Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:06, реферат
При выборе материала зубчатых колес следует учитывать назначение проектируемой передачи, условия эксплуатации, требования к габаритным размерам и возможную технологию изготовления колёс. Основным материалом для изготовления зубчатых колёс является сталь. Необходимую твердость в сочетании с другими механическими характеристиками (а следовательно, желаемые габариты и массу передачи) можно получить за счет назначения соответствующей термической или химико-термической обработки стали.
1. Выбор материала зубчатых колес и вида термообработки 3
2. Расчет допускаемых напряжений 4
3. Проектный расчёт закрытой цилиндрической зубчатой передачи 9
4. Геометрический расчёт закрытой цилиндрической передачи 13
5. Проверочный расчёт закрытой цилиндрической передачи 14
6. Расчёт открытой цилиндрической зубчатой передачи 17
7. Расчёт закрытой конической зубчатой передачи 18
8. Проектный расчёт открытой конической прямозубой передачи 21
Список литературы 23
Базовое число циклов NHG перемены напряжений, соответствующее пределу контактной выносливости , рассчитывают по эмпирическим следующим зависимостям
.
Из двух значений (для зубьев шестерни и колеса) рассчитанного допускаемого контактного напряжения в дальнейшем за расчетное принимают:
– для прямозубых (цилиндрических и конических) передач – меньшее из двух значений допускаемых напряжений и ;
– для косозубых цилиндрических передач с твердостью рабочих поверхностей зубьев Н1 и – меньшее из двух напряжений и ;
– для косозубых цилиндрических
передач, у которых зубья шестерни
,
где – меньшее из значений и .
Допускаемые напряжения изгиба
Расчет зубьев на изгибную
выносливость выполняют отдельно для
зубьев шестерни и колеса, для которых
вычисляют допускаемые
,
где − предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба, значения которого приведены в табл. 2.2;
SF − коэффициент безопасности, рекомендуют SF = 1,5...1,75 (смотри табл. 2.2);
YA(КFC) − коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (например, реверсивные передачи), при односторонней нагрузке YA = 1 и при реверсивной YA = 0,7...0,8 (здесь большие значения назначают при Н1 и Н2 > 350 НВ);
YN(KFL) − коэффициент долговечности, методика расчета которого аналогична расчету ZN (смотри выше).
При , но .
При Н > 350 НВ , но .
При следует принимать = 1. Рекомендуют принимать для всех сталей . При постоянном режиме нагружения передачи
.
При переменных режимах нагрузки, подчиняющихся типовым режимам нагружения (рис. 2.2),
,
где принимают по табл. 2.3.
При проектном расчёте прежде всего определяют главный параметр цилиндрической передачи межосевое расстояние , в мм. Расчёт производят по следующим формулам:
− для прямозубой передачи
;
− для косозубой передачи
.
В указанных формулах знак "+" принимают в расчётах передачи внешнего зацепления, а знак "–" – внутреннего зацепления.
Рекомендуется следующий порядок расчётов.
При необходимости определяют (или уточняют) величину вращающего момента на колесе передачи T2 в Нмм. В случае задания в исходных данных на курсовой проект вращающего момента номинальный момент на колесе рассчитываемой передачи . При задании полезной мощности привода (кВт) номинальный вращающий момент на колесе рассчитывают по формуле , где – частота вращения вала колеса, мин -1.
Из табл. 2.4 назначают относительную ширину колёс в соответствии со схемой расположения колес относительно опор и выбранной ранее твёрдостью поверхностей зубьев. Бóльшие значения целесообразно принимать для передач с постоянными или близкими к ним нагрузками. В дальнейшем в расчетах может встретиться относительная ширина колес , которую рассчитывают с учетом зависимости .
Рис. 2.3
Коэффициент неравномерности нагрузки по длине контакта выбирают по кривым на графиках рис. 2.3 а, б в соответствии с расположением зубчатых колёс передачи относительно опор, твёрдостью рабочих поверхностей зубьев и относительной шириной колес.
Приведённый модуль упругости Eпр в случае различных материалов колёс рассчитывают по соотношению
.
Если в передаче используется для изготовления колёс один материал (например, сталь с МПа или чугун с МПа), тогдаEпр =E , МПа.
Таблица 2.4. Относительная ширина колёс
Схема расположения колёс относительно опор |
Твёрдость рабочих поверхностей зубьев | |
или |
H1 и H2 > 350 HB | |
Симметричная |
0,3...0,5 |
0,25...0,3 |
Несимметричная |
0,25...0,4 |
0,20...0,25 |
Консольная |
0,20...0,25 |
0,15...0,20 |
Полученное значение межосевого расстояния aw (мм) для нестандартных передач рекомендуется округлить до ближайшего большего значения по одному из рядов нормальных линейных размеров (табл. 2.5).
