Технология научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:33, реферат

Описание

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Работа состоит из  1 файл

Технология научных исследований.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

     При  этом ФРП имеет ярко выраженную  деятельностную ориентацию. Ведь любая проблема - это прежде всего проблема поступка. Любая задача - это задача о том, что же делать (человеку) в сложной (проблемной) ситуации. Недаром же мы все время говорим о необходимости повсеместного творческого подхода к жизни, к любым ее проявлениям, в том числе бытовым, психологическим, социальным и т.п. Как совокупность приемов решения всех этих задач и предлагается ФРП.  Суть ФРП крайне проста. Если перед вами стоит задача (проблема), то значит для выполнения некоторой функции не хватает ресурса. Именно нехватка ресурса для выполнения функции и воспринимается нами как задача. Значит, для ее решения достаточно лишь найти подходящий ресурс. И все. Просто, правда? Конечно, слово "ресурс" в данном случае очень многозначно, и характер необходимых ресурсов во многом зависит и от того, из какой области проблему нам предстоит решить, и безусловно, от характера самой проблемы. Да, найти этот ресурс оказывается порой нелегко.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) — созданная Г.С. Альтшуллером комплексная пошаговая программа алгоритмического типа (последовательность действий), предназначенная для выявления и разрешения противоречий, то есть для анализа и решения изобретательских задач (около 85 шагов). АРИЗ основан на законах развития технических систем (ЗРТС)

АРИЗ включает


  • собственно программу,
  • информационное обеспечение, питающееся из информационного фонда
  • методы управления психологическими факторами, которые входят составной частью в методы развития творческого воображения (РТВ).

АРИЗ имеет специальные средства преодоления психологической инерции. Некоторые авторы полагают, что справиться с психологической инерцией нетрудно, достаточно помнить о ее существовании. Если бы это было так! Психологическая инерция поразительно сильна. Нужны не призывы помнить о ней, а конкретные операторы преобразования задачи. Например, условия задачи обязательно должны быть освобождены от специальной терминологии, потому что термины навязывают изобретателю старые и трудноизменяемые представления об объекте.

При разработке АРИЗ проводился систематический  анализ патентного фонда. Выделялись и исследовались изобретения третьего и более высоких уровней, определялись содержащиеся в них технические и физические противоречия и типовые приемы их устранения. Для таблицы применения типовых приемов в одной из последних модификаций АРИЗ было проанализировано около 40 тыс. описаний отобранных изобретений высших уровней. Затем в течение трех лет таблица корректировалась: в нее вводились прогностические поправки, она проверялась на новых и сложных задачах. Такая таблица не только отражает коллективный опыт огромного числа изобретателей, но и имеет солидный запас прогностической прочности: рекомендуемые ею приемы не устареют в ближайшие 10-15 лет.

25 повышение научных кадров 

  Повышение качества программ  подготовки научных кадров в  системе высшего профессионального и послевузовского образования является приоритетом современной образовательной политики России, опирающейся в вопросах обеспечения качества на центральную роль государства в регулировании, финансировании и осуществлении мониторинга через процедуры аккредитации, лицензирования и аттестации. Такой подход является наиболее распространенным в странах Болонского и Копенгагенского соглашений. Отметим, что в России мониторинг осуществляется как Министерством образования и науки РФ через систему контролирующих органов (Государственная комплексная оценка деятельности вузов), так и общественными организациями (Ассоциация инженерного образования России - АИОР, которая одновременно осуществляет и общественно-профессиональную аккредитацию; фонд содействия Международной аккредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий - МАСС и др.). Поэтому возникает настоятельная потребность в разработке единой системы оценки качества, подготовки кадров высшей квалификации. Актуальность решения этой задачи определяется также необходимостью выработки критериев сопоставимости и взаимного признания степеней и квалификаций, механизмов международной аккредитации программ подготовки научных кадров в рамках Болонского процесса, что важно для обеспечения конкурентоспособности российского образования.

