Разработка и создание декоративного панно в технике «Мозаика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изготовить декоративное панно из картона на стекле.
Задачи:
• Изучить историю мозаики;
• Проанализировать материалы, используемые для изготовления мозаики;
• Выбрать один из методов набора мозаики;

Содержание

Введение 3
Глава I. Мозаика как вид декоративно-прикладного творчества 6
1.1 История мозаики 6
1.2 Материалы для изготовления мозаики 12
1.3 Методы набора мозаики 23
Глава II. Технология изготовления декоративного панно 27
2.1 Изготовление декоративного панно мозаики «Девушка с сердцем» 27
2.2 Способы создания рисунка для мозаики в компьютерной программе Corel Painter X 29
2.3 Экономический расчет себестоимости мозаичного панно «Девушка с сердцем» 34
Заключение 35
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_ЛГ2.doc

— 4.06 Мб (Скачать документ)

       XII век в истории мозаики был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики – самой сложной из всех мозаичных техник. Свое название данная техника получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать природный, естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания готовых картин. К концу XVI в. эта уникальная техника была выработана окончательно и больше уже не претерпела изменений до наших дней. Главная особенность флорентийской мозаики – тщательная, почти без швов подгонка тонких каменных пластинок, которая позволяет достигать художественного эффекта за счет тончайшего подбора оттенков камешков с использованием их природного рисунка (рис.7).

       С XIII-XIV вв. в странах ислама, а также в средневековой Испании и Португалии развивается майоликовая мозаика, в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчиненные архитектурному началу. Среди лучших образцов среднеазиатской мозаики — созданная в XIV-XV вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча (рис.8). Грандиозные мозаичные «полотна» были созданы в главном венецианском соборе – базилике Сан-Марко (XI – XIII вв. с более поздними добавлениями). На фасаде собора выделяются композиция "Страшный суд" и сцены, иллюстрирующие историю похищения и доставки в Венецию тела ее покровителя – Св. Марка. Внутреннее пространство интерьера собора составляет по разным источникам от 5 тыс. до 8 тыс. кв. м , а все стены и своды украшены мозаичными картинами на золотом фоне.

       Эпоха Просвещения в России была ознаменована возрождением мозаичного искусства, когда в начале 1750-х гг. великий русский ученый М.В. Ломоносов заново разработал методы отливки и шлифовки смальты. К началу 1760-х гг. на специально построенной фабрике под Санкт-Петербургом Ломоносов создал более 100 основных тонов цветных смальт и свыше тысячи их оттенков. В XVIII в. это было единственное в России художественно-промышленное предприятие. Параллельно с химическими экспериментами ученый разработал собственную технику мозаичного набора в стиле академической живописи. За первые 15 лет работы мозаичной мастерской Ломоносова были созданы портреты Петра I, Елизаветы Петровны, Александра Невского и др. выдающихся людей России. Особый художественный интерес представляет набранный самим ученым образ Христа. Ломоносовым был разработан грандиозный проект: памятник-надгробие великому преобразователю России Петру I, для которого была создана картина «Полтавская баталия» (рис.9). Это последняя работа Ломоносова и единственная монументальная мозаика XVIII в. в России. Сегодня она украшает парадную лестницу в здании Академии наук в Санкт-Петербурге. Смерть Ломоносова прервала развитие мозаичного дела в России почти на целое столетие.

       В середине XIX в. для перевода живописных икон Исаакиевского собора в мозаику была основана мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Первые художники мастерской учились мозаичному искусству в Италии. Для организации работы в Россию были приглашены химики ватиканских мастерских братья Бонафеде. Ими было налажено производство до 17 тысяч различных по окраске смальт. Разные страны, например Англия, приобретали коллекции смальт Академии художеств, выполнявшей не только государственные, но и частные заказы в России и за границей.

