Стимулирование качества труда персонала на примере ОАО "САН ИнБев"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизмов стимулирования персонала на качество труда.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- Осветить теоретические основы стимулирования качества труда персонала.
- Раскрыть понятие и сущность стимулирования качества труда персонала.
- Проанализировать виды и формы стимулирования качества труда персонала.
- Изучить нормативно-правовую базу системы стимулирования труда на предприятии.
- Изучить применение механизмов стимулирования персонала в ОАО «САН ИнБев».
- Определить пути совершенствования средств стимулирования различных категорий персонала.
- Выявить влияние средств стимулирования на качество труда.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы стимулирования качества труда персонала
1.1. Понятие и сущность стимулирования качества труда персонала
1.2. Виды и формы стимулирования качества труда персонала
1.3. Нормативно-правовая база системы стимулирования труда на предприятии
Глава 2. Применение механизмов стимулирования персонала в практике ОАО «САН ИнБев»
2.1. Мотивация персонала с позиции выделения групп потребностей
2.2. Пути совершенствования средств стимулирования различных категорий персонала
2.3. Влияние средств стимулирования на качество труда
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая 4.docx

— 67.99 Кб (Скачать документ)

Необходимо  знать требования, которым должно отвечать моральное стимулирование работников, а также то, что необходимо для эффективного применения моральных стимулов и т.д., — эти темы заслуживают отдельного рассмотрения. Одним из основных условий высокой эффективности морального стимулирования является обеспечение социальной справедливости, т.е. точного учета и объективной оценки трудового вклада каждого работника.

Перефразировав  вышесказанное, еще раз подчеркнем, что в целях увеличения эффективности работы организации гораздо большего эффекта можно достичь с помощью неэкономических стимулов, однако необходимым условием для этого является грамотно и продуманно составленная система оплаты труда, гибкая и учитывающая специфику работы и самой организации система премирования, а также хорошая реализация на практике этих двух систем.17

 

1.3. Нормативно-правовая база системы стимулирования труда на предприятии

 

 

Развитие  института оплаты труда в последнее  десятилетие характеризуется определенной мобильностью, изменением подходов к  определению как размеров заработной платы, так и способов ее установления. Связано это, в первую очередь, с  переходом к рыночной экономике  и снижением значения государственной  регламентации размеров и систем оплаты труда. Государственное регулирование  оплаты труда начиная с 1988 года в  большей мере направлено на создание системы гарантий для работников, в то время как конкретный размер заработной платы, ее состав, условия  и порядок стимулирования труда  устанавливаются коллективно-договорными либо локальными актами.18

Наметившаяся  тенденция получила развитие в Федеральном  законе от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ "О  внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных  правовых актов СССР и утратившими  силу некоторых законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации" (далее - Закон № 90-ФЗ). Этот Закон внес ряд  изменений в главы 20 и 21 Трудового  кодекса РФ. Основное содержание указанных  изменений можно свести к трем основным направлениям. Это уточнение  понятийного аппарата и определение  состава заработной платы; изменение  порядка установления оплаты труда  для работников организаций, финансируемых  из бюджета; усиление гарантий работников при осуществлении трудовой деятельности в особых условиях и условиях, отклоняющихся  от нормальных.

В соответствии с Законом № 90-ФЗ термины "заработная плата" и "оплата труда" являются синонимами и обозначают вознаграждение, получаемое работником за труд, что в большей степени соответствует теоретическим представлениям науки трудового права и экономики труда.

Вознаграждение  за труд (выполнение трудовой функции  в соответствии с заключенным  трудовым договором) согласно данному  в ст. 129 ТК РФ определению состоит  из трех частей: основной (тарифной), компенсационной  и стимулирующей.

Основная  часть заработной платы, иногда называемая тарифной, исчисляется на основе установленных  Трудовым кодексом РФ критериев - квалификация работника, сложность, количество, качество и условия выполняемой работы.

Заработная  плата выплачивается работнику  за выполнение норм труда, установленных  в соответствии с законодательством.19 Нормы труда по существу определяют количество труда, которое работник должен предоставить работодателю. Универсальным измерителем количества труда выступает рабочее время, хотя могут использоваться и другие количественные характеристики, например дневная выработка.

