)=2.5      

Upk2=Z5/Z2=45/45=1       

       3.3 Определение  передаточных чисел в коробке  передач.

Определим передаточное число первой передачи:

Ik1=D1/ipk1=18/2.5=6           

Число ступеней в коробке передач принимаем равным 6. Данное число ступеней обеспечивает эффективное использование мощности двигателя, а также хороший диапазон скоростей.

Определим знаменатель геометрического  ряда:

q=m-1Д                                   q=61/5= 1.4

Тогда передаточные числа ступеней будут равны:

U1=6        U2=4.18        U3=2.92         U4=2     U5= 1.43      U6=1           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 4 Коробка передач

В механических коробках передач переключение передач осуществляется каретками, шлицевыми муфтами и синхронизаторами происходит с обязательным прекращением, на какое-то время, подвода мощности к колёсам. Сопротивление движению при этом преодолевается за счёт затраты  кинетической энергии машины, т.е. за счёт снижения скорости. Поэтому для  проектируемого бронетранспортёра  выбираем фрикционную коробку передач, которая имеет следующую схему:

U1=6           U2= 4.18       U3= 2.92       U4= 2       U5= 1.43        U6=1          Uзх=U1= 6              

Выбираем максимально возможное  значение передаточного числа конечной пары из предела, выполненного в современных  КП

3≤U1≤ 4.3          U1= 4         

Выберем минимальное число зубьев ведущей шестерни:

12≤Zш≤ 17              Zш= 15  

ΣZ= 60…75                ΣZ= 70    

Zk=ΣZ-Zш= 70-15=55

U=(U1×Zш)/Zk1=(6×15)/55=1.6   

Определим передаточные числа пар  шестерён ступеней:

Uk=Uk/U       U1= 3.77        U2=2.61       U3=1.82       U4= 1.25      U5= 0.89       U6=0.62        Uзх= 3.75

Определим числа зубьев ведущей  шестерни Zшк и ведомого колеса Zкк , которые равны соответственно:

Zшк=ΣZ/(Uk+1)            и        Zkk=(Uk×ΣZ)/(Uk+1)=ΣZ-Zk          

Z1=17      Z2=53       Z3=22       Z4= 48       Z5= 28      Z6= 42        Z7=34       Z8= 36        Z9= 48      Z10= 15     Z11=15

 

 

 

 

 

 

       5 Главная передача

Для проектируемого бронетранспортёра  выбираем гипоидную главную передачу. Гипоидные главные передачи всё  больше вытесняют другие виды одинарных  главных передач. Достоинством гипоидных  передач являются:

- высокая бесшумность, значительно лучше, чем у конических передач;

- удовлетворительный КПД (0.96-0.97 с учётом потерь в подшипниках, но без учёта гидравлических потерь);

- невысокая стоимость (материалы те же, что и для конических, но стоимость обработки по сравнению с коническими выше);

- удобство компоновки.

            Схема и конструкция главной  передачи обусловлены прежде  всего передаточным числом передачи:

U0=0.377×rk×(nV/V)           

V=(nN×rk)/2×imax= (3400×0.477)/(2.5×8)=80 км/ч

U0=0.377×0.477×(3400/80)=7.5

При U0(6-7) применяется одинарная передача

U0=Z2/Z1=(80-Z1)/Z1,    следовательно    Z1=75/(U0+1)≈ 8

Z2= 75-8=67

 

 

 

 

 

 

 

 

       Заключение

            В данной курсовой работе был спроектирован и скомпонован бронетранспортёр с колёсной формулой 6×6. Бронетранспортёр обладает хорошей проходимостью и удовлетворительной скоростью 80 км/ч.

            Был произведён расчёт основных  агрегатов трансмиссии, а также  были определены габаритные размеры  машины с учётом предъявляемых требований:  длина машины - 7560 мм, ширина-2830 мм, высота-2380 мм.

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Литература

1 И.С. Цитович «Конструирование  и расчёт колёсных машин высокой  проходимости» учебник для вузов  – Москва «Машиностроение», 1983

2 А.К. Фрумкин «Теория и конструирование  боевых и колёсных машин» - Москва, Военная академия БТВ, 1969

3 «Теория,  конструирование  и  расчет  военных  колесных  машин»  Методические  указания  к выполнению  курсового проекта. – Курган,  1996.

4 Платонов  В. Ф.  «Полноприводные  автомобили» – М.:  Машиностроение

 


Информация о работе Проектирование и расчёт полноприводной колёсной машины