Технология научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:33, реферат

Описание

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон, выступающие вместе с тем как формы, "узловые моменты" построения и развития знания на теоретическом его уровне.

Работа состоит из  1 файл

Технология научных исследований.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

4) анализ проблемы истины в экономической науке, а также исследование ее критериев и основных способов подтверждения (здесь проблемы экономической методологии пересекаются с проблемами экономической эпистемологии);

5) исследование места и значения экономической методологии в системе общей методологии социальных и естественных наук, в частности влияния методологии других наук на экономическую методологию, и воздействия последней на методологию иных областей знания;

6) изучение основных мировоззренческих стандартов и идеалов экономической науки (этим вопросом экономическая методология занимается в тесной связи с философией экономики).

Остановимся кратко на каждой из этих задач, кроме первой (она будет  рассмотрена в следующей главе, а подробное изложение каждого  из методов начнется с главы 6).

  1. За последние 30 лет область экономики расширилась, включив в себя огромное количество предметов. Каковы же основные определения этой развивающейся науки? Наиболее важные из них гласят, что: экономика... 
    • изучает, как цены на труд, капитал и землю распределены в экономике, и как эти цены используются для размещения ресурсов. 
    • исследует поведение финансовых рынков и анализирует, как они распределяют капитал в остальной экономике. 
    • анализирует влияние государственного регулирования экономики на эффективность рынка. 
    • изучает распределение дохода и предлагает пути помощи бедным, не вредящие экономике. 
    • исследует влияние государственных расходов, налогов и дефицита бюджета на экономический рост. 
    • изучает увеличение и уменьшение безработицы и объемов производства, которые формируют деловой цикл, и разрабатывает государственную политику, направленную на повышение темпов экономического роста. 
    • изучает модели торговли между странами и анализирует влияние торговых барьеров. 
    • исследует экономический рост в развивающихся странах и предлагает пути поддержки эффективного использования ресурсов.

Хотя все экономические теории содержат три типа утверждений, тем  не менее удачная теория представляет собой нечто большее, чем простой  перечень утверждений. Её элементы должны образовывать некое согласованное целое. Понимание структуры экономической теории было бы неполным без обсуждения ключевого допущения, которое служит для того, чтобы связать все три элемента теории в единое целое. Суть этого допущения состоит в том, что люди выбирают наилучший путь к достижению своих целей, исходя из ограничений, с которыми они сталкиваются, то есть люди ведут себя рационально.

Рациональность означает целесообразную деятельность, направленную на достижение цели, исходя из заданных ограничений и наличных возможностей. Понятие рациональности тесно связано с определением экономической теории, в формате проблемы выбора наилучшего способа использования ограниченных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. Утверждение о том, что одни способы использования ограниченных ресурсов лучше других, и что именно эти лучшие способы люди, как правило, и имеют тенденцию выбирать, точно отражает сущность рациональности.

Допущение о рациональности, представляет собой орудие для оформления структуры  теорий, относящихся к тому, как  люди делают выбор. Затем экономисты вносят дополнения в специфику структуры этих теорий, уточняя, как ведут себя люди в различных ситуациях. Теория рационального выбора является одним из механизмов развития экономической теории.

3. Общепризнано, что сравнительные преимущества – решающий фактор развития открытых национальных экономик и всего мирового хозяйства. Они определяют объем, структуру и направления внешней торговли и потоков международных инвестиций. Они формируют основу выбора механизмов и институтов реализации внешнеэкономической политики. Они позволяют оценить состояние двусторонних экономических отношений и заглянуть в их будущее.

Тем более удивителен разрыв между  актуальностью и степенью изученности  теоретико-прикладной проблематики сравнительных  преимуществ. Единства мнений в отношении  места, роли и инструментальных возможностей принципа сравнительных преимуществ не наблюдается. Одна группа точек зрения касается его оценки как конституирующего принципа, на основе которого базируются международные экономические отношения. Другая - определяет принцип сравнительных преимуществ как слишком абстрактный, построенный на нереальных допущениях, а потому не обладающий возможностями инструментария экономического анализа.