Проектирование комплексной системы  критериев и индикаторов, позволяющей  проводить независимую оценку эффективности  и качества функционирования системы  подготовки научных кадров, должно вестись в соответствии со следующими основными принципами:

  • сравнимость объектов исследования: оцениванию могут подвергаться однотипные системы подготовки научных кадров или вузы по группам родственных направлений подготовки специалистов;
  • многокомпонентность анализа: оценка строится на основе иерархического структурирования свойств объекта, дифференциации ресурсных, процессуальных и результативных показателей;
  • многокритериальность анализа: критериальное поле делится на группы индикаторов (индивидуальных, групповых и интегральных), полученных на основе как количественных, так и качественных (предполагающих субъективные оценки экспертов) показателей;
  • сбалансированность анализа: в основу модели оценивания образовательных систем положен сбалансированный подход (с введением системы весовых коэффициентов для различных групп показателей или с использованием экспертных оценок) к оценке качества подготовки научных кадров на базе объективных и субъективных данных;
  • достоверность данных: в качестве базовой информации о потенциале, активности и результативности деятельности вузов и подразделений РАН в научной и образовательной сферах используются официальные отчетные показатели, полученные на основе статистической обработки результатов анкетирования целевых групп экспертов (с необходимой выборкой) - студентов, выпускников, работодателей и представителей академического сообщества;
  • интегральный подход: итоговый рейтинг вузов должен формироваться как взвешенная интегральная оценка их деятельности по всем источникам объективной и субъективной информации. Интегрирование может осуществляться на основе целостной экспертной оценки или с учетом весов отдельных показателей;
  • аддитивность взвешенной интегральной оценки: применение линейного объединения показателей позволяет напрямую оценить влияние отдельных показателей на общий рейтинг;

управление качеством  системы по отклонению от программной  траектории: цели формулируются на определенный период времени, а индикаторы качества нормируются в соответствии с этими целями. Отклонение полученного значения критерия от базового показывает эффективность функционирования системы подготовки научных кадров на данный период времени

26. совершенствование  разделения труда в научной  деят-ти

Под разделением труда понимается обособление различных видов  труда и закрепление их за участниками  производственного процесса. Цель разделения труда - выпуск в установленные сроки  продукции с наименьшими затратами  труда и материальных ресурсов. Разделение труда сокращает производственный цикл, повышает производительность труда в результате специализации и более быстрого приобретения работником производственных навыков и знаний.

В материальном производстве можно  выделить общее разделение труда  на крупные виды - промышленность, строительство, транспорт и др.; частное разделение труда при расчленении этих видов на отрасли и подотрасли (машиностроение, в т.ч. тяжелое, энергетическое, транспортное, станкостроение, приборостроение; металлургия, в т.ч. черная, цветная и др.); единичное разделение труда - при разделении труда внутри производственной системы.  
Общее и частное разделение труда обусловливает структуру общественного производства, а также производственные связи между отраслями и предприятиями, а единичное разделение труда обусловливает производственную структуру предприятия.

27. улучшение использования рабочего  времени научных работников.

Затраты труда работников научной организации измеряются величиной отработанного времени. В связи с этим анализ использования рабочего времени имеет огромное значение в изыскании резервов для повышения интенсивности и эффективности работы НИИ, для увеличения объема и улучшения качества проводимых научно-исследовательских разработок. 
Оценка использования рабочего времени в научной организации включает в себя следующий круг вопросов: 
1) состав и структура календарного, номинального, активного и полезного фондов рабочего времени; 
2) полнота и эффективность использования рабочего времени; 
3) резервы улучшения использования рабочего времени.  
Для анализа полноты использования общего фонда времени сотрудниками научной организации необходимо изучить взаимосвязь основных показателей, характеризующих рабочее время, представленных на рис. 10.3. Данная схема отражает поэлементное структурирование располагаемого календарного фондавремени.

