Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа
Цель работы: Изготовить декоративное панно из картона на стекле.
Задачи:
• Изучить историю мозаики;
• Проанализировать материалы, используемые для изготовления мозаики;
• Выбрать один из методов набора мозаики;
Введение 3
Глава I. Мозаика как вид декоративно-прикладного творчества 6
1.1 История мозаики 6
1.2 Материалы для изготовления мозаики 12
1.3 Методы набора мозаики 23
Глава II. Технология изготовления декоративного панно 27
2.1 Изготовление декоративного панно мозаики «Девушка с сердцем» 27
2.2 Способы создания рисунка для мозаики в компьютерной программе Corel Painter X 29
2.3 Экономический расчет себестоимости мозаичного панно «Девушка с сердцем» 34
Заключение 35
Список литературы 36
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра
технологии и методики
преподавания технологии
Курсовая
работа
Разработка и создание декоративного панно
в
технике «Мозаика»
Работу выполнил
студент 832 группы
физического факультета
Спешилов Антон Иванович
____________________
(подпись)
«Допущена к защите» Руководитель:
Руководитель:______________
(подпись)
«______» _______ 2010 г.
Казакова Людмила Геннадьевна
Дата защиты:
«______» _______ 2010 г.
Оценка____________________
Руководитель:______________
(подпись)
Пермь
2010
Содержание
Введение
“Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем.”
Л. Толстой
“Ни одно искусство не замыкается в самом себе.”
Цицерон
Культура – это высочайшие достижения людей в науке, технике, искусстве, литературе, религии, музыке. И чтобы быть культурными людьми мы будем постепенно знакомиться с достижениями в искусстве.
Искусство занимает особое место в мире прекрасного. Оно возникло задолго до того, как сложилось само понятие «искусство». Люди рисовали и пели, украшали свое жилище и танцевали, еще не помышляя, что они занимаются искусством. То, что ныне обозначается этим словом, было тесно связано с трудом и бытом древних людей.
Искусство с момента своего зарождения стремилось правдиво изображать жизнь, помогая людям разобраться в окружающем мире и осознать его сложность.
Изобразительное искусство – одно из самых распространенных искусств. К нему относятся не только произведения живописи, скульптуры и графики, которые можно увидеть на выставках, - на улице города и в каждом доме мы соприкасаемся с различными его видами.
Памятники,
мемориальные доски, красочные картины,
выполненные на стенах зданий, плакаты,
гипсовые и фарфровые фигурки, продающиеся
в магазинах – все это
Все эти виды изобразительного искусства воспроизводят на плоскости и в пространстве так, что можно зрительно воспринять. Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
К изобразительным искусствам относятся: живопись, скульптуру, декоративно – прикладное искусство, театрально-декорационное, оформительское, искусство дизайна. Одним из видов декоративно- прикладного искусства является мозаика.
Искусство
мозаики имеет длинную и
При
кажущейся сложности
Возможности мозаики безграничны – от простого геометрического узора до тщательно разработанного мотива. Стиль ее может варьироваться от классического до современного, а палитра безгранична – от монохромности до сочетания всех цветов и оттенков.
Цель работы: Изготовить декоративное панно из картона на стекле.
Задачи:
Объект: Мозаика как вид декоративно-прикладного искусства.
Предмет: мозаика, выполненная из картона.
Методы исследования: изучение литературы по мозаике, технологический эксперимент.
Теоретическая значимость: систематизирована информация по истории возникновения мозаики.
Практическая значимость: предложена новая доступная технология изготовления мозаики из картона; выявлены возможности применения специализированных компьютерных программ для создания рисунков для мозаики.
Глава I. Мозаика
как вид декоративно-прикладного
творчества
1.1 История мозаики
Мозаика – одно из древнейших и самых красивых видов монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. Его истоки восходят ко временам древних шумерских династий, живших на Ближнем Востоке в III тысячелетии до н.э. Шумеры инкрустировали деревянные и глиняные изделия ракушками, слоновой костью, ляпис-лазурью и другими материалами, приклеивая их смолой. Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое предназначение, делая поверхность пола гладкой и ровной.
Тематика мозаичных работ древних шумеров была разнообразной – от военных сюжетов до мифологических и фантастических сцен. Среди сохранившихся произведений мозаичного искусства того времени (2,5 тыс. лет до н.э.): шкатулка «Штандарт Ура» (Лондон, Британский музей) (рис.1) и арфа царицы Шубад из погребения в Уре (Багдад, Иракский музей), украшенные перламутром, ляпис-лазурью и золотом. Среди не сохранившихся: мозаики дворцов фараонов Сети и Рамсесов, знаменитый «Мозаичный дворец», стены которого были покрыты ромбовидной мозаикой. Даже в те далекие времена мозаика расценивалась не только как прекрасная защита поверхностей, но и имела огромное эстетическое значение. Чуть позднее, во времена Нового царства (1540 – 1000 г. до н.э.), когда Египет вел завоевательные походы в Азии, Нубии и Ливии, в стране началось беспрецедентное в истории человечества каменное строительство: огромные, взмывающие к небу храмы, гробницы, красивейшие дворцы представителей высшей касты, стены и полы которых украшались драгоценной мозаикой. Но наибольшего расцвета мозаика достигла в Древней Греции в эпоху эллинизма (323 – 27 г. до н.э.).