Таблица 2.5. Нормальные линейные размеры, мм (ГОСТ 6636-69)
Ряды |
Дополн. размеры |
Ряды |
Дополн. размеры | ||||
Ra10 |
Ra20 |
Ra40 |
Ra10 |
Ra20 |
Ra40 | ||
40 |
40 |
40 |
200 |
200 |
200 |
||
41 |
205 | ||||||
42 |
210 |
||||||
44 |
|||||||
45 |
45 |
220 |
220 |
||||
46 |
230 | ||||||
48 |
240 |
||||||
49 |
|||||||
50 |
50 |
50 |
250 |
250 |
250 |
||
52 |
|||||||
53 |
260 |
||||||
55 |
270 | ||||||
56 |
56 |
280 |
280 |
||||
58 |
290 | ||||||
60 |
300 |
||||||
62 |
310 | ||||||
63 |
63 |
63 |
320 |
320 |
320 |
||
65 |
330 | ||||||
67 |
340 |
||||||
70 |
350 | ||||||
71 |
71 |
360 |
360 |
||||
73 |
370 | ||||||
75 |
380 |
||||||
78 |
|||||||
80 |
80 |
80 |
400 |
400 |
400 |
||
82 |
410 | ||||||
85 |
420 |
||||||
440 | |||||||
90 |
90 |
450 |
450 |
||||
92 |
460 | ||||||
95 |
480 |
||||||
98 |
490 | ||||||
100 |
100 |
100 |
500 |
500 |
500 |
||
102 |
515 | ||||||
105 |
530 |
||||||
108 |
545 | ||||||
110 |
110 |
112 |
560 |
560 |
|||
115 |
580 | ||||||
120 |
600 |
||||||
118 |
615 | ||||||
125 |
125 |
125 |
630 |
630 |
630 |
||
130 |
670 |
650 | |||||
135 |
690 | ||||||
140 |
140 |
710 |
710 |
||||
145 |
730 | ||||||
150 |
750 |
||||||
155 |
775 | ||||||
160 |
160 |
160 |
800 |
800 |
800 |
||
165 |
825 | ||||||
170 |
850 |
||||||
175 |
875 | ||||||
180 |
180 |
900 |
900 |
||||
185 |
925 | ||||||
190 |
950 |
||||||
195 |
975 |
Определяют модуль зацепления m (или mn для косозубой передачи) из соотношения m(mn) = (0,01...0,02)аw , если H1 и и m(mn) = (0,016...0,0315)аw , если H1 и H2 > 350 HB .
Полученное значение модуля необходимо округлить до стандартного значения по 1-му ряду модулей: 1,0; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10 мм. При этом для силовых передач рекомендуют принимать мм.
Для косозубой передачи угол наклона линии зуба назначают в пределах = 8...20.
Далее определяют суммарное число зубьев шестерни и колеса:
для прямозубых колёс
для косозубых колёс
Полученное значение округляют до целого числа.
Число зубьев шестерни определяют из соотношения: , где u – передаточное число передачи, . Здесь знак "+" − для внешнего зацепления, знак "−" − для внутреннего зацепления.
Значение z1 следует округлить до целого числа. Из условия отсутствия подрезания зубьев необходимо назначать: для прямозубых и − для косозубых колёс. Зачастую для уменьшения шума в быстроходных передачах принимают .
Рассчитывают число зубьев колеса передачи .
Определяют фактическое значение передаточного числа передачи с точностью до двух знаков после запятой. Определяют или назначают фактическое межосевое расстояние awф цилиндрической зубчатой передачи. Для прямозубой передачи должно выполняться условие . Для косозубой передачи уточняют значение фактического угла наклона линии зуба
Рабочую ширину зубчатого венца колеса рассчитывают как и округляют до целого числа по ряду Ra20 нормальных линейных размеров (табл. 2.5). Тогда ширина зубчатого венца колеса , ширина зуба шестерни b1 = b2 + (2...5) мм.
Делительные диаметры рассчитывают по формулам:
– для прямозубых колёс
и − для косозубых колёс.
Начальный диаметр шестерни − .
Начальный диаметр колеса передачи − .
Диаметры вершин зубьев колёс для прямозубых и − для косозубых колёс. Диаметры впадин зубьев колёс − для прямозубых и − для косозубых колёс. Точность вычислений диаметральных размеров колёс должна быть не выше 0,001 мм. Угол зацепления передачи принимают равным углу профиля исходного контура: .
Проверка контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев колёс
Расчётом должна быть проверена справедливость соблюдения следующих неравенств:
− для прямозубых колёс
;
− для косозубых колёс
где − коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям, .
Все геометрические параметры рассчитываемых колёс определены в п. 2.5. Для косозубой передачи дополнительно рассчитывают − коэффициент торцового перекрытия зубчатой передачи по формуле:
Здесь также знак "+" относится к передачам внешнего зацепления, а "–" – внутреннего зацепления.
Рассчитывают (или уточняют) величину вращающего момента Т1 в Нмм на шестерне проверяемой передачи:
,
где − КПД передачи, он учитывает потери мощности в зубчатой передаче; обычно = 0,97.
Для определения коэффициента внутренней динамической нагрузки KHV необходимо по табл. 2.6 назначить степень точности передачи в зависимости от окружной скорости в зацеплении
, м/с.
Таблица 2.6. Степени точности зубчатых передач
Степень точности |
Окружные скорости вращения колёс V, м/с | ||
прямозубых |
косозубых | ||
цилиндрических |
конических |
цилиндрических | |
6 |
до 15 |
до 12 |
до 30 |
7 |
до 10 |
до 8 |
до 15 |
8 |
до 6 |
до 4 |
до 10 |
9 |
до 2 |
до 1,5 |
до 4 |
Затем по табл. 2.7 находят значение коэффициента KHV для рассчитываемой передачи.
В косозубой передаче теоретически зацепляется одновременно не менее двух пар зубьев. На практике ошибки нарезания зубьев могут устранить двухпарное зацепление, и при контакте одной пары между зубьями второй пары может быть небольшой зазор, который устраняется под нагрузкой вследствие упругих деформаций зубьев. Однако, первая пара зубьев нагружена больше, чем вторая на размер усилия, необходимого для устранения зазора. Это учитывают коэффициентом ,, назначаемым из табл. 2.8.