Теории девиантного развития личности и их учет в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:45, лекция

Описание

Поведение как психологическая категория и как свойство индивидаю
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»
Определение понятий «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение»

Работа состоит из  1 файл

лекцииДокумент Microsoft Word.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Рекомендуемая литература

  1. Гилинский Я.И., Афанасьев В. С. Социология девиантного поведения. —СПб., 1993.
  2. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой. —М., 2003.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов.-М., 2001.
  4. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988.
  5. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. — 2-е изд. - М., 1997.
  6. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. — Женева; СПб., 1998.  
  7. ОудсхорнД.Н. Детская и подростковая психиатрия. — М., 2003.
  8. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
  9. Социальные отклонения / Под ред. В.Н.Кудрявцева. — М., 1989.
 
 
 
 

Тема  «ОСНОВЫ     ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ      ПОМОЩИ      ПРИ     ДЕВИАЦИЯХ» 

Методологические  принципы  психокоррекционной работы 

     Как мы выяснили, поведенческие девиации практически в любом возрасте тесно связаны с проблемами семейных и супружеских взаимоотношений. В основе проблем в супружеских и семейных взаимоотношениях, как правило, лежат нарушения в иерархической системе. Насколько она четко прописана, насколько ее признают все члены структуры, зависит, насколько будет успешным функционирование данной структуры.

     Кроме того, при анализе ситуации специалисту необходимо учитывать такие факторы, как:

  1. возрастной период, каждого из членов семьи;
  2. этап развития семьи как самостоятельного организма;
  3. специфику проблемы.

     Причем  при построении психокоррекционных мер значимость возрастного периода будет превалировать, поскольку специфика проблемы часто зависит от возрастных особенностей клиента.

     Таким образом, при психокоррекционном воздействии  семья

     будет выступать в двух ипостасях:

  1. семья как источник девиаций ее членов;
  2. семья как инструмент психокоррекциоиного воздействия. 
    А поскольку понятие «девиации» тесно связано, как мы уже

     выяснили, с понятием «норма», то основной целью психокоррекционного воздействия при девиациях является «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальны и культурологических условий.

  1. Таким образом, при анализе девиации, предварительно исключив возможность наличия клиники, разумно пользоваться следующим алгоритмом: определить возраст, пол, социальную принадлежность, со 
    стояние здоровья клиента;
  2. выяснить формулировку проблемы в интерпретации клиента и/или его значимых близких (в случае если клиент обратился не по своей инициативе);
  3. определить структуру девиации;
  4. узнать, какие социокультурные нормы нарушаются: возрастные, профессиональные, культурные, социальные (семейные, групповые);
  5. вид взаимодействия с реальностью;
  6. выдвинуть гипотезы (2-3) о причинах возникновения и продолжительности девиации;
  7. проверить гипотезы при помощи психодиагностики;
  8. спланировать и осуществить психокоррекционное воздействие в зависимости от психологического диагноза.

     При сборе психологического анамнеза необходимо выяснить:

  1. всегда ли была данная проблема и в чем именно она выражалась;
  2. с какого момента возникла;
  3. что перед этим изменилось в структуре семьи (рождение нового ребенка; приезд кого-либо из родственников, смерть, болезнь);
  4. что перед возникновением данной проблемы изменилось в условиях жизни семьи (переезд, ремонт);
  5. кто первый обратил внимание на данную проблему;
  6. как сам клиент ее воспринимает;
  7. что уже делали для решения данной проблемы;
  8. в чем сам клиент видит ее причины;
  9. что намерен предпринять;
  10. какие возможные препятствия видит на своем пути;
  11. что думают по поводу данной проблемы члены семьи и значимые близкие.

     Перед началом исследования необходимо заключить  с клиентом (или с родителями клиента в том случае, если исследуемый является несовершеннолетним) психотерапевтический контракт.

     Обсуждение  психотерапевтического контракта  подразумевает:

  • распределения ответственности (специалист — за безопасность клиентов, технологии доступа к разрешению проблемы клиентов; клиенты — за свою активность, искренность);
  • общую продолжительность работы, длительность одного сеанса, периодичность встреч (обычно вначале один раз в неделю, далее один раз в две-три недели);
  • условия оплаты (если оказание психологической помощи происходит в рамках муниципального учреждения, то предоставление информации о стоимости данной услуги в частном порядке);
  • санкции за нарушения условий контракта.