Возможно потому не так уж и много  работ, использующих инструментарий этого  принципа для анализа российско-японских отношений. Они остаются недостаточно изученными. Их проблематика перекрывается общеизвестными территориально-политическими вопросами. Другими словами - российско-японские торгово-инвестиционные отношения рассматриваются не с позиций национальных сравнительных преимуществ, а с позиций неудовлетворенности территориальных претензий японской стороны. В тех же работах, в которых и рассматриваются собственно экономическое содержание российско-японских отношений, можно встретить взаимоисключающие выводы. Логика анализа вопросов темы определяет следующую последовательность их рассмотрения и соответствующий аналитический каркас исследования.

Перед тем как начать исследование мы попытаемся обозначить его исходные контуры. Решению этой задачи посвящено  введение. В нем мы отошли от определенных традиций, выделив в первую очередь такие элементы введения как постановку проблемы и определение аналитического каркаса исследования.

4. Любое экспериментальное исследование, в конечном итоге, сводится  к изучению причинно-следственных связей между факторами и откликами. В идеале эти связи должны быть функциональными (или детерминированными), т.е.каждому набору факторов хi должен соответствовать вполне определенный набор откликов yi при любом числе повторений опыта.

В действительности все изучаемые связи являются вероятностными (стохастическими), т.к. каждому набору факторов xi или каждому фактору x соответствует множество различных значений откликов, случайным образом рассеянных в некотором интервале (имеется ввиду многократное повторение одного и того же опыта).

Рассеивание откликов при фиксированных  значениях факторов происходит по двум причинам:

  1. От наличия погрешностей процесса измерения, связанных с конечной точностью измерительных приборов.
  2. От воздействия отсеянных и потому не учитываемых т.н. несущественных факторов. Эти факторы, однако, воздействуют на отклики, и поскольку их значения изменяются, то меняются и отклики, хотя и не значительно. Это и приводит к их рассеиванию относительно «истинных» значений.

Неучитываемые и неконтролируемые факторы объекта исследования называются помехами или «шумом».

Поскольку изменение несущественных факторов не контролируется, то влияние  их на отклик носит случайный характер. Поэтому и рассеивание откликов является случайным.

Моделью реального объекта исследований является т.н. «черный ящик», т.е. система, механизм функционирования которой не доступен для изучения и об изменении его состояния можно судить только по изменению откликов ym в результате изменения контролируемых факторов xn и неконтролируемых помех zk.

Случайные помехи эксперимента нельзя устранить по определению, но их воздействие  можно учесть методами математической статистики. Поэтому статистические методы являются одним из основных инструментов при исследованиях  реальных явлений и процессов.

набрать поисковый запрос (ключевую фразу) в поисковой системе  и просмотреть выданные результаты. Результаты выдачи ранжируются по релевантности, то есть степени соответствия поискового запроса содержимому найденного документа. 
Поисковая система – это специальное программное обеспечение, основная цель которого – обеспечить быстрый, точный и качественный поиск информации в сети Интернет. 
В России пользователи Интернет используют следующие поисковые системы:

  1. yandex.ru – около 50% поиска;
  2. google.com – около 35%;
  3. search.mail.ru – около 10% (до 01.01.2010 использовал поиск от yandex.ru);
  4. rambler.ru – около 2,5%;
  5. прочие поисковые системы – около 2,5%.

Очевидно, что в России большинство пользуются поиском  от «Яндекс» и «Гугл».

6  Не следует смешивать надежность, подлинность самого документа с достоверностью сообщаемых в нем сведений. Достоверность информации в первую очередь зависит от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и к тому же составленный на основе других документов. При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов. Целевые документы, запланированные исследователем, будут надежны в случае, если предусмотрены обычные операции контроля, рассмотренные выше: поиск независимого источника информации (для выборочного контроля), вторичные обращения к тому же источнику (устойчивость данных), тесты по известным группам. Документалисты-историки и психологи выработали немало приемов, с помощью которых определяют степень достоверности сведений, судя по самому содержанию документальной информации.

