Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:01, курсовая работа
Цель: разработать метрологическое обеспечение процесса диагностирования масляной магистрали для обеспечения требований безопасности автотранспортных средств.
1. Введение……………………………………………………………………....3
2. Объект диагностирования: масляная магистраль………………………..10
3. Выбор СИ……………………………………………………………………..20
4. Разработка методики выполнения измерений…………………………….23
5. Поверка СИ……………………………………………………………………26
6. Заключение……………………………………………………………………31
7. Список литературы………………………………………………………….32
- погрешность средства измерения - разность между показателями СИ и истинным значением измеряемой физической величины;
- правильность измерений - это характеристика измерений, отражающая близость к нулю систематических погрешностей результатов измерений;
- техническое обслуживание СИ - это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности СИ при их эксплуатации, хранении и транспортировании;
- точность
измерения - это характеристика качества
измерения, отражающая близость к нулю
погрешности его результата.
ОБЪЕКТ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ - МАСЛЯНАЯ МАГИСТРАЛЬ (СИСТЕМА СМАЗКИ)
Общее устройство и принцип действия
Во время
работы двигателя его подвижные
детали скользят по неподвижным. Трущиеся
поверхности деталей двигателя,
несмотря на хорошую обработку, имеют
шероховатости. В процессе работы неровности
на соприкасающихся поверхностях способствуют
увеличению силы трения, препятствующей
движению, тем самым снижают мощность
двигателя. Сухое трение вызывает повышенный
нагрев деталей и ускоряет их износ.
Чтобы уменьшить силу трения и
одновременно охладить детали, между
их трущимися поверхностями вводят
слой масла. Жидкостное трение в десятки
раз меньше, чем сухое. При жидкостном
трении износ деталей во много
раз меньше.
Рис.5
Шероховатость деталей.
Смазочная система двигателя необходима для непрерывной подачи масла к трущимся поверхностям деталей и отвода от них тепла.
Моторные масла.
Для смазывания
деталей автомобильных
Масло должно строго соответствовать марке двигателя и сезону. Слишком вязкое масло плохо проходит в зазоры между трущимися деталями, а недостаточно вязкое не держится в зазоре. В обоих случаях увеличивается износ трущихся поверхностей деталей и мощность двигателя снижается.
Надежность работы двигателей во многом зависит от чистоты моторных масел. Масла не должны содержать механических примесей и воды. Механические примеси и вода попадают в масла главным образом при транспортировке, приеме, выдаче и хранении, а механические примеси особенно при работе двигателей в условиях большой запыленности воздуха. Поэтому при выполнении всех операций необходимо предупреждать попадание в масла механических примесей и воды.
Схема смазочной системы двигателя.
В изучаемых двигателях применяется комбинированная смазочная система. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, а к остальным - разбрызгиванием и самотеком.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, клапанный механизм, втулки распределительного вала и распределительных шестерен.
В смазочную систему двигателя входят: поддон картера 1, масляный насос 2, масляный фильтр 6, масляный радиатор 8, масляные каналы и трубопроводы, манометр 11, маслозаливная горловина 16. Уровень масла контролируется масломерным стержнем 4 при неработающем двигателе.
Путь
циркуляции масла под давлением
в смазочной системе у
Рис. 6
Принципиальная схема
смазочной системы:
1 - масляный поддон, 2 -
масляный насос, 3 - редукционный
клапан масляного насоса,
4 - масломерный щуп, 5 -
промежуточная шестерня, 6 -
масляный фильтр,
7- редукционный (температурный)
клапан, 8 - масляный
радиатор, 9 - сливной
клапан,
10 - распределительный
вал, 11 - манометр, 12 -
ось коромысел, 13 - главный
масляный канал,
14 - полость шатунной
шейки, 15 - коленчатый
вал, 16 - масло заливная
горловина
По наклонным каналам коленчатого вала масло попадает в полость 14 шатунных шеек, где дополнительно очищается и, выходя на поверхность шеек, смазывает шатунные подшипники. От первого коренного подшипника масло поступает к пальцу промежуточной шестерни 5 и втулке шестерни топливного насоса.
По каналу в одной из шеек распределительного вала масло пульсирующим потоком подается в вертикальный канал блока и по каналам в головке и наружной трубке - в пустотелую ось 12 коромысел. Через отверстия в валике коромысел масло поступает к втулкам коромысел и, стекая по штангам, смазывает толкатели и кулачки распределительного вала.
Стенки
цилиндров и поршней, поршневые
пальцы, распределительные шестерни
смазываются разбрызгиванием. Масло,
вытекающее из подшипников коленчатого
вала и стекающее с клапанного
механизма, разбрызгивается
Работу смазочной системы контролируют по манометру 11, показывающему давление в главной магистрали. На некоторых двигателях, кроме того, устанавливают термометр, измеряющий температуру масла в смазочной системе и датчики аварийного падения давления масла.
Устройство составных частей смазочной системы
Масляный насос.
Шестеренчатый насос создает циркуляцию масла в смазочной системе двигателя. Он установлен обычно на блок-картере или на крышке коренного подшипника коленчатого вала.