       С перспективными поисками в области монументального искусства и архитектуры, развитием стиля модерн было связано открытие в 1890г. частной мастерской Фроловых. Художественный уровень мастерской курировала Академия художеств. За сравнительно короткий (дореволюционный) период в мастерской было создано почти все внутреннее и наружное (впервые!) мозаичное убранство храма Спаса на Крови (рис.10), мозаики многих других церквей Санкт-Петербурга, России и стран Европы. Мастерская сотрудничала с крупнейшими художниками и архитекторами России: В.М. Васнецовым, Н. Рерихом, Л.Н.Бенуа, В.А. Косяковым, А.В. Щусевым и многими другими. В первые послереволюционные годы главной темой мозаичных полотен является революция. В 1930-е гг. возобновленная мастерская Фроловых, теперь уже курируемая непосредственно президентом Академии художеств СССР И.И. Бродским, выполняет мозаики для театра им. В.Э. Мейерхольда, осуществляет консервацию мозаик Михайловского Златоверхого монастыря (Киев), создает герб для павильона СССР на всемирной выставке в Париже, начинает работать над созданием мозаик для метрополитена Москвы (станции «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая») (рис.11). После войны к созданию эскизов для мозаики были привлечены художники А.А. Дейнека, И.Э. Грабарь и др. В 1950-60-х гг. создаются первые мозаики для Ленинградского метрополитена. Большую роль в развитии монументальной живописи в СССР (в т.ч. мозаики) сыграл руководитель мастерской монументальной живописи Института им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, профессор А.А. Мыльников.В 1990-е гг. после долгого перерыва начинают создаваться мозаики для церквей и часовен. Авторами ряда иконописных образов становятся выпускники Института им. И.Е. Репина.

       Начало XXI в. свидетельствует о растущем интересе к искусству мозаики в России. Спрос, как известно, рождает предложение, и сегодня в стране существует целый ряд мозаичных мастерских, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне. 

       1.2 Материалы для изготовления мозаики

       В мозаики можно использовать: смальту различных фирм; мозаичное стекло, два самых ходовых вида этого материала (мозаичное стекло (стеклянная плитка) фирмы Sicis и Trend.); мрамор; керамическая плитка; керамический гранит (керамогранит); природный камень. В современной мозаике выбор использованных материалов, в связи с креативностью и поисками новых фактур, гораздо шире. Мозаику стали делать буквально из всего, здесь и бутылочное стекло сгодится, и бумага, и фактура яичной и перепелиной скорлупы может быть задействована, обычные монеты, или к примеру части от микросхем и различных плат, с богатым «собственным миром», создающее впечатление города на огромной высоте и т. д.

       Опишем подробнее, что эти материалы из себя представляют.

       Смальта (от итальянского smalto — краска из толчёного стекла; устаревшее — шмальта) — цветное непрозрачное стекло («глухое»), получаемое по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. В России XVIII-XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики.

       Смальта — традиционный материал для создания мозаичных панно, представляющий собой  кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов (рис.12). 

       Смальта обладает как рядом положительных  свойств (рукотворность материала, палитра — несколько тысяч  цветов, насыщенность и неповторимость оттенков мозаики, эффект свечения, долговечность), так и особенностями, ограничивающими  сферу её применения:

       • неровная поверхность, колотые грани

       • высокая трудоёмкость

       • высокая себестоимость материала

Рис.12 – Смальта

       Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом  изделии создает эффект живого цвета, мерцания, так же может быть золотой и серебряной. Смальта обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала. Поэтому мозаика из смальты (рис.13) всегда выглядит очень эффектно. Это один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. Смальта водостойка, морозоустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам. Размер и форма элементов (модулей) из смальты может варьироваться фактически неограниченно, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики эффектны за счет игры света на поверхностях элементов. Мозаики из мелких модулей с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам.

Рис.13 – Мозаика из смальты 
 

       Смальта — универсальный материал, может  быть использована как для внутренней, так и для внешней отделки. Это практичный материал для создания монументальных произведений. Смальта также отлично подходит для зон с повышенной влажностью и облицовки бассейнов.

       При всей современной технике создание мозаики из смальты — ручной труд, требующий аккуратности и тщательности подбора цветов. Смальта обладает сравнительно высокой себестоимостью, а мозаичные работы остаются трудоёмкими и затратными.