Первое "золотое правило" в работе с документами (да и вообще со всякой информацией) — четко различать  описания событий и их оценку. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией. Нередко в документе отсутствует детальная характеристика ситуации, о которой высказано мнение или оценка. Но именно конкретная ситуация дает ключ к расшифровке смысла высказанных оценок и мнений. Далее следует проанализировать, какими намерениями руководствовался составитель документа, что поможет выявить умышленные или непроизвольные искажения. К примеру, автор отчета о проделанной работе, как правило, склонен обрисовывать ситуацию в благоприятном для себя свете. Но если мы для сбора информации воспользуемся, скажем, отчетами проверочных комиссий, картина будет другой. Целевая установка подобных документов предрасполагает к обнаружению как раз упущений и недостатков, негативных сторон деятельности. Очень важно знать, каков метод получения первичных данных, использованный составителем документа. Всем известно, что сведения "из первых рук" надежнее, чем информация из неопределенного источника ("некоторые утверждают, что..."), а записи по свежим впечатлениям отличаются от описания тех же событий спустя какое-то время. Если документ содержит статистическую группировку данных, следует в первую очередь выявить основание классификации. В соответствии с целью исследования возможны перегруппировки данных по иным основаниям. Наконец, чрезвычайно важно хорошо уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ: располагала ли она к объективности (независимо от целевых намерений автора) или диктовала смещение информации в какую-то сторону.

30 психологическая подготовка

Не существует четких различий между психически здоровыми людьми и психически больными. К любой  из этих групп относите себя с осторожностью. Моралист и максималист может  сойти с ума сам по себе - без  серьезных потрясений извне. Это иногда случается от самокопания и от столкновения мечты с действительностью. Настоящий интеллектуал (а не просто обладатель диплома) - может тронуться умом только в экстремальной ситуации, когда исчерпываются возможности его сознательно развитых психических защитных механизмов. Эти механизмы таковы: вера в хэппи-энд ("счастливый конец"); небоязнь смерти ("смерть - однократный акт, после которого не будет никаких ощущений"); способность к волевому усилию; уловки для интеллекта при монотонной физической работе ("дорогу осилит идущий"); мечты (основные и запасные); недоверие; цинизм; настроенность на подвиг (не на самопожертвование!); привычка смеяться, в том числе над собой.

Апатия

При неожиданной катастрофе, когда гибель представляется неизбеж-ной, единственная стопроцентная опасность состоит в том, что Вы може-те впасть в состояние апатии - как заглатываемый удавом кролик. История крупных аварий изобилует примерами, когда люди гибли лишь оттого, что слишком быстро потеряли надежду и ничего не предпринимали для своего спасения. Спасение состоит в том, чтобы заранее настроить-ся на восприятие критической ситуации как Вашего собственного долго-жданного шанса стать героем. Вы должны испытывать душевный подъ-ем. Ведите себя так, чтобы потом не стыдно было вспоминать.

Изоляция

Недостаток информации угнетает психику. Одиночная камера - силь-нейшее наказание для заключенного. Но ситуация вовсе не безнадежна для интеллектуала. Воспользуйтесь покоем для приведения в порядок знаний, идей, самоорганизации. Займитесь йогой. Если еды хватает - тренируйте мускулы. Заведите себе домашнее животное, например, пау-ка. Наблюдайте за ним, дрессируйте, ставьте эксперименты. Вы откроете для себя кое-что небесполезное. Сознательно раздвоите свою личность, не дожидаясь, пока она раздвоится сама в результате шизофрении. Ва-риантов много: Я - энтузиаст и Я - циник, Я - Христос и Я - дьявол и т.д. Если скучно - утройтесь, учетверитесь. Сознательно начинайте думать вслух. Это когда-нибудь начнется само собой, но Вы опередите события для профилактики психических нарушений. Невозможность писать - хороший повод начать серьезную тренировку памяти. Потенции у памяти колоссальные. Можно отлично удержать в голове не одну большую теорию.

1 средства выполнения

К средствам научного исследования следует отнести то, что так или иначе влияет на организацию, стимулирование и регулирование исследовательской деятельности, обеспечивает заранее намеченное в предмете получение научного результата. Это вещи, помещаемые между исследователем и объектом труда, материальные условия, при которых он совершается, идеальные регулятивы исследования (методы, образцы, нормы, идеалы деятельности и т.д.). Как целесообразная деятельность научное исследование представляет собой совокупность упорядоченных познавательных действий.Действие есть процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели. Таким образом, цель – центральное звено действия. Как было показано выше, цель образуется на основе мотива, средств и предмета действия. Мотив отвечает той или иной потребности и отражает направление развития последней. В научном исследовании роль мотива выполняет некоторая совокупность ценностей, отображающих общественные или личные потребности исследователя. Важнейшая среди этих ценностей – истина. Поскольку цель выступает образом того предмета, который исследуется, «наполнена» его содержанием, она предметна. В той или иной мере связанная со средствами своего достижения, она предопределяет возможность их выбора, т.е. она ситуативна.

Информация о работе Технология научных исследований