Технология научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:33, реферат

Описание

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Работа состоит из  1 файл

Технология научных исследований.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

                      Технология научных исследований

Зачет.

6 вопрос теоретическое  исследование

 Рассматривая теоретическое  познание как высшую и наиболее  развитую его форму, следует  прежде всего определить его  структурные компоненты. К числу  основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения. 
"Формулировка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке". 
Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных  позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

2.ТНИ:предмет,объект 
Прежде чем говорить о том, с чего начинается и как проводится научное исследование, попробуем выяснить, что же такое наука. Ответ, в общем-то, прост: наука – выяснение нового, неизвестного, процесс получения новых знаний. Новых не для одного человека, а для всех людей. И ученый, и ученик учатся, т.е. получают знания, узнают новое. Недаром слова «ученый» и «ученик» – однокоренные. Только ученик выясняет нечто новое для себя, но известное другим (скажем, штудирует учебники), тогда как ученый выясняет то, чего не знает никто, т.е. занимается наукой, исследует. Итак, наука – способ познания мира, имеющий, однако, свои особенности. Ведь мир можно познавать и другими способами. Познанием мира занимаются и искусство, и религия, но способы познания здесь иные, нежели в науке. Если религия основана на изначальной вере, если искусство познает мир через воздействие на эмоциональную сферу человеческого мышления, наука оперирует строгой логикой. При этом не важно, какая это наука – математика, какая-то из естественных или гуманитарных наук. В основе научного подхода всегда лежат твердо установленные факты и логические умозаключения.

13 классификация методов  активизации.Право на творческую деятельность в области науки, изобретательства, технического творчества и рационализации, литературы и искусства, закрепленные в Конституции СССР (5), предопределяют оптимальное удовлетворение общественных и личных потребностей.

Современная НТР обусловливает качественно-новые возрастающие требования и к творческому труду дизайнеров-цроектировщиков разно-^ го профиля. Их практическая деятельность выходит сегодня далеко за рамки проектирования единичного объекта и прибликается вплотную к разработке многофункциональных, эстетически целостных систем, не имеющих прецедента. Для дальнейшей активизации и совершенствования творческого поиска,как важнейшего составного элемента структуры творчества во всех областях человеческой деятельности - особенно в проектировании и производстве, необходимо привлечение новых наиболее совершенных научных методов и средств, способствующих организации и управлению процессом проектирования. Плодотворный высококачественный результат здесь мохет быть достигнут изучением и практическим внедрением (наряду с традиционными эмпирическими приемами творчества) нетрадиционных, специально сконструированных психологических методов, стимулирующих творческое мышление t способствующих активизации процесса поиска решений и выработки новых стратегий.

В атой связи полокения эвристики - науки о решении творческих зацач, ее средства, рассматриваемые в диссертации - общетворческие и специальные методы, комплексы методов, программы активизации творческого мышления, частные приемыv правила и рекомендации

- являются базисными для специалистов  по дизайну в самом широком диапазоне, на всех этапах проектной работы - от постановки задачи до научного анализа при обосновании проекта. Вследствие этого необходимо:

- проанализировать потребность  различных видов проектирования, в томчисле дизайна, в средствах активизации творческой деятельности;

- рассмотреть существующие прикладные  методы эвристики, наиболее приемлемые  для дизайна (как в настоящее  время, так и в расчете на  перспективу);

- исследовать применение этих  методов в процессе худокественно-конструкторского поиска с целью получения нового технико-эстетического качества.

Из учение состояния вопроса  показывает, что до настоящего времени  методы эвристики применялись преимущественно  в инженерном и изобретательском творчестве и, по сути, не использовались для решения дизайнерских задач. Дизайнеру, как любому проектировщику, необходим творческий подход, который моает обеопечить соответствующая подготовка, основным содержанием которой является развитие способностей мыслить творчески» Дизайн сегодня, тесно связанный с новой эпохой эстетического развития человечества в "технический век", использует вое более разнообразнее научные дисциплины г приемы творческой работа* Считается, что "представляемые современным этапом развития науки новые опособы и приемы эстетического исследоваW ния, использование математических и кибернетических методов" являются своеобразным "знамением времени"

14.эвристика

Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека. 
Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.

В узком смысле слова под эвристикой понимают интуитивные (неосознанные) методы решения задач, в том числе:

  • систему обучения, берущую свои истоки от сократовской майевтики (т. н. сократические беседы),
  • эвристические методы проектирования,
  • методы инженерного (изобретательного) творчества,
  • эвристический алгоритм, представляющий совокупность приёмов в поиске решения задачи, которые позволяют ограничить перебор.

В настоящее время разработано  и эффективно используется несколько  десятков эвристических методов. Универсальных  среди них нет, и в каждой конкретной ситуации рекомендуют пробовать  применять ряд методов, поскольку основное их предназначение заключается в активизации творческой деятельности. Это достигается следующими мерами:

 преодоление психологической  инерции, обусловленной привычными  образом мышления и типовыми  методами решения задач определенного  класса. Замечено, что около 80 % нововведений вначале специалистами отрицается как нереальные. Инерцию развивают и усиливают:

рецептурное обучение и проектирование по аналогии;подсознательная вера в  то, что каждая вещь и явление  служат строго определенной цели;(техническая) терминология. Ф.Энгельс писал: «В науке каждая новая точка зрения влечет за собою революцию в технических терминах»;

мобилизация подсознания. Человек  осознает только те процессы, которые  протекают в коре головного мозга, содержащей около 10 % нервных клеток. Остальная часть клеток относится к подсознанию. Но обе эти части мозга связаны между собой, что и можно использовать как резерв человеческих возможностей. Однако следует быть осторожным, так как замечено, что длительное активно-принудительное задействование подсознания приводит к психическим отклонениям;

расширение перспектив видения, чему препятствует чрезмерная специализация  образования и узкопрактический подход. Необходимо применение разнообразных  методов, расширение области поиска новых идей и увеличение их количества.