Качество  труда - второй важнейший критерий определения  заработной платы - характеризует его  сложность, ответственность, напряженность, тяжесть, самостоятельность.

Качество  труда проявляется прежде всего  в его сложности - уровне выполняемых  работником задач. О сложности труда  можно судить по наименованию специальности, должности: существуют специальности, выполнение работы по которым требует  начальной, средней или высшей профессиональной подготовки; должности могут характеризоваться  наличием категорий (врач 1-й категории, высшей категории и т.п.) либо указанием  на степень ответственности и  самостоятельности выполняемой  работы (младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник и т.д.).20

Сложности труда  корреспондирует квалификация работника, требуемая для выполнения соответствующей работы. Таким образом, выделенные законодателем критерии оплаты труда в определенной степени дублируют друг друга. При этом важно помнить, что квалификация работника учитывается лишь в том случае, когда она необходима для выполнения поручаемой ему работы. Например, когда высококвалифицированный работник заключает трудовой договор о выполнении неквалифицированной работы, размер его заработной платы определяется сложностью выполняемой им работы, а не его квалификацией, которая в данном случае не имеет значения.

Кроме того, и сложность труда, и квалификация работника - элементы, характеризующие  качество труда. С учетом того что  качество труда также указано  как критерий определения оплаты труда, было бы достаточно предусмотреть, что вознаграждение за труд устанавливается  в соответствии с его количеством  и качеством.

Последним критерием определения основной части заработной платы законодатель называет условия выполняемой работы. Это действительно важный критерий, однако он в большей степени имеет  значение для второй, компенсационной, части заработной платы, поскольку  тарифные ставки и оклады сравнительно редко устанавливаются с учетом условий труда.

В качестве второй составляющей оплаты труда ТК РФ признает выплаты компенсационного характера. Эти выплаты имеют  целью компенсировать неблагоприятное  воздействие вредных производственных факторов, климатических условий  либо дополнительной нагрузки (трудозатрат).

К выплатам компенсационного характера Единые рекомендации по системам оплаты труда  работников организаций, финансируемых  из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год, утвержденные решением Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 декабря 2004 года, относят:

- доплаты, повышения ставок заработной платы (окладов) за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

- доплаты за работу в ночное время;

- доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

- доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;

- другие  доплаты.

Компенсационный характер носят выплаты за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, за сверхурочную работу, за выполнение тяжелых работ.21 Среди компенсационных доплат называют также доплату за руководство бригадой, за многосменный режим работы, за работу вахтовым методом, за разделение рабочего дня на части и др.

Трудовой  кодекс РФ упоминает и о компенсациях работникам, занятым на тяжелых работах  и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В данном контексте термин "компенсации" имеет самое широкое значение и обозначает все меры, призванные компенсировать неблагоприятное воздействие тяжести труда или условий, в которых он производится. К таким компенсациям можно отнести дополнительный отпуск, лечебно-профилактическое питание (молоко), предоставляемое работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также доплаты (повышенные тарифные ставки) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Третья часть  заработной платы - стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные  выплаты), которые в совокупности составляют механизм стимулирования индивидуальных и коллективных результатов труда.

Стимулирующий характер носят надбавки:

- за стаж  непрерывной работы (за выслугу  лет);

- к окладам  по должности "доцент", "профессор";

- за сложность  или напряженность выполняемой  работы;

- за выполнение  особо важных заданий;

- за высокое  профессиональное мастерство.

Системой  оплаты труда могут быть установлены  иные надбавки. Среди стимулирующих  доплат надо в первую очередь назвать  доплаты за наличие ученой степени  кандидата наук или доктора наук.

Премии представляют собой один из самых распространенных видов поощрительных выплат и  могут стимулировать достижение как индивидуальных, так и коллективных результатов труда в зависимости  от избранных показателей.