     Уточнение проблемы клиента и определение  ресурсов каждого члена в отдельности и семьи в целом осуществляется при помощи вопросов.

  • Каким образом вы раньше справлялись с трудностями?
  • Что именно вам помогало?
  • В каких конкретно ситуациях вы чувствовали себя наиболее сильными?
  • Как вы применяли свою силу?
  • Какие качества (свои и других челнов семьи) вы считаете наиболее ценными? При проведение психокоррекции специалист должен:
  1. способствовать укреплению веры клиентов в безопасность 
    и успешность психокоррекционного процесса;
  1. инициировать у клиентов рефлексию по поводу положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения при помощи вопросов типа: «Как Вы думаете, что самое плохое в данной ситуации?», «Что, по Вашему мнению, в данной ситуации хорошего?»;
  2. осуществлять совместно с клиентами поиск новых способов поведения — «веер решений»: «Что еще можно сделать для решения данной проблемы?», «Как вели бы себя значимые для Вас люди, оказавшись в подобной ситуации?», 
    «Приемлем ли для Вас подобный способ поведения?», «Что 
    Вам мешает (поможет) вести себя подобным образом?».

     Заключительной  фазой работы с  девиацией должна быть «экологическая проверка» (Бендлер, Гриндер—1995). Клиентам предлагается увидеть себя в подобной ситуации через 1-3-5-10 лет и исследовать свое состояние. Если у них не возникает возражений и они сообщают о чувстве удовлетворения, то специалист может сделать вывод о том, что найденное решение проблемы правила но. Если же клиенты испытывают чувство дискомфорта, то необходимо вернуться к исследованию проблемы и поиску его источника (Что именно?).

     Следует отметить, что в данном учебном  пособии мы дали общий алгоритм работы с девиациями. Безусловно, что каждый случай должен рассматриваться отдельно, с учетом всей совокупности нюансов. Тем более что для работы с каждой отдельной девиацией существуют свои специфические методы. Например: «Кризисная модель психотерапии», которая применяется при наркомании, попытке суицида, психозе. 

     Психологическое воздействие

     в рамках основных теоретических направлении

     Выбор методов психологической  помощи при девиациях  зависит от теоретического направления, в рамках которого данная помощь будет осуществляться.

     Выбор направления определяется рядом факторов:

      квалификацией и приоритетами специалиста;

  • особенностями клиента;
  • спецификой проблемы;
  • контекстом ситуации.

     В психологии выделяют три основных теоретических  направления: психодинамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое.

     Данные  направления различаются по нескольким параметрам:

     ■ взглядом на источник проблемы клиента;

  • теоретическими аксиомами и теоремами, составляющими теоретический базис направления;
  • целью психологического воздействия;
  • приемами психологического воздействия;
  • разделением ответственности между специалистом и клиентом как за процесс работы, так и за ее результативность.

     В таблице это можно представить  следующим образом:

Направление Источник  проблемы Основные  положения Цель  п/т      Приемы
Психодинамическое направление

(психоанализ  (Фрейд3.), индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология К. Юнга, волевая психотерапия О.Ранке. Характерологический анализ Хорни, интерперсональная психотерапия Саливана)

Рассмотрение  личности в ее динамической конфигурации как результат. Источник проблемы —внутриличностные конфликты 1)основная причина  в возникновении проблем —  подавление и трансформация инстинктивных импульсов;

2)развитие  проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами;

3)инсайт - необходимое и достаточное условие решения проблемы

Осознание бессознательного 1) конфронтация

2) прояснение 

3) интерпретация 

4) прорабатывание

Когнитивно-поведенческое

(в основе  — работы Д. Уотсона, Б. Скиннера; Эллис, НЛП)

Понимание проблемы как результата выработанных в онтогенезе неадаптивных форм

поведения, являющихся ответом организма на воздействия внешