Реализация элементов новых технологий в учебнике по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:29, контрольная работа

Описание

В настоящее время в педагогическую практику внедряют более современные методики обучения, которые обеспечивают повышение качества учебного процесса, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных и творческих способностей.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

технологии свободного воспитания, в которых акцент делается на предоставление ребенку свободы выбора  и самостоятельности.

   Таким образом, личностно-ориентированные технологии прежде всего учитывают субъект, субъектные отношения участников образовательного процесса. Преодоление «моносубъектности» (понимаемой как доминантная позиция учителя в учебном процессе), ранее характерной для учебно-воспитательного процесса, становится яркой тенденцией современного периода развития образовательной науки и практики.

    В рамках личностно-ориентированного  обучения как самостоятельные технологии выделяют:

   -модульное обучение;

   -разноуровневое обучение;

   -коллективное взаимообучение;

   -ситуативное обучение;

   -проектное обучение;

   -учебные игры;

   -сотрудничество;

   -коммуникативно-диалоговые технологии;

   -«портфолио».

Эти технологии позволяют приспособить учебный  процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности.

   Рассмотрим пути реализации в учебном процессе личностно-ориентированных технологий.

   ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА обеспечивают  необходимые условия для активизации  познавательной и коммуникативной деятельности каждого ученика.

 Цели обучения в сотрудничестве:

- овладение  знаниями, умениями и навыками  каждым учеником на уровне, соответствующем  его индивидуальным особенностям  развития;

-  развитие  интеллектуальных умений и способностей;

-  формирование  коммуникативных умений.

 Сущность технологии:

Обучение  сотрудничеству происходит через организацию  совместной деятельности детей в  малой группе на уроке, когда дети активно общаются друг с другом в  процессе решения общей познавательной или творческой задачи.

  Главная идея обучения  в сотрудничестве: создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, т.е. учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

  Ученики  разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие учащиеся стесняются задавать вопросы при всем классе, они не понимают, не могут правильно сформулировать вопрос. Если в таких случаях объединить детей в небольшие группы (по 3-4 человека), дать им одно общее задание, оговорив роль каждого участника группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но, что важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, хорошо разобрались в материале (заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса). Таким образом, ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

   Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1.Общность  цели и задач предусматривает,  что участники получат одно  задание на группу, выполняя которое  каждый участник должен научиться  сам и убедиться, что другие члены группы тоже научились.

2.Принцип  индивидуальной ответственности  состоит в том, что на группу  предусмотрено одно общее поощрение.

 Поэтому  успех или неуспех всей группы  зависит от удач или неудач  каждого ее члена. Это стимулирует  всех членов группы следить за успехами друг друга, приходить на помощь своему товарищу в понимании, усвоении материала, так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме и был готов к любому виду испытаний (тестированию, контрольной работе и т.д.)

 Хорошим  поощрением для учащегося может быть:

-благодарственное  письмо или диплом «За победу  на уроке», «За помощь другу», «За маленькое открытие», «За решение сложной проблемы»;

-грамота;

-маленький  сувенир, открытка с дарственной  надписью, книга, стихотворение,  посвященное ученику.

3.Принцип  равных возможностей для достижения  успеха.

   Суть его  заключается в  том, что  каждый учащийся  приносит очки своей группе, которые  он зарабатывает путем улучшения  своих собственных предыдущих  результатов (учитель готовит  дифференцированные задания детям).

 Сравнение  происходит не с результатами  других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми, что дает  равные возможности в получении  очков для своей команды. Кроме  того, ребенок обладает правом  выбора  роли. Учитель по каждой  теме разрабатывает дифференцированные задания не менее чем трех уровней, использует при объяснении нового материала и обучении для каждой группы особый методический арсенал.

  Учитель  в сентябре вместе с учеником  и родителями согласовывает, какой  уровень подходит ребенку. Данные принципы обуславливают личностно-ориентированный характер обучения.

   При организации работы в группах необходимо обязательно учесть следующее: группы формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на уроках работает слаженно, дружно и каждый из детей прилагает усилие, то нет необходимости менять е состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяют сами ученики, но в некоторых случаях может дать рекомендации). Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); оценивается не столько знания, сколько усилия учеников. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он скоро закомплексует.