15 Методы генерирования идей

Существует много различных  методов, способных помочь при генерировании  новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество  идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии.

Важным  элементом при использовании  почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки (suspension of judgement), что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь "играем". Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением.

В процессе генерирования идей вы должны попытаться думать в игровой манере, намеренно  откладывая вынесение оценки. Для  разминки полезно выполнить упражнение для скорости, чтобы прийти в нужное состояние ума.

Упражнения для скорости Скорость — это легкость генерирования идей. Существует много несложных игровых упражнений на воображение, помогающих повысить скорость. Хотя такое улучшение не всегда бывает постоянным, эти упражнения очень полезны как разминка для других, более продуктивных методов генерирования идей. При групповом решении проблем они служат для дополнительной цели — для преодоления нежелания людей высказывать вслух необычные идеи. Упражнения для скорости обычно бывают простыми и требуют, чтобы вы записали максимально возможное число идей за короткое время, обычно за одну-две минуты. Один из примеров: выбрать обычный объект и перечислить такое количество возможных вариантов его использования, которое вы сможете придумать за это время. Еще один пример: взять странную ситуацию и написать все ее последствия, которые вы только можете представить, скажем, что случится, если вы как-то проснетесь утром, а все, связанное с электричеством, перестанет работать?

"Поток сознания" Этот метод состоит в том, чтобы позволить разуму "бродить", намеренно его не направляя. Вы называете первое, что приходит на ум в ответ на инициирующее слово, символ, идею или картинку, затем используете это как "спусковой механизм", быстро повторяя процесс снова и снова, чтобы создать поток ассоциаций. Важно избегать подтверждения связи между последовательными идеями. Это стимулирует спонтанность и появление идей, лишь краем связанных с инициирующим словом. "Поток сознания" вскрывает глубинные пласты памяти, помогая вам обнаруживать отдаленные отношения, подобные тем, которые выявляются при использовании мысленных карт. Для того чтобы идеи были продуктивными, их необходимо зафиксировать либо письменно, либо на диктофон, либо электронно. Это может помешать свободному течению идей и поэтому требует практики.

Обсуждение Очень простой способ получения дополнительных идей — это обсуждение проблемы с другими людьми. У них часто бывает другой взгляд на проблему и ее значение, а также другие ценности и идеалы. Даже если они не могут напрямую "одарить" вас какими-нибудь значительными идеями, то, что они говорят, может послужить для вас "спусковым механизмом" для запуска новых "линий" мышления. Обсуждение вашей проблемы с другими людьми — очень важное дополнение к другим методам генерирования идей.

Фантазирование На фантазирование смотрят косо и активно отговаривают от его использования в качестве серьезного навыка мышления; его считают причудливым, потворствующим ненужным фантазиям и непродуктивным. В действительности это — один из основных инструментов мышления для всех, кто способен хорошо решать проблемы.

Визуализация Визуализация требует размышления о проблеме с точки зрения образов и может быть полезна при решении многих типов проблем. Например, если бы вам пришлось разработать формулу определения размера ковра для покрытия винтовой лестницы, то вы бы, вероятно, автоматически представили себе эту лестницу. И исходя из этого, вы начали бы придумывать методы проведения расчетов на основе формы ступеней. В других ситуациях выбор мог быть оказаться не столь очевидным, но визуализация — очень мощный и гибкий способ размышления о проблемах, и это умение можно развить в себе с практикой.

16 творческие  алгоритмы 

На эту тему думали многие. Более того, существует масса рекомендаций о том, как "творить" в разных областях человеческой деятельности - литературе, живописи, музыке, различных областях техники. Разработаны и довольно общие алгоритмы творчества. Достаточно вспомнить о так называемой Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая, как показывает практика ее применения, имеет гораздо более широкую сферу приложений, чем заявлено в ее названии. И это несмотря на то, что она отнюдь непроста, и порой даже сами ТРИЗовцы не пользуются в реальной жизни строгими рекомендациями этой науки. Они зачастую просто пытаются использовать ее терминологию, показывая свою приверженность ей.

     Мы  являемся сторонниками Функционально-ресурсного  подхода (ФРП) к решению творческих  задач. Нам кажется, что это не только проще, но и в большей степени отвечает реальному характеру работу мысли в процессе творчества, в большей степени согласовано с реальными процессов "создания" нового в природе. Во всяком случае, мы пока не встречали ни одной задачи, процесс получения контрольного ответа на которую нельзя было бы продемонстрировать с использование идей ФРП. Но зато знаем реальные задачи, решенные с использованием ФРП, но не поддающиеся решению по ТРИЗ.

Информация о работе Технология научных исследований