Теории девиантного развития личности и их учет в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:45, лекция

Описание

Поведение как психологическая категория и как свойство индивидаю
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»
Определение понятий «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение»

Работа состоит из  1 файл

лекцииДокумент Microsoft Word.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

  Социальные  отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминированность, негативные последствия для общества, относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

  В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.

  Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение.

  В настоящее же время отношение  общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из подтверждений радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах.

  Социальные  отклонения количественно и качественно  характеризуются уровнем, структурой и динамикой.

  Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще на 100 тыс. человек). Он существенно различается в различных странах и в разные годы, поскольку зависит от совокупности факторов: социально-экономического, политического, нравственного и т. п. Например, в 1998 г. коэффициент преступности в России (без учета латентной преступности, которая по подсчетам специалистов в 4 раза превышает уровень официально зарегистрированной) составил 1756 26 преступлений. Для сравнения, во всем бывшем Советском Союзе: „ 1978 г. - 503; в 1985 г. - 700; в 1990 г. - 968 - с последующим постоянным ростом [9].

  Структура отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Так, в 1998 г. в структуре преступности в Российской Федерации корыстные преступления составили 65 % от общего числа зарегистрированных случаев, насильственные — 23 %, прочие — 12 %. Уровень латентной преступности по отдельным видам выглядит следующим образом: по убийствам — 2:1 (т. е. на каждые 2 преступления только одно регистрируется официально), по изнасилованиям — 6:1, по кражам — 73:1, по вымогательству (рэкет) — более 17000:1 [9]. Иными словами, преступления зачастую остаются полностью безнаказанными.

  Динамика  отклонения — это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время. По мнению специалистов, в России в настоящее время наблюдаются следующие тенденции. Увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений. Резко усилилась корыстная мотивация противоправного поведения. Растет подростковая преступность. Продолжается сращивание организованной преступности с легальным предпринимательством и с государственным аппаратом.

  Наряду  с уровнем и динамикой социальных отклонений широко обсуждается вопрос об их функциях. Например, организованная преступность может обеспечивать незаконным путем объективные потребности, не удовлетворяемые в должной мере официальными социальными институтами. В целом функциями социальных отклонений могут быть: интеграция группы; формирование морального кодекса общества; выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций; бегство; сигнал о неизбежных социальных изменениях; способ самоидентификации и самореализации и др.

  Несмотря  на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором — психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена — геноцид, коррупция, бюрократизм.

  Таким образом, девиантное поведение выступает  и как индивидуальный акт, и как  элемент социального бытия. 

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое социальная норма? Каковы ее свойства и способы образования?
  2. Каковы механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека?
  3. Перечислите виды социальных норм.
  4. Дайте определение и приведите конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения и семья, сексуальные отношения, правовые отношения, здоровье.
  5. В чем различие между понятиями «отклоняющееся поведение» и «социальные отклонения»?
  6. Приведите современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений.

Рекомендуемая литература

  1. Динамика ценностей реформируемой России: Сб. статей. — М., 1995.
  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
  3. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. — 2-е изд. — М., 1997.
  4. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. — М., 1998.
  5. Личко А.И., Битенский В.С. Подростковая наркология. — Л., 1991.
  6. Ольков С.Г. Общественные болезни. — Тюмень, 2006.
  7. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М., 2007.
  8. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спец. вып. — М., 2000. —№ 1-2.
  9. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.Дружинина. — М., 2005.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Тема 3.

                                  КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ 

                                ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

План:

  1. Проблема классификации поведенческих отклонений.
  2. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.
  3. Медицинская классификация поведенческих расстройств.
  4. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов.

Проблема  классификации поведенческих  отклонений

  Одной из форм научного анализа психологической  реальности является классификация  ее проявлений. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами.

  Основная  причина заключается в междисциплинарном  характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений.

  Среди других причин, объясняющих существование  проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения  и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.

  В то же время систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.

  В рамках социально-правового подхода в свою очередь выделяются социологическое и правовое направления.

  Социология  рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:

  а) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;

  б) по значению последствий — негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;

      в) по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);

  г) по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;

    д) по длительности — единовременные и длительные;

  е) по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы [1, 13].

  В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки [5].

  Преступления, в свою очередь, в зависимости  от степени общественной опасности подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести — с наказанием до двух лет; средней тяжести — с наказанием до пяти лет; тяжкие преступления — до десяти лет лишения свободы; особо тяжкие — свыше десяти лет лишения свободы или с более строгим наказанием.

  По  характеру действий преступления также  делятся на: преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти, преступления против военной службы, преступления против мира и безопасности человечества. Таким образом, Уголовный и Гражданский кодексы 
являются классификациями различных форм отклоняющегося по 
ведения с правовой точки зрения. 

  Время рождает все новые формы правовых отклонений, например рэкет, организованную преступность, финансовые пирамиды, хакерство. Это, в свою очередь, вызывает необходимость внесения постоянных изменений в законодательство.

  Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. На наш взгляд, педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дисциплин. Понятие «отклоняющееся поведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучения учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной [2], так и социальной дезадаптации.

  В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.

  Опыт  сотрудничества с педагогами позволяет  говорить о следующих наиболее распространенных поведенческих отклонениях, сочетающихся со школьной дезадаптацией. Это дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

  Признаками  более масштабной — социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося поведения школьников, связанных с зависимостью от латиноамериканских сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.

  Еще более запутан вопрос о видах  отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Можно ли вообще говорить о девиантном поведении на этом «несамостоятельном» этапе развития личности? Тем не менее педагоги и родители довольно часто сталкиваются с такими негативными поведенческими проявлениями у маленьких детей, как вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей), отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, мастурбация, гиперактивное поведение.

  К сожалению, в обществе преобладает  отношение к отклоняющемуся поведению как к нездоровому. Сталкиваясь с его выраженными формами, люди стараются прежде всего получить медицинский диагноз и соответствующую ему медикаментозную помощь.

Информация о работе Теории девиантного развития личности и их учет в социальной работе