Реализация элементов новых технологий в учебнике по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:29, контрольная работа

Описание

В настоящее время в педагогическую практику внедряют более современные методики обучения, которые обеспечивают повышение качества учебного процесса, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных и творческих способностей.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

3. Проанализируйте  любой учебник русского языка  с точки зрения реализации  в нем элементов новых технологий. Возможно ли это? Правомерно  ли говорить  об элементах этих  технологий? Как вы считаете? Обоснуйте  свое мнение. 
 

   На современном этапе развития  образовательной системы функционируют разнообразные учебники. Например, учебно-методический комплекс Т.А.Ладыженской, УМК В.В.Бабайцевой, УМК С.Г.Бархудирова, УМК Е.И.Никитиной, УМК С.И.Львовой, УМК А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, УМК М.М.Разумовской и другие. Учебники «Русский язык» (5-9 кл) созданы коллективом авторов под редакцией  М.М.Разумовской и П.А.Леканта.

   Основная особенность учебников-  речевое развитие школьников.

   В настоящее время в педагогическую  практику внедряют более современные  методики обучения, которые обеспечивают повышение качества учебного процесса, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных и творческих способностей.

   В достижении этих целей могут  помочь элементы новых технологий. Какие же технологии можно реализовать, работая по учебному комплексу под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта? Это такие технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобретать практический опыт. Именно такой является ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Ее можно использовать в ( классе. Это объясняется тем, что материал учебника под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта легко разбивается на несколько крупных блоков. К последнему году основной школы уже изучен систематический курс русского зыка, ученики овладели различными способами работы, в том числе с применением опорных схем. Учитель разбивает содержание на модули (небольшие темы), в 9 классе они рассчитаны на сдвоенные уроки, и указывает в каждом модуле результаты, которых ученик должен достичь. Технологическая карта  занятия является руководством по освоению темы, т.е. модуля, состоящего из отдельных учебных элементов.

   На основе данного учебника  можно подготовить несколько  технологических карт:

  1. Повторение орфографии.
  2. Союзы в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
  3. Сложноподчиненное предложение, его строение, подчинительные союзы, союзные слова.
  4. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
  5. Бессоюзное сложное предложение. И т.д.
 

   В каждой технологической карте  фиксируется тема, ставится задача  по ее освоению, конкретизируется  перечень знаний, умений, которые  должен приобрести ученик.

   Работа по модулям не только позволяет учащимся получать прочные знания, но и побуждает их работать по индивидуальной целевой программе, включает каждого в активную деятельность. Они учатся самостоятельно получать знания, ставить задачи, цели и их достигать.

   В учебном комплексе под редакцией Разумовской 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному. С первых страниц учебника 5 класса даются тексты о языке с элементами занимательности. Например, рассказы о значении языка в жизни людей, о случаях воспитания детей животными и т.д. Эти тексты доступны и интересны по содержанию.

   Элементы ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  помогут учащимся успешно окончить 5 класс. Игра  приоткрывает ребенку незнакомые грани науки, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. В процессе обучения на различных этапах уроков могут быть включены игры.

   Учебно-ролевая игра способствует  развитию мышления детей, их  коммуникативных способностей и  умений использовать полученные теоретические знания на практике, повышается учебная активность.

   Игровые задания, направленные  на отработку  орфографических норм «Составь текст и озвучь его». Даны слова из «Орфографического словарика»: щавель, шофер, помощник, начал, звонишь. Из предложенных слов надо составить текст.

  Лексико-фразеологические  игры (после изучения «Лексики  и фразеологии») «Собери фразеологизм»,  «Угадай-ка». Как, Макар, свистит,  на языке, ветер, вертится, в  карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых. «Угадай-ка» о ком говорят «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел». Игровые задания, направленные на обработку орфографических и пунктуационных норм: «Третий лишний» . Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т.д.. Например: лимонный, карманный, соломенный; горяч, могуч, плач; революция, циркуль, нация.

   Игровые формы могут быть использованы  как элемент урока, они легко  подбираются по ТЕМАТИЧЕСКОМУ  ПРИНЦИПУ для каждого раздела. Они могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (урок-путешествие, урок- КВН, «Звездный час», «Калейдоскоп», учебный турнир, лингвистические викторины, дискуссии).