Кроме того, премирование используется для решения  иных задач, связанных с производством: например, экономии сырья и материалов, электроэнергии, горюче-смазочных веществ, своевременного выполнения договорных обязательств работодателя перед другими  хозяйствующими субъектами, обеспечения  ритмичности производства и др.

Среди иных поощрительных выплат можно выделить вознаграждения. Например, усиление заинтересованности работников в стабильной работе организации  повышении ее конкурентоспособности  достигается путем введения вознаграждена  по итогам годовой работы. Размер вознаграждения для каждого работника определяется в зависимости от результатов  работы всей организации, трудового  вклад работника и продолжительности  непрерывного стажа его работы в данной организации.22

Условия и  порядок выплаты стимулирующих  надбавок, премий и т.п. определяются при установлении системы оплаты труда и являются составной частью этой системы.

Наряду  с компенсационными и стимулирующими выплатами Закон N 90-Ф: упоминает  социальные выплаты, которые не включаются в величину минимального размера оплаты труда и, соответственно, в состав заработной платы.

Таким образом, правовое регулирование оплаты труда  работников государственных и муниципальных  учреждений становится многоэтапным и  достаточно сложным, что, однако, не влечет с необходимостью ни увеличения размеров оплаты, ни усиления гарантий для работников, ни четкости регулирования. Кроме того, заключение коллективных договоров, соглашений и (или) принятие локальных нормативных  актов, если их содержание сведется к  воспроизведению соответствующих  нормативных правовых актов, станет просто формальной процедурой, усложняющей  процесс установления систем оплаты труда указанных категорий работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Применение механизмов стимулирования персонала в практике   ОАО «САН ИнБев»

2.1 Мотивация персонала  с позиции выделения групп  потребностей

 

ОАО «Сан ИнБев» – вторая по объемам продаж пивоваренная компания в России. Компания была создана в 1999 г. и является российским подразделением лидирующего в мире пивоваренного концерна «Анхойзер-Буш ИнБев». «Сан ИнБев» использует самые передовые технологии и методики в производстве, маркетинге, логистике и менеджменте, ставя своей целью стать лучшей пивоваренной компанией в мире.

Открытое  акционерное общество «САН ИнБев» действует  на основании Устава предприятия, в  соответствии с Федеральным законом  от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных  обществах» и иных нормативных актов  Российской Федерации, регулирующих деятельность акционерных обществ.

Место нахождения предприятия: Россия, 644073, г. Омск, ул. И. Багнюка, 2.

Система мотивации работников предприятия  строится на основе теории иерархии потребностей А. Маслоу. Понимая необходимость  их последовательного удовлетворения, менеджеры компании разработали  ряд мероприятий и программ.

Так для  удовлетворения актуальных физических потребностей в ОАО «САН ИнБев» наблюдается  строгое соблюдение санитарно-гигиенических  норм производственных помещений и  рабочих мест сотрудников. Оборудованы  современные уборные, столовая и  помещения для отдыха. На территории предприятия выделены места для  курения, функционирует медицинский  пункт.

Потребности в безопасности и защите работников удовлетворяются с помощью программ гарантии стабильности, включающих регулярную своевременную оплату труда, обязательное медицинское и социальное страхование, периодический медицинский осмотр, наличие в организации профсоюза  работников, общий узнаваемый имидж  сильной и динамичной компании, информирование общественности и коллектива о долгосрочных перспективах деятельности организации, возможность обучения и повышения квалификации работников.

Следующим уровнем потребностей в иерархии Маслоу, реализуемым в ОАО «САН ИнБев», является потребность в принадлежности. Для его удовлетворения в организации  действуют программы по участию  работников в управлении компанией, возможность внесения обоснованных предложений в деятельность предприятия, встречи с руководством на планерках  и в форме индивидуальных бесед, возможность состоять в профсоюзе, участвовать в создании ежемесячной  заводской газеты. Также проводятся регулярные конкурсы среди подразделений, участие в которых осуществляется в командах, корпоративные праздники  и посещения бассейна и спортзала, спортивные соревнования между подразделениями, создана футбольная команда компании.

Информация о работе Стимулирование качества труда персонала на примере ОАО "САН ИнБев"