Весь календарный фонд времени включает в себя фонд внерабочего времени и номинальный фонд рабочего времени, характеризующий регламентированные часы работы. В свою очередь, часть номинального фонда, используемая непосредственно для выполнения работы, представляет собой активный фонд рабочего времени.Другую часть номинального фонда составляют нормируемые перерывы в работе, целодневные и внутридневные. 
Основным объектом анализа является активный фонд рабочего времени, который с точки зрения полезности использования можно подразделить: 
• на полезный фонд рабочего времени (время производительной работы) — затраты рабочего времени на осуществление работы, входящей в функцию занимаемой должности;  
• затраты рабочего времени на непроизводительную работу, то есть не входящую в функцию занимаемой должности работника; 
• ненормируемые перерывы в работе — часть фонда рабочего времени, в течение которого работник не выполняет никакой работы. 
Основным информационным источником для анализа фонда рабочего времени научной организации является баланс рабочего времени, который представлен в табл. 10.7. Информация для его составления берется из отчетности, существующей в НИИ, а также непосредственно из материалов табельного учета отработанноговремени, тематических планов и отчетов о выполнении работ, простойных листков, больничных листков и справок и др. Данные табл. 10.7 свидетельствуют о том, что в научной организации фактический уровень использования рабочего времени ниже планового.

28. учет рабочего времени  интеллектуала 

 

Процесс учета рабочего времени  достаточно трудоемкий. Автоматизация  этого процесса позволит освободить бухгалтера от монотонной работы и  исключить влияние человеческого  фактора. 
 
Следует обязать всех сотрудников регистрировать время своего ухода/прихода на рабочее место с помощью выданных бесконтактных карт доступа. Для беспрекословного выполнения этих требований нужно оповестить всех работников организации, что заработная плата будет начисляться, исходя из данных системы. При входе на территорию предприятия или в отдел сотрудник подносит карту к считывателю, происходит его идентификация и фиксируется время прихода. 

 

Существует несколько  вариантов комплектования такой  системы, которые выбираются в зависимости от бюджета и трудности монтажных работ. Помимо монтажа оборудования автоматизированной системы учета рабочего времени, необходима установка специального программного обеспечения, которое позволит построить каждому сотруднику собственный график работы.

29. совершенствование условий труда

УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА - совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека, развитие его личности и результаты труда.

В зависимости от характера и  последствий воздействия на работника различают условия труда: благоприятные, способствующие развитию личности, формированию творческого отношения к труду, удовлетворенности трудом, повышению его производительности и качества; неблагоприятные, порождающие преждевременное утомление и усталость, снижение дееспособности человека, возникновение профессиональных заболеваний, отрицательное отношение к выполняемой работе, снижение производительности и качества труда.

Факторы условий труда:

благоприятные, способствуют развитию личности, формированию творческого отношения к труду, удовлетворенности трудом, повышению его производительности и качества;

неблагоприятные, порождающие преждевременное утомление и усталость, снижение дееспособности человека, возникновение профессиональных заболеваний, отрицательное отношение к выполняемой работе, снижение производительности и качества труда.

30. психологическая подготовка

…………………………….

7 семинар. 

1. Экономическая методология – важнейшее направление в экономических исследованиях, изучающее фундаментальный, мета-теоретический уровень экономического знания, принципы его вывода и доказательства разнообразных экономических положений, теорем и теорий.

В этой главе нам предстоит разобраться с целями и задачами экономической методологии, а также с тем, как она эти задачи решает. После нам предстоит вкратце взглянуть на нее ретроспективно, сквозь призму XVIII–XX столетий, сделать краткий обзор основных методологических течений, а процессе изложения материала заострить внимание на тех узловых вопросах и проблемах, что находились и продолжают находиться в поле зрения экономической методологии – в период ее эволюции от XVIII к XXI в.

Цели и задачи экономической  методологии

На наш взгляд, можно обозначить шесть основных целей и задач экономической методологии:

1) исследование основных методов экономической науки, а также их взаимоотношения с методологией;

2) анализ основных исследовательских программ (парадигм), существовавших в истории экономической мысли, а также периодов их смены, т. е. «научных революций» по терминологии Т. Куна;

3) выведение и изучение ключевых этапов экономического исследования, а также рассмотрение процедуры «научного открытия» в экономической науке;

Информация о работе Технология научных исследований