    Так же может быть использована  в 8-9 классах «Технология проектного  обучения». Например, при изучении  темы «Односоставные предложения» (8 класс) учащиеся работают над проектом «Использование односоставных предложений в лирических произведениях А.С.Пушкина.(научный доклад). Определяются сроки выполнения проекта, составляется план график промежуточной аттестации, выбираются методы выполнения, способы оформления и материалов для презентации (статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и др.). Завершается проект общественной презентацией.

   Эта технология актуализирует  важнейшие речевые умения , вовлекая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствуют умение работать с текстами разных стилей и типов речи. Реализация метода проектов ведет и к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной , исследовательской деятельности учеников.

   В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, эффективно общаться.

   Учитель может не только решать  специальные задачи своего предмета, но и формировать коммуникативную компетенцию учащихся. Для развития коммуникативных навыков в учебной деятельности применяются диалоговые и игровые технологии. Так, например, учащиеся 6 класса составляют «Языковой портрет слова». Для этой работы учитель предлагает использовать статьи из разных словарей (толкового, фразеологического, этимологического). Затем дети вспоминают, какие образы связаны у того или иного народа с этим словом. Объединившись в творческие группы, учащиеся в течение одного часа составляют текст на основе этих сведений, затем представляют этот текст всему классу. Формы представления возможны разные, в том числе и инсценировка. 
 
 
 
 
 
 
 

   У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРАВНИТЕЛЬНО  НЕДОЛГИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. Они возникли лишь в XX веке, поэтому многие детали уточняются, систематизируются и приводятся к единообразию. Часто на вопрос: « Что такое технология обучения?» получаем такой ответ:»Это широкое применение технических средств на уроке: компьютеров, мультимедийных проекторов, аудиовизуальных средств.» Отчасти это верно, но технические средства обучения- это лишь малая часть применения педагогических технологий в учебном процессе. А некоторые из технологий могут прекрасно функционировать, обходясь без техники.

   Что же такое технология обучения?

   Наиболее конкретными определениями  образовательной технологии являются следующие: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук) и ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин)

  Многие  существующие педагогические технологии  по своим целям, содержанию, применяемым  методам и средствам имеют  сходство, но отличаются по различным  параметрам: по уровню применения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по подходу к ребенку- авторитарного сотрудничества, свободного воспитания, личностно- ориентированные.

  Личностно-  ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.

  В  личностно- ориентированном образовании  основой является понимание и  взаимопонимание. Понимание- это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Главная идея нового подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на творчество. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.  Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие детей.

   Личностно-ориентированные технологии  характеризуются гуманистической  и психотерапевтической направленностью  и имеют целью разностороннее, свободное и творческое  развитие учащихся, формирование у него положительной «Я»-концепции.

    Личностно-ориентированная педагогика  открывает новые подходы и  тенденции в решении вопросов  «чему» и «как» учить сегодня.  Во-первых, содержание обучения рассматривается  как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель; во-вторых, обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграция различных дисциплин; в-третьих, достигается вариативность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода; в-четвертых, активно используется положительная стимуляция учения.

   Характерными чертами личностно-ориентированного  урока являются:

   -учебное взаимодействие на основе  учета личностных особенностей  учащихся;

   -применение педагогических приемов для актуализации и обогащения  субъективного опыта ребенка;

   -использование разнообразных форм  общения, в частности диалога  и полилога;

   -создание для учащихся ситуации  успеха;

   -проявление доверия и толерантности в учебном взаимодействии;

   -стимулирование к осуществлению  выбора групповых и индивидуальных  учебных заданий, форм и способов  их выполнения;

   -применение методов и приемов  педагогической поддержки;

   -проявление самостоятельности и  инициативы учеников, их творческих способностей;

   В центре личностно-ориентированных  технологий- личность ребенка, для  которой необходимо обеспечить  комфортные, безопасные, оптимально  развивающие условия для реализации  ее природных потенциалов, самоактуализации: тип учебного взаимодействия- гуманно-личностный (S—S) . Идея оптимального развития личности ребенка является системообразующей для данных технологий, т.е. она является целью образовательного процесса, а не средством и не объектом.

   К личностно-ориентированным технологиям  относят:

- гуманно-личностные технологии, которые отличаются своей гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, веру в его творческие силы;

- технологии сотрудничества. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;

Информация о работе Реализация элементов новых технологий в учебнике по русскому языку