Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:06, реферат
При выборе материала зубчатых колес следует учитывать назначение проектируемой передачи, условия эксплуатации, требования к габаритным размерам и возможную технологию изготовления колёс. Основным материалом для изготовления зубчатых колёс является сталь. Необходимую твердость в сочетании с другими механическими характеристиками (а следовательно, желаемые габариты и массу передачи) можно получить за счет назначения соответствующей термической или химико-термической обработки стали.
1. Выбор материала зубчатых колес и вида термообработки 3
2. Расчет допускаемых напряжений 4
3. Проектный расчёт закрытой цилиндрической зубчатой передачи 9
4. Геометрический расчёт закрытой цилиндрической передачи 13
5. Проверочный расчёт закрытой цилиндрической передачи 14
6. Расчёт открытой цилиндрической зубчатой передачи 17
7. Расчёт закрытой конической зубчатой передачи 18
8. Проектный расчёт открытой конической прямозубой передачи 21
Список литературы 23
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Национальный
Контрольная работа
по дисциплине «Детали машин и конструирования»
на тему
«Расчет на прочность зубчатых передач»
Выполнил: студент группы НБзу-11
Лоскутников В. В.
Проверил: Рыжиков И. Н.
Иркутск 2012
Оглавление 2
1. Выбор материала зубчатых колес и вида термообработки 3
2. Расчет допускаемых напряжений 4
3. Проектный расчёт закрытой цилиндрической зубчатой передачи 9
4. Геометрический расчёт закрытой цилиндрической передачи 13
5. Проверочный расчёт закрытой цилиндрической передачи 14
6. Расчёт открытой цилиндрической зубчатой передачи 17
7. Расчёт закрытой конической зубчатой передачи 18
8. Проектный расчёт открытой конической прямозубой передачи 21
Список литературы 23
При выборе материала зубчатых
колес следует учитывать
В условиях индивидуального и мелкосерийного производства, в мало- и средненагруженных передачах, а также в передачах с большими габаритами колес (когда термическая обработка их затруднена) обычно применяют стали с твердостью не более 350 НВ, которая обеспечивается нормализацией или термоулучшением материала. При этом возможно чистовое нарезание зубьев непосредственно после термообработки с высокой точностью изготовления, а при работе передачи обеспечивается хорошая прирабатываемость зубьев без хрупкого разрушения их при динамических нагрузках.
Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твёрдость шестерни НВ1 рекомендуют назначать больше твёрдости НВ2колеса не менее чем на (10…15) НВ.
В условиях крупносерийного и массового производства целесообразно применять зубчатые колеса с высокотвердыми зубьями. При твердости более 350 НВ её обычно выражают в единицах Роквелла − НRC (1 HRC = 10 НВ).
Такая твердость обеспечивается
после проведения упрочняющих видов
термической и
Применение высокотвердых
материалов является резервом повышения
нагрузочной способности
Рекомендуемые для изготовления зубчатых колес марки конструкционных сталей, виды их термообработки и соответствующие основные механические характеристики приведены в табл. 2.1. При этом важно, чтобы размеры заготовок колес (диаметр Dзаг и толщина обода или диска Sзаг) не превышали предельных значений Dпред и Sпред .
Таблица 2.1. Механические характеристики сталей
Марка стали |
Dпред, мм |
Sпред, мм |
Термооб работка |
Твёрдость заготовки |
в |
т |
-1 | |||
поверхности |
сердцевины |
Н/мм2 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
35 |
− |
− |
Н |
163...192 НВ |
550 |
270 |
235 | |||
40 |
120 |
60 |
У |
192...228 НВ |
700 |
400 |
300 | |||
45 |
− |
− |
Н |
179...207 НВ |
600 |
320 |
260 | |||
45 |
125 |
80 |
У |
235...262 НВ |
780 |
540 |
335 | |||
45 |
80 |
50 |
У |
269...302 НВ |
890 |
650 |
380 | |||
40Х |
200 |
135 |
У |
235...262 НВ |
790 |
640 |
375 | |||
40Х |
125 |
80 |
У |
269...302 НВ |
900 |
750 |
410 | |||
40Х |
125 |
80 |
У+ТВЧ |
45...50 НRCэ |
269...302 НВ |
900 |
750 |
410 | ||
40ХН |
315 |
200 |
У |
235...262 НВ |
800 |
630 |
380 | |||
40ХН |
200 |
125 |
У |
269...302 НВ |
920 |
750 |
420 | |||
40ХН |
200 |
125 |
У+ТВЧ |
48...53 НRCэ |
269...302 НВ |
920 |
750 |
420 | ||
35ХМ |
315 |
200 |
У |
235...262 НВ |
800 |
670 |
380 | |||
35ХМ |
200 |
125 |
У |
269...302 НВ |
920 |
790 |
420 | |||
35ХМ |
200 |
125 |
У+ТВЧ |
48...53 НRCэ |
269...302 НВ |
920 |
790 |
420 | ||
35Л |
− |
− |
Н |
163...207 НВ |
550 |
270 |
235 | |||
40Л |
− |
− |
Н |
147 НВ |
520 |
295 |
225 | |||
45Л |
315 |
200 |
У |
207...235 НВ |
680 |
440 |
285 | |||
40ГЛ |
315 |
200 |
У |
235...262 НВ |
850 |
600 |
365 | |||
20Х 18ХГТ 12ХН3А |
200 |
125 |
У+ЦК |
56...63 НRCэ |
300...400 НВ |
900 |
800 |
400 | ||
38ХМЮА |
− |
− |
А |
57...67 НRCэ |
30...35 НRC |
1050 |
900 |
500 | ||
35ХМ 40ХН |
− |
40 |
З |
45...53 НRC |
1060 |
1400 |
500 | |||
Примечания:
1. В графе "Термообработка" приняты следующие обозначения:
Н −нормализация, У −улучшение, ТВЧ −закалка токами высокой частоты, З –объемная закалка, ЦК –цементация, А − азотирование.
