Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:02, курсовая работа
При конструировании привода задача состоит в создании машин, отвечающих основным требованиям, предъявляемым к конструируемой машине – высокая надёжность, ремонтопригодность, технологичность, малые габариты и масса, удобство эксплуатации.
где Т1, Т2, Т3 - номинальные вращающие моменты соответственно на входном (быстроходном), промежуточном и выходном (тихоходном) валах редуктора.
Полученные
расчетные значения диаметров выходных
участков валов
,
,
округлим до ближайшего большего стандартного
значения:
Окончательно выбираем =25мм, =35 мм =55 мм
Остальные размеры участков валов назначаем из ряда стандартных диаметров в сторону увеличения, исходя из конструктивных и технологических соображений.
Необходимо учитывать, что значение посадочного диаметра подшипника для данного диапазона кратно пяти /10 таблица Б. 5/. Также величина высоты t, мм, перехода диаметра вала по отношению к предыдущему диаметру должна быть больше или равна размеру фаски f, мм /10. таблица 14/
Длины
участков валов определим после
эскизной компоновки редуктора на миллиметровой
бумаге непосредственным измерением линейкой.
5 ЭСКИЗНАЯ
КОМПОНОВКА КОРОБКИ
5.1
Предварительный выбор
В редукторах
применим подшипники качения. Выбор
типа подшипника зависит от нагрузок,
действующих на вал. Так как на вал действуют
радиальная и осевая силы, то используем
однорядные шариковые радиально-упорные
подшипники легкой серии.
Выбор его типоразмера зависит от диаметра вала под подшипник. Посадочный диаметр подшипника для ведущего вала привода d=30, для промежуточного d=35, для ведомого вала d=55. Выбор подшипников для валов редуктора сведены в таблицу 3.
Наименование вала |
Обозначение
подшипника |
Размеры, мм | Грузоподъемность, кН | ||||
d | D | В | r | C | C0 | ||
Быстроходный | 36206 | 30 | 62 | 16 | 1,5 | 22 | 12 |
Промежуточный | 36207 | 35 | 72 | 17 | 2 | 30,8 | 17,8 |
Тихоходный | 36211 | 55 | 100 | 21 | 2,5 | 58,4 | 34,2 |
Таблица 3
5.2 Конструирование
корпуса
Корпус и крышку редуктора выполняем из чугунного литья
Толщина стенки корпуса d, мм, и крышки d1, мм, должны быть не меньше 8 миллиметров.
Принимаем: d = d1=8мм.
Наружный диаметр прилива под подшипник , , ;
Толщина ребер в основании ;
Диаметр фундаментного болта М16, количество 4шт.;
Толщина фундаментной лапы ;
Ширина опорной поверхности лапы ;
Диаметр болтов, стягивающих крышку по разъему:
вблизи подшипников ;
остальных ;
Толщина фланца по разъему корпуса ;
Диаметр штифтов ;
Толщина проушины для подъема крышки корпуса ;
Диаметр отверстия для слива масла М16.
Толщина
фланца 50мм
5.3 Конструирование
валов
На ведущем валу коробки скоростей шестерня диаметром , а диаметр вала 36мм. Так как выполняется условие: шестерня выполняется заодно с валом.
На промежуточном валу:
следовательно промежуточный вал тоже выполняется как вал-шестерня. А колесо крепится при помощи шпонки.
На
ведомом валу зубчатое колесо крепится
при помощи шпоночного соединения.
5.4
Выбор крышек подшипниковых
Для герметизации подшипниковых узлов редуктора в осевой фиксации подшипников применим привёртные крышки. Они изготавливается, из чугуна СЧ 15. Размеры крышек определяют в зависимости от диаметра наружного кольца подшипника D.
Для предотвращения вытекания смазочного материала из подшипниковых узлов, а также защиты их от попадания пыли, грязи и влаги, в крышках с отверстием для выходного конца вала (и входного) разместим уплотнение.
Используем наиболее широко применяемые резиновые армированные манжеты /10 таблица Б. 9/, размеры которых выбираются по диаметру вала.
Во
время работы привода происходит
нагрев деталей и масла, что приводит
к линейному удлинению валов редуктора.
Для компенсации этого расширения предусматривают
осевой зазор в подшипниковых узлах а
= 0,2... 0,5 мм, который на чертежах общего
вида не показывается. Так как применили
привертные крышки регулировка осевого
зазора производится с помощью прокладок,
которые устанавливаются между фланцем
крышки и приливом под подшипник.
5.5
Выбор способа смазки передачи и подшипников
Смазку
зубчатых колёс производим посредством
окунания их в масляную ванну, быстроходную
передачу рекомендуют окунать в
масляную ванну не более чем на
два – три модуля зацепления,
а тихоходную передачу не более одной
трети радиуса колеса. Смазка подшипников
производится масляным туманом.
5.6 Графическая
часть эскизной компоновки
Выполнение эскизной компоновки проводим несколькими этапами.
На первом этапе откладываем межосевые расстояния и вычерчиваем обе передачи, размеры которых рассчитаны выше.
На втором этапе прочерчиваем границы внутренней стенки корпуса на расстоянии X=10мм от элементов передачи. Со стороны шестерни предварительное значение размера f , мм, назначим равным f =10 мм.
На третьем этапе вычерчиваем ступени валов на соответствующих осях по диаметральным размерам, полученным в проектном расчете валов (пункт 4). Длины участков валов под муфты определяем из таблицы
На четвертом этапе дорисовываем подшипники по своим габаритным размерам и определяем для валов размеры а, и в, мм, которые являются плечами приложенных к валу сил.
Определение
этих размеров позволяет провести проверочный
расчет валов на прочность и расчет подшипников
на долговечность.
После выполнения эскизной компоновки коробки проведём проверочные расчеты промежуточного вала и подшипников.
Расчет вала проведем на совместное действие изгиба и кручения. Для начала определим внутренние силовые факторы в сечениях вала. Составим расчетную схему вала. К валам прикладываем силы от зубчатых цилиндрических косозубых передач, значения которых получены ранее. Проверяем правильность расположения сил в плоскостях в соответствии с кинематической схемой привода. Размеры участков валов получены после эскизной компоновки редуктора.
Находим смещение точки приложения радиальной реакции относительно торца подшипника находим по формуле:
Силы в зацеплении Ft1= 1338 H Ft2= 5511 H
Fa1= 430 H Fa2= 1772 H
Расчётные
расстояния l1=35;l2=109,5; l3=32,5.
Рассмотрим
горизонтальную плоскость.
Определим опорные реакции:
Построим
эпюры изгибающих моментов
Рассмотрим вертикальную плоскость.
Определим опорные реакции:
Построим
эпюры изгибающих моментов
Расчет
подшипников на долговечность:
Рассчитаем подшипники промежуточного вала привода на долговечность по формуле:
где n – частота вращения вала;
Сr – базовая динамическая грузоподъемность подшипника;
Pr – эквивалентная динамическая нагрузка:
Суммарные реакции в опорах:
Осевые составляющие:
так как
, то е=0.54, Х=0,45, Y=1.
Требуемая
долговечность подшипников
Зубчатые колеса крепятся на валах при помощи шпонок. По диаметру вала подбираем шпонку ГОСТ 23360-78. На участках крепления деталей, передающих момент вращения, выполняют шпоночные пазы. Длина шпонки на 8…10мм короче ширины ступицы.
Основным
критерием работоспособности
Выбранные шпонки проверяем на смятие по формуле:
где Т – крутящий момент, Нмм;
d – диаметр вала, мм;
h, t1, lp – размеры шпонки.
Шпонка на промежуточном валу:
Шпонка на выходном валу:
Так как
напряжение смятия превышает допускаемое
напряжение значит на валу выполняем два
шпоночных паза под углом 1800
Смазывание
колес принимаем погружением
зубьев колес на всю длину в
масло, залитое в корпус. Смазывание
подшипников редуктора –