Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:45, лекция
Поведение как психологическая категория и как свойство индивидаю
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»
Определение понятий «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение»
Рекомендуемая литература
Тема
«ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ
ПРИ ДЕВИАЦИЯХ»
Методологические
принципы психокоррекционной
работы
Как мы выяснили, поведенческие девиации практически в любом возрасте тесно связаны с проблемами семейных и супружеских взаимоотношений. В основе проблем в супружеских и семейных взаимоотношениях, как правило, лежат нарушения в иерархической системе. Насколько она четко прописана, насколько ее признают все члены структуры, зависит, насколько будет успешным функционирование данной структуры.
Кроме того, при анализе ситуации специалисту необходимо учитывать такие факторы, как:
Причем при построении психокоррекционных мер значимость возрастного периода будет превалировать, поскольку специфика проблемы часто зависит от возрастных особенностей клиента.
Таким образом, при психокоррекционном воздействии семья
будет выступать в двух ипостасях:
выяснили, с понятием «норма», то основной целью психокоррекционного воздействия при девиациях является «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальны и культурологических условий.
При сборе психологического анамнеза необходимо выяснить:
Перед началом исследования необходимо заключить с клиентом (или с родителями клиента в том случае, если исследуемый является несовершеннолетним) психотерапевтический контракт.
Обсуждение
психотерапевтического
Уточнение проблемы клиента и определение ресурсов каждого члена в отдельности и семьи в целом осуществляется при помощи вопросов.
Заключительной фазой работы с девиацией должна быть «экологическая проверка» (Бендлер, Гриндер—1995). Клиентам предлагается увидеть себя в подобной ситуации через 1-3-5-10 лет и исследовать свое состояние. Если у них не возникает возражений и они сообщают о чувстве удовлетворения, то специалист может сделать вывод о том, что найденное решение проблемы правила но. Если же клиенты испытывают чувство дискомфорта, то необходимо вернуться к исследованию проблемы и поиску его источника (Что именно?).
Следует
отметить, что в данном учебном
пособии мы дали общий алгоритм работы
с девиациями. Безусловно, что каждый случай
должен рассматриваться отдельно, с учетом
всей совокупности нюансов. Тем более
что для работы с каждой отдельной девиацией
существуют свои специфические методы.
Например: «Кризисная модель психотерапии»,
которая применяется при наркомании, попытке
суицида, психозе.
Психологическое воздействие
в рамках основных теоретических направлении
Выбор методов психологической помощи при девиациях зависит от теоретического направления, в рамках которого данная помощь будет осуществляться.
Выбор направления определяется рядом факторов:
■ квалификацией и приоритетами специалиста;
В
психологии выделяют
три основных теоретических
направления: психодинамическое, когнитивно-поведенческое,
экзистенциально-
Данные направления различаются по нескольким параметрам:
■ взглядом на источник проблемы клиента;
В таблице это можно представить следующим образом:
Направление | Источник проблемы | Основные положения | Цель п/т | Приемы |
Психодинамическое
направление
(психоанализ (Фрейд3.), индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология К. Юнга, волевая психотерапия О.Ранке. Характерологический анализ Хорни, интерперсональная психотерапия Саливана) |
Рассмотрение личности в ее динамической конфигурации как результат. Источник проблемы —внутриличностные конфликты | 1)основная причина
в возникновении проблем —
подавление и трансформация инстинктивных
импульсов;
2)развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами; 3)инсайт - необходимое и достаточное условие решения проблемы |
Осознание бессознательного | 1)
конфронтация
2) прояснение 3) интерпретация 4) прорабатывание |
Когнитивно-поведенческое
(в основе
— работы Д. Уотсона, Б. |
Понимание проблемы
как результата выработанных в онтогенезе
неадаптивных форм
поведения, являющихся ответом организма на воздействия внешней среды |
1) поведенческая
проблема — следствие неправильного обучения
и воспитания;
2) поведенческие реакции — результат взаимодействия «организм-среда»; 3) моделирование поведения, обучающе-психотерапевтический процесс, в котором когнитивный аспект является решающим |
Обучение клиента новым адаптивным способам поведения | 1) самоконтроль
2)самонаблюдение
3)составление контрактов 4) домашние задания |
Экзистенциально- |
Причина проблемы — блокировка внутриличностных ресурсов | 1)
встреча консультанта и клиента есть встреча
двух равных людей;
2) разрешение проблемы наступает само, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и само принятию клиентом своих истинных чувств (разрешение себе быть); 3) клиент сам ответственен за выбор образа мыслей и жизни |
Помощь клиенту в самосознании, личностном росте, интеграции адекватного целостного Я и расширении пространства бытия; восстановление аутентичности | 1) диалог (при
философских подходах);
2) невербальные методы (при соматических подходах); 3) медитации; 4) приемы самодисциллинирования; 5) тренировка воли (при духовных подходах) |
Психодинамическое направление
К психодинамическому подходу относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую теорию: классический психоанализ (Фрейд), индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, волевую терапию Ранка, активную аналитическую терапию Штекеля, интерперсональную психотерапию Фромм-Райхманн, характерологический анализ Хорни, гуманистический психоанализ (Фромм), эго-анализ Кляйн, интерперсональную психотерапию Салливана и другие.
В основе данного направления — работы 3. Фрейда.
Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между различными составляющими личности.
Суть психодинамического направления — рассмотрение личности в ее динамической конфигурации как результат нескончаемого конфликта внутри нее.
Понятие динамики применительно к личности предполагает, что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерменизм обусловлен бессознательными психическими процессами. Соответственно, в нем подчеркнута важность для разрешения проблемы клиента осознания им, клиентом, интрапсихических конфликтов, которые являются результатом бессознательной борьбы противоречивых, часто неосознаваемых мотивов внутри личности. Фрейд писал: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им» [67, с. 140].
Информация о работе Теории девиантного развития личности и их учет в социальной работе