Расчет на прочность зубчатых передач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:06, реферат

Описание

При выборе материала зубчатых колес следует учитывать назначение проектируемой передачи, условия эксплуатации, требования к габаритным размерам и возможную технологию изготовления колёс. Основным материалом для изготовления зубчатых колёс является сталь. Необходимую твердость в сочетании с другими механическими характеристиками (а следовательно, желаемые габариты и массу передачи) можно получить за счет назначения соответствующей термической или химико-термической обработки стали.

Содержание

1. Выбор материала зубчатых колес и вида термообработки 3
2. Расчет допускаемых напряжений 4
3. Проектный расчёт закрытой цилиндрической зубчатой передачи 9
4. Геометрический расчёт закрытой цилиндрической передачи 13
5. Проверочный расчёт закрытой цилиндрической передачи 14
6. Расчёт открытой цилиндрической зубчатой передачи 17
7. Расчёт закрытой конической зубчатой передачи 18
8. Проектный расчёт открытой конической прямозубой передачи 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Расчет на прочность зубчатых передач.docx

— 224.97 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Национальный Исследовательский  Иркутский государственный технический  университет 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Детали машин и конструирования»

на тему

«Расчет на прочность зубчатых передач»

 

 

 

 

 

Выполнил:         студент группы НБзу-11

Лоскутников В. В.

 

Проверил:         Рыжиков И. Н.

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

 

Оглавление

 

Оглавление 2

1. Выбор материала зубчатых колес и вида термообработки 3

2. Расчет допускаемых напряжений 4

3. Проектный расчёт закрытой цилиндрической зубчатой передачи 9

4. Геометрический расчёт закрытой цилиндрической передачи 13

5. Проверочный расчёт закрытой цилиндрической передачи 14

6. Расчёт открытой цилиндрической зубчатой передачи 17

7. Расчёт закрытой конической зубчатой передачи 18

8. Проектный расчёт открытой конической прямозубой передачи 21

Список литературы 23

 

  1. Выбор материала зубчатых колес и вида термообработки

При выборе материала зубчатых колес следует учитывать назначение проектируемой передачи, условия  эксплуатации, требования к габаритным размерам и возможную технологию изготовления колёс. Основным материалом для изготовления зубчатых колёс  является сталь. Необходимую твердость  в сочетании с другими механическими  характеристиками (а следовательно, желаемые габариты и массу передачи) можно получить за счет назначения соответствующей термической или химико-термической обработки стали.

В условиях индивидуального  и мелкосерийного производства, в  мало- и средненагруженных передачах, а также в передачах с большими габаритами колес (когда термическая  обработка их затруднена) обычно применяют  стали с твердостью не более 350 НВ, которая обеспечивается нормализацией или термоулучшением материала. При этом возможно чистовое нарезание зубьев непосредственно после термообработки с высокой точностью изготовления, а при работе передачи обеспечивается хорошая прирабатываемость зубьев без хрупкого разрушения их при динамических нагрузках.

Для равномерного изнашивания  зубьев и лучшей их прирабатываемости твёрдость шестерни НВрекомендуют назначать больше твёрдости НВ2колеса не менее чем на (10…15) НВ.

В условиях крупносерийного  и массового производства целесообразно  применять зубчатые колеса с высокотвердыми зубьями. При твердости более 350 НВ её обычно выражают в единицах Роквелла − НRC  (1 HRC = 10 НВ).

Такая твердость обеспечивается после проведения упрочняющих видов  термической и химикотермической обработки: закалки (обьемной или поверхностной), цементации с последующей закалкой, азотирования и др.

Применение высокотвердых  материалов является резервом повышения  нагрузочной способности зубчатых передач, уменьшения их габаритов и  массы. Однако с высокой твердостью материала связаны дополнительные трудности: плохая прирабатываемость зубьев, прогрессирующее усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев, необходимость проведения термообработки после зубонарезания. Большинство видов упрочняющей термообработки сопровождается значительным короблением зубьев. Для исправления формы зубьев, восстановления требуемой степени точности требуются дополнительные дорогостоящие зубоотделочные операции (шлифование, полирование, притирка и т.п.), что удлиняет технологический процесс изготовления зубчатых колес и значительно повышает стоимость передачи.