       Промышленная стеклянная мозаика имеет достоинства, которых нет, например, у покрытий из керамики и даже камня. Стекло - самый износостойкий и непористый материал, коэффициент водопоглощения которого равен нулю. При всех вышеперечисленных качествах стеклянная мозаика доступна по цене. Промышленная стеклянная мозаика — идеальный материал для использования на кухнях, бассейнах, банях или саунах, а также при облицовке печей и каминов. Современные технологии позволяют также сделать "золотую" мозаику: листы сусального золота помещают между двумя слоями прозрачного стекла. Выпускается стеклянная мозаика обычно в форме стандартной плитки размером 20х20 мм, 15х15 мм или 10х10 мм. Два самых ходовых вида этого материала (мозаичное стекло (стеклянная мозаика) фирмы Sicis и Trend.) Для большего удобства при укладке элементы мозаики крепятся по несколько штук к бумаге или пленке на клеевой основе. После застывания плиточного клея бумажную или пленочную основу снимают и затирают швы мозаики (рис.14).

Рис.14 – Стеклянная плитка

       Благодаря своим маленьким размерам стеклянная мозаика подходит для облицовки не только ровных стен и пола, но также и закругленных поверхностей. Максимальный радиус кривизны поверхности для стандартной двухсантиметровой плитки составляет всего 10 см, таким образом, облицована стеклянной мозаикой, может быть поверхность практически любой формы. А при наколке такой плитки, можно выложить почти любую форму (рис.15) за счёт тона, цвета и направления кладки модуля.

       Рис. 15 – Мозаика из стеклянной плитки

       Мрамор (греч. Μάρμαρο— «сияющий камень») — метаморфическая горная порода, состоящая в основном из минералов кальцита CaCO3 или доломита CaCO3•MgCO3.

       Мрамор (лат. marmor, от греч. marmaros — блестящий камень, каменная глыба), кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита. В строительной практике «мрамором» называют метаморфические породы средней твёрдости, принимающие полировку; к ним относятся: мрамор, мраморированный известняк, плотный доломит, карбонатные брекчии и карбонатные конгломераты. В мраморе почти всегда содержатся примеси др. минералов, а также органические соединения. Примеси различно влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность. Окраска мрамора также зависит от примесей. Большинство цветных мраморов имеет пёструю окраску. Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет и рисунок мрамора проявляются после его полировки.

       Мозаика из мрамора (рис.16) может служить как для внутренней отделки помещений — пол, стены — создавая неповторимый уют плавными переливами теплых тонов полированного камня и лучше любых других деталей интерьера подчеркивая утонченный вкус хозяина, так и для отделки внешних стен, создавая уникальные фасадные конструкции и ярко выделяя ваш дом или офис из череды серых будней. Поклонникам яркого восточного или классического итальянского стиля трудно представить свой дом без мозаики. Мозаика из мрамора, как и мозаика из натурального камня — это флорентийская мозаика. Художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. Тонкие каменные пластинки идеально подгоняют друг к другу. Мозаика и мрамор издавна были признаком состоятельности и хорошего вкуса владельца дома, усадьбы, поместья. Использование мраморной мозаики всегда придает интерьеру нотку стабильности, постоянства, основательности. Широкий диапазон цветовых оттенков мрамора, позволяет создавать разнообразные композиции, основанные на подборе близких по цвету и тону материалов.

Рис.16 – Мозаика из мрамора

       Мозаика из керамической плитки (рис.17) подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухни. Этот материал самый распространенный и дешевый, варианты цветов и фактур, предлагаемые различными производителями, практически безграничны, что дает массу свобод в творческом воплощении мозаики.

       Керамическая плитка может быть эмалированная, глазурованная, или не покрытая эмалью. Эмалированные плитки имеют поверхность, покрытую слоем цветного стекла, придающего им важные эстетические характеристики (цвет, блеск, декоративный рисунок, различные оттенки и т.д.), а также технические свойства (твердость, непроницаемость и т.д.). Все эти характеристики, как технические, так и эстетические, зависят от типа эмали и могут варьировать в весьма широких пределах. Неэмалированные плитки практически однородны по всей толщине и обычно не имеют никаких декоративных рисунков.

       Основа керамической плитки - это и есть собственно корпус плитки. Корпус может быть плотным (почти как стекло), или пористым. Естественно речь тут может идти о порах, видимых только под микроскопом. Конечно же, никто количество пор у керамических плиток под микроскопом не считает, а для их количественного измерения используется вода, которая поглощается порами. Иными словами, пористость плитки определяется по количеству поглощенной порами воды. И чем больше поглощается воды, тем более пористым считается корпус плитки.

Информация о работе Разработка и создание декоративного панно в технике «Мозаика»