 Учитель  сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться  за задание. В ряде случаев  это может быть слабый ученик.

  Если  слабый ученик в состоянии  изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута, т.к. цель любого задания- не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.

 Можно  выделить три режима работы  в группах:

-коллективная  работа, т.е. вся группа работает  над большинством или всеми заданиями или проектами;

-работа  в подгруппах;

-индивидуальная  работа каждого члена группы, а затем групповое обсуждение  и сравнение результатов.

 Важно  отметить, что реализация всех  трех режимов работы на уроке  является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них.

  Таким  образом, основные отличия работы в группах по технологиям сотрудничества от других форм групповой работы:

-взаимозависимость  членов группы между собой;

-личная  ответственность каждого члена  группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

-совместная  учебно-познавательная, творческая  и прочая деятельность учащихся  в группе;

-социализация  деятельности учащихся в группе. Способам общения специально обучают и обсуждают на уровне группы, класса;

-общая  оценка работы группы, которая  складывается из оценки, формы  общения учащихся в группе.

  В  период модернизации образования  наблюдается тенденция к переходу  от фронтальных, индивидуальных  форм обучения в классе к  обучению в малых группах. При  этом большое внимание уделяется организации условий, при которых дети смогли бы осуществить самостоятельную работу, кооперировали бы усилия при выполнении тех или иных заданий.

 Во-вторых, исследования педагогов показали, что при работе в малых группах  значительно увеличивается активность учащихся, их занятость и степень освоения материала.

  В-третьих,  обучение в малых группах значительно  эффективнее, чем при индивидуальном  обучении или обучении, основанном  на соревновательном подходе,  т.к. значительно повышается положительный настрой учащихся, их мотивация. Учащиеся, благодаря обсуждению материала, усвоенного в группах, показывают более высокий уровень осмысления материала, глубины аргументирования, теоретического осознания.

  В-четвертых,  в группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку им оказывается помощь и поддержка.

   Каковы же параметры, характеризующие  сотрудничество в малых группах?

  1.Уважение  всех членов группы, с кем устанавливаются  отношения. Принятие сверстников такими, какие они есть, не критикуя.

  2.Сочувствие  и сопереживание.

  3.Эмоциональная  независимость от других.

  4.Отсутствие агрессивности.

  5.Открытость  в общении.

  6.Поиск  обратной связи.

  7.Поиск  новых способов поведения.

Есть  несколько вариантов технологий «обучения в сотрудничестве»:

А) ОБУЧЕНИЕ В КОМАНДЕ.

Особое  внимание уделяется успеху всей группы, который достигается только в  результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами  группы при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей обучению. И задача каждого учащегося состоит в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и чтобы вся команда знала, чего достиг каждый, группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, т.к. успех зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы. Эта технология предназначена для усвоения нового материала на многих уроках, в том числе и на русском языке.

Б) КОМАНДНО-ИГРОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (ТУРНИР)

Данная  технология используется для усвоения нового материала.

 Технологические этапы:

1.Учитель  объясняет новый материал.

2.Учитель  организует групповую работу  по формированию ориентировочной  основы действий.

3.Каждую  неделю проводятся соревновательные  турниры между командами: в  каждой команде организуются  «турнирные столы». По три ученика  за каждым столом, равные по  уровню обученности. Каждому столу  даются дифференцированные задания.  Команда объявляется победителем.

В) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА В КОМАНДЕ,

Г) ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ЧТЕНИЮ И ТВОРЧЕСКОМУ  СОЧИНЕНИЮ.

  1.В  группе из 4-х человек учащиеся  разбиваются на пары.

  2.Читают  друг другу; составляют план  пересказа; излагают друг другу,  выделяя главные мысли; пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании; работают со словарем; готовят сочинения к «публикации».

  3.Учитель  последовательно контролирует работу  пар и групп.

  4.После  того, как учитель убеждается  в готовности детей, им дается контрольный тест.

Д) «Пила-1», «Пила-2», «Учимся вместе».ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ.

Информация о работе Реализация элементов новых технологий в учебнике по русскому языку