2. Для цилиндрических
и конических колёс с
Допускаемые контактные напряжения
Расчет на усталость рабочих поверхностей зубьев колес при циклических контактных напряжениях базируется на экспериментальных кривых усталости, которые обычно строят в полулогарифмических координатах (рис. 2.1).
Рис. 2.1
Здесь: − наибольшее напряжение цикла, NH − число циклов нагружений, ( ) − предел выносливости материала, NHG(NH0) − базовое число циклов (абсцисса точки перелома кривой усталости).
Допускаемое контактное напряжение рассчитывают для каждого зубчатого колеса передачи по формуле
,
где определяют по эмпирическим зависимостям, указанным в табл.2.2;
− коэффициент безопасности, рекомендуют назначать SH = 1,1 при нормализации, термоулучшении или объемной закалке зубьев (при однородной структуре материала по всему объему); SH = 1,2 при поверхностной закалке, цементации, азотировании (при неоднородной структуре материала по объему зуба);
ZN ( KHL ) − коэффициент долговечности,
, но 2,6 при SH = 1,1;
и при SH = 1,2.
Если , то следует принимать .
Коэффициент ZN учитывает возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач ( при NH < NHG ).
Расчет числа циклов перемены напряжений выполняют с учетом режима нагружения передачи. Различают режимы постоянной и переменной нагрузки. При постоянном режиме нагрузки расчетное число циклов напряжений
,
где c − число зацеплений зуба за один оборот (для проектируемого одноступенчатого редуктора с = 1);
− частота вращения того зубчатого колеса, по материалу которого определяют допускаемые напряжения, об/мин;
t – время работы передачи (ресурс) в часах; t = Lh.
Термообработка |
Твердость зубьев** |
Группа сталей |
**, |
SH |
**, МПа |
SF |
**, МПа |
**, МПа | |
на поверхности |
в сердцевине | ||||||||
Нормализация, улучшение |
180…350 НВ |
40, 45, 40Х, 40ХН, 45ХЦ, 35ХМ и др. |
2HB+70 |
1,1 |
1,8HB |
1,75 |
|
2,74HB | |
Объемная |
45…55 HRC |
40Х, 40ХН, 45ХЦ, 36 ХМ и др. |
18HRC |
550 |
|
1400 | |||
Закалка ТВЧ по всему контуру
(модуль |
56…63HRC
45…55 HRC |
25…55 HRC |
55ПП, У6, 35ХМ, 40Х, 40ХН и др. |
17∙HRCпов |
1,2 |
900
650 |
40HRCпов |
1260 | |
Закалка ТВЧ по всему контуру
(модуль |
45…55 HRC |
35ХМ, 40Х, 40ХН и др. |
17HRCпов |
550 |
40HRCпов |
1430 | |||
Азотирование |
55…67HRC
50…59HRC |
24…40HRC |
35ХЮМ, 38ХМЮА
40Х, 40ХФА 40ХНМА и др |
1050
1050 |
1,2 |
12HRCсердц |
1,75 |
40HRCпов
30HRCпов |
1000 |
Цементация |
55…63HRC |
30…45HRC |
Цементируемые стали |
23HRCпов |
750 |
40HRCпов |
1200 | ||
Нитроцементация и закалка |
55…63HRC |
30…45HRC |
Молибденовые стали 25ХГМ, 25ХГНМ
Безмолибденовые стали 25ХГТ, 35Х |
23HRCпов |
1000
750 |
1,5 |
40HRCпов |
1520 | |
* Распространяется на все сечения зуба и часть тела зубчатого колеса под основанием впадины. ** Приведён диапазон значений
твёрдости, в котором HRCпов − твёрдость поверхности, HRCсердц − твёрдость сердцевины. |
Постоянный режим нагрузки является наиболее тяжелым для передачи, поэтому его принимают за расчетный также в случае неопределенного (незадаваемого) режима нагружения.
Большинство режимов нагружения современных машин сводятся приближенно к шести типовым режимам (рис. 2.2):
Рис. 2.2. 0 − постоянный, I − тяжелый, II − средний равновероятный, III − средний нормальный, IV − легкий, V − особо легкий
Режим работы передачи с переменной нагрузкой при расчете допускаемых контактных напряжений заменяют некоторым постоянным режимом, эквивалентным по усталостному воздействию. При этом в формулах расчетное число циклов NH перемены напряжений заменяют эквивалентным числом циклов NHE до разрушения при расчетном контактном напряжении.
,
где − коэффициент эквивалентности, значения которого для типовых режимов нагружения приведены в табл. 2.3.
Режим работы |
Расчёт на контакт. усталость |
Расчёт на изгибную усталость | |||||||
Термооб- |
m/2 |
|
Термическая обработка |
m |
|
Термическ. обработка |
m |
| |
0 |
любая |
3 |
1,0 |
улучшение, нормализация, азотирование |
6 |
1,0 |
закалка объёмная, поверхност- ная, цементация |
9 |
1,0 |
I |
0,5 |
0,3 |
0,20 | ||||||
II |
0,25 |
0,143 |
0,10 | ||||||
III |
0,18 |
0,065 |
0,036 | ||||||
IV |
0,125 |
0,038 |
0,016 | ||||||
V |
0,063 |
0,013 |
0,004 |