Рекомендуемые для изготовления зубчатых колес марки конструкционных  сталей, виды их термообработки и соответствующие  основные механические характеристики приведены в табл. 2.1. При этом важно, чтобы размеры заготовок  колес (диаметр Dзаг и толщина обода или диска Sзаг) не превышали предельных значений  Dпред  и  Sпред 

 

Таблица 2.1. Механические характеристики сталей

Марка

стали

Dпред,

мм

Sпред,

мм

Термооб

работка

Твёрдость  заготовки

в

т

-1

поверхности

сердцевины

Н/мм2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

35

Н

163...192 НВ

550

270

235

40

120

60

У

192...228 НВ

700

400

300

45

Н

179...207 НВ

600

320

260

45

125

80

У

235...262 НВ

780

540

335

45

80

50

У

269...302 НВ

890

650

380

40Х

200

135

У

235...262 НВ

790

640

375

40Х

125

80

У

269...302 НВ

900

750

410

40Х

125

80

У+ТВЧ

45...50 НRCэ

269...302 НВ

900

750

410

40ХН

315

200

У

235...262 НВ

800

630

380

40ХН

200

125

У

269...302 НВ

920

750

420

40ХН

200

125

У+ТВЧ

48...53 НRCэ

269...302 НВ

920

750

420

35ХМ

315

200

У

235...262 НВ

800

670

380

35ХМ

200

125

У

269...302 НВ

920

790

420

35ХМ

200

125

У+ТВЧ

48...53 НRCэ

269...302 НВ

920

790

420

35Л

Н

163...207 НВ

550

270

235

40Л

Н

147 НВ

520

295

225

45Л

315

200

У

207...235 НВ

680

440

285

40ГЛ

315

200

У

235...262 НВ

850

600

365

20Х

18ХГТ

12ХН3А

200

125

У+ЦК

56...63 НRCэ

300...400 НВ

900

800

400

38ХМЮА

А

57...67 НRCэ

30...35 НRC

1050

900

500

35ХМ

40ХН

40

З

45...53 НRC

1060

1400

500

                     

Примечания:

1. В графе "Термообработка" приняты следующие обозначения:

Н −нормализация, У −улучшение, ТВЧ −закалка токами высокой частоты, З –объемная закалка, ЦК –цементация, А − азотирование.

2. Для цилиндрических  и конических колёс с выточками  принять меньшее из значений  Dзаг,  Sзаг

  1. Расчет допускаемых  напряжений

Допускаемые контактные напряжения

Расчет на усталость рабочих  поверхностей зубьев колес при циклических  контактных напряжениях базируется на экспериментальных кривых усталости, которые обычно строят в полулогарифмических  координатах (рис. 2.1).

Рис. 2.1 

 

Здесь:   − наибольшее напряжение цикла, N− число циклов нагружений,  ( ) − предел выносливости материала, NHG(NH0) − базовое число циклов (абсцисса точки перелома кривой усталости).

Допускаемое контактное напряжение рассчитывают для каждого зубчатого  колеса передачи по формуле

 ,

где   определяют по эмпирическим зависимостям, указанным в табл.2.2;

 − коэффициент безопасности, рекомендуют  назначать S= 1,1 при нормализации, термоулучшении или объемной закалке зубьев (при однородной структуре материала по всему объему); S= 1,2 при поверхностной закалке, цементации, азотировании (при неоднородной структуре материала по объему зуба);

Z( KHL ) − коэффициент долговечности,

,   но 2,6 при SH  = 1,1;

и    при SH  = 1,2.

Если  , то следует принимать  .

Коэффициент Zучитывает возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач ( при N< NHG ).

Расчет числа циклов перемены напряжений выполняют с учетом режима нагружения передачи. Различают режимы постоянной и переменной нагрузки. При постоянном режиме нагрузки расчетное число циклов напряжений

,

где  c − число  зацеплений зуба за один оборот (для проектируемого одноступенчатого редуктора с = 1);

 − частота вращения того зубчатого колеса, по материалу которого определяют допускаемые напряжения, об/мин; 

t – время работы передачи (ресурс) в часах; t = Lh

 

 

                                                                                                                                                             Таблица 2.2

Термообработка

Твердость зубьев**

Группа сталей

**,  
Па

SH

**, МПа

SF

**, МПа

**, МПа

на поверхности

в сердцевине

Нормализация, улучшение

180…350 НВ

40, 45, 40Х, 40ХН, 45ХЦ, 35ХМ и  др.

2HB+70

 

1,1

1,8HB

 

 

 

 

 

 

 

1,75

2,74HB

Объемная 
закалка

45…55 HRC

40Х, 40ХН, 45ХЦ, 36 ХМ и др.

18HRC 
+150

550

1400

Закалка ТВЧ по всему контуру (модуль 
 мм)

56…63HRC 

 

45…55 HRC

25…55 HRC

55ПП, У6, 35ХМ, 40Х, 40ХН и др.

17∙HRCпов 
+200

 

 

 

1,2

900 

 

650

 

40HRCпов

1260

Закалка ТВЧ по всему контуру (модуль 
m< 3 мм)

45…55 HRC

35ХМ, 40Х, 40ХН и др.

17HRCпов 
+200

550

 

40HRCпов

1430

 

 

 

Азотирование

55…67HRC 

 

50…59HRC

 

24…40HRC

35ХЮМ, 38ХМЮА 

 

40Х, 40ХФА

40ХНМА и др

1050 

 

 

 

1050

 

 

 

 

 

 

 

1,2

 

12HRCсердц 
+300

 

 

 

1,75

40HRCпов 

 

 

 

30HRCпов

1000

Цементация 
и закалка

55…63HRC

30…45HRC

Цементируемые стали

23HRCпов

750

40HRCпов

1200

 

 

 

Нитроцементация и закалка

55…63HRC

30…45HRC

Молибденовые стали 25ХГМ, 25ХГНМ 

 

Безмолибденовые стали 25ХГТ, 35Х

 

 

 

23HRCпов

1000 

 

750

 

 

 

1,5

40HRCпов

1520

*  Распространяется на все сечения зуба и часть тела зубчатого колеса под основанием впадины.

** Приведён диапазон значений  твёрдости, в котором справедливы  рекомендуемые зависимости для  пределов выносливости и предельных  допускаемых напряжений (рассчитывают  по средним значениям твёрдости  в пределах допускаемого отклонения, указанного в таблице);

HRCпов − твёрдость поверхности,  HRCсердц − твёрдость сердцевины.


 

 

Постоянный режим нагрузки является наиболее тяжелым для передачи,  поэтому его принимают за расчетный также в случае неопределенного (незадаваемого) режима нагружения.

Большинство режимов нагружения современных машин сводятся приближенно к шести типовым режимам (рис. 2.2):

Рис. 2.2. 0 − постоянный, I − тяжелый, II − средний равновероятный, III − средний нормальный, IV − легкий, V − особо легкий 

 

Режим работы передачи с  переменной нагрузкой при расчете  допускаемых контактных напряжений заменяют некоторым постоянным режимом, эквивалентным по усталостному воздействию. При этом в формулах расчетное  число циклов  NH  перемены напряжений заменяют эквивалентным числом циклов NHE  до разрушения при расчетном контактном напряжении.

,

где   − коэффициент эквивалентности, значения которого для типовых режимов нагружения приведены в табл. 2.3.

 

                                                                                                                                           Таблица  2.3

Режим

работы

Расчёт на контакт. усталость

Расчёт на изгибную усталость

Термооб- 
работка

m/2

Термическая

обработка

m

Термическ.

обработка

m

0

любая

3

1,0

улучшение,

нормализация,

азотирование

6

1,0

закалка объёмная,

поверхност-

ная, цементация

9

1,0

I

0,5

0,3

0,20

II

0,25

0,143

0,10

III

0,18

0,065

0,036

IV

0,125

0,038

0,016

V

0,063

0,013

0,004

Информация о работе Расчет на прочность зубчатых передач