Насосы смазочной системы выполняют двухсекционными (рис. 7а) и односекционными (рис. 7б). Двухсекционный насос имеет две секции: основную и радиаторную. Секции разделены между собой проставкой 2. Каждая секция работает независимо от другой как односекционный насос.
Односекционный насос состоит из маслоприемника 9, корпуса 6, крышки и двух шестерен. В корпусе насоса выполнены два цилиндрических колодца для установки шестерен. Ведущая шестерня 4 насоса крепится шпонкой на валу, который опирается на втулки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестерня 5, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на пальце, запрессованном в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни зубьями перегоняют масло от входного канала корпуса к нагнетательному 7.
Рис. 7
Принципиальная схема
смазочной системы:
а - двухсекционный,
б - односекционный,
в - предпусковой,
1 - ведущая шестерня
радиаторной секции, 2 -
проставка, 3 - ведущий
вал,
4 - ведущая шестерня
основной секции, 5 -
ведомая шестерня основной
секции, 6 - корпус,
7 - нагнетательный канал, 8 -
сетка маслоприемника, 9 -
маслоприемник, 10 -редукционный
клапан,
11 - регулировочный винт, 12 -
выходное отверстие, 13 -
впускное отверстие,
14 - крышка, 15 - корпус, 16 -
шестерня привода насоса.
В корпусе
насоса есть прилив, в расточке которого
смонтирован редукционный клапан 10.
Последний предотвращает
Привод масляного насоса осуществляется у тракторных двигателей от, коленчатого вала через приводную шестерню, а у автомобильных - от шестерни, выполненной заодно с распределительным валом.
Для подачи
масла в смазочную систему
во время запуска пускового
Масляный радиатор.
Масляный
радиатор охлаждает масло в летнее
время. Он представляет собой неразборный
узел, состоящий из ряда стальных трубок
овального сечения и двух бачков:
нижнего и верхнего. Для увеличения
поверхности охлаждения на каждой трубке
навита спираль из тонкой стальной
ленты. У масляных радиаторов некоторых
двигателей трубки радиатора проходят
через охлаждающие пластины, бачки
разделены перегородками. К бачкам
приварены штуцера, к которым
монтируют маслоподводящую и
маслоотводящую трубки и ушки для крепления
радиатора. Масляный радиатор установлен
впереди водяного радиатора. У двигателей
с воздушным охлаждением масляный радиатор
выполнен из единой многократно изогнутой
трубки с навитой на нее ленточной спиралью.
Масло, двигаясь по трубкам радиатора,
обдуваемого снаружи воздухом, охлаждается
при полностью открытых жалюзи или шторки
на 10-12°С.
Масляный фильтр.
Для очистки от механических примесей масла, циркулирующего в системе двигателя, служит масляный фильтр. У большинства современных автотракторных двигателей в качестве фильтра применяют центробежный очиститель (реактивную центрифугу).
В центрифугах масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора.
Рис. 8
Схема работы центрифуги:
а - реактивной, б – полнопоточной
активно-реактивной,
1 - ротор, 2 - механические
примеси, 3 - ось, 4 - маслозаборная
трубка, 5 - маслоподеодящий
канал,
6 - жиклер (форсунка), 7 -
корпус ротора, 8 - насадок, 9 -
пустотелая ось, 10 - маслоотводящая
трубка,
11-корпус фильтра, А,
Б - каналы, В-кольцевая
полость.
Основные части центрифуги - ротор 1 и ось 3 которая нижней частью ввернута в корпус фильтра. Масло в центрифуге очищается следующим образом. Из масляного насоса оно под давлением поступает через продольное и радиальное отверстия оси и центрирующей колонки внутрь ротора 1. Из ротора масло подходит через трубки к калиброванным отверстиям - жиклерам (форсункам) 6 и вытекает из них с большой скоростью. Отталкивающее действие (реакция) вытекающих струй масла вызывает вращение ротора в обратную сторону. Масло, вытекающее из ротора в корпус фильтра, сливается в картер двигателя.
При нормальном давлении масла ротор вращается с частотой вращения около 630 рад/с (6ccc об/мин). При быстром вращении ротора тяжелые примеси, содержащиеся в масле, под действием центробежной силы отбрасываются к стенкам ротора и оседают на них в виде плотного смолистого слоя.
На двигателях последних выпусков применяется полнопоточная масляная центрифуга (рис. 8а). Особенность ее состоит в том, что все масло очищается в роторе реактивной центрифуги. В отличие от рассмотренной центрифуги в пустотелую ось 9 ротора вставлена маслоотводящая трубка 10, имеющая выход к масляной магистрали.
Во время
работы двигателя масло от насоса
поступает через каналы корпуса
фильтра в кольцевой зазор
между осью и трубкой, попадая
затем через радиальные отверстия
оси и корпуса внутрь ротора В
нем поток очищенного масла разделяется.
Часть масла (около 20%) идет на привод
ротора во вращение и стекает через
жиклеры 6 в картер. Основная же часть
масла по верхнему ряду радиальных
отверстий в корпусе ротора и
его оси поступает в