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук, развитию новых отраслей знаний, религиозный уклон философии. Все это способствовало расцвету мозаичного искусства: в столицах эллинистических государств возводятся дворцовые постройки, в которых широко используются мозаичные покрытия интерьеров и полов внутренних двориков. Византийцам принадлежит идея «поднять» мозаику с пола на потолок, они же были первооткрывателями особого сплава непрозрачного и очень плотного цветного стекла, которое получило название «смальта». Использование мозаики быстро распространилось по всей Римской империи. Наиболее популярными материалами были смальта и мрамор, иногда в ход шли также галька и мелкие камушки. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и давали необыкновенную игру света на сводах и стенах храмов, передавая «Божественное сияние».
Примерно в I - IV вв. н.э. в Древнем Риме искусство мозаики поднялось на новую высоту. Римская мозаика изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов. Наиболее известные образцы этой эпохи: мозаики «Битва Александра с Дарием» (рис.2) и «Уличные музыканты» (Неаполь), колоссальная работа «Пол из Пренесты» Палестрины с изображением долины реки Нил и «Голуби на чаше» (Рим). Сегодня крупнейшая в мире коллекция римских мозаик I - III вв. н.э. находится в Тунисе (музей Бардо, музей Сусса), где господство римлян длилось более 4-х с половиной веков. Большими специалистами в мозаичном искусстве были и исламские художники. На их работах отсутствовали изображения людей, т.к. это было запрещено мусульманской религией, а основной темой картин были растительные и геометрические элементы, складывавшиеся в яркие декоративнее орнаменты.
Со времен правления императора Юстиниана (482 – 565 г.), когда искусство Византии достигло наивысшего расцвета, сохранился выдающий памятник архитектуры – усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Верхняя часть стен усыпальницы сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом – мозаика с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Примером может служить мозаика «Христос - Добрый Пастырь» (рис.3).Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение, расцениваясь как символ богатства, и являясь самым ярким из всех цветов.
Не менее значимым историческим и архитектурным памятником мозаичного искусства V–VII веков, сохранившимся до наших дней, является мозаичный ансамбль Равенны, которая с 402 по 476 гг. была столицей Западной империи, а сегодня вполне заслуженно считается одной из мозаичных столиц мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему прославленные памятники Константинополя, Палестины, Сирии. Поэтому только в Равенне можно составить представление о мозаике как о специфическом виде искусства, о той мозаике, которая сделалась излюбленным видом украшения христианских храмов, как, к примеру «Храм Софии в Константинополе» (рис.4). Наиболее полно воплотив в себе эстетические идеалы нового мировоззрения. Именно равенским мозаикам посвящены слова писателя VI в. Венанция Фортуната: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность пребывает в волнении подобно водам морским».
По оценке искусствоведов, самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи – недавно раскрытые мозаики храма Софии в Константинополе и фреска «Никейские ангелы» в Никее (рис.5). Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненные нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты. К VII в. относятся мозаики церкви св. Дмитрия в Солуни (соврем. Салоники) (рис.6). По сравнению с вышеописанными, они представляют уже другой художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные черты, вся композиция выглядит застывшей: неподвижны, не связаны друг с другом и строго симметричны все фигуры, похожие на каменные столбы и являющиеся предметами суеверного поклонения. Таким образом, к VII в. византийское искусство как бы вернулось к самой начальной стадии.
Запрещение в Византии VIII – IX вв. иконописи повлекло за собой и изменение сюжетов живописных и мозаичных картин: в храмовых росписях изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы, в светских зданиях мозаичные росписи прославляют победы императоров или придворные церемонии. В эпоху «Македонского возрождения» (Византия, IX – XI вв.) появляется новый тип храмовой архитектуры, в которой значительно увеличивается художественная выразительность здания благодаря внешнему декору. Впервые новый тип храма был воплощен в базилике «Новая церковь» («Неа», 881 г.), который, по свидетельствам современников, был украшен, как невеста. Храм имел пять куполов и белую колоннаду снаружи, был украшен мозаиками, которые располагались по строго определенному церковному плану, отражая тему иерархии феодального общества. Эта базилика не сохранилась, но ее повторения получили распространение по всему византийскому миру, в т.ч. и в России.
Информация о работе Разработка и создание декоративного панно в технике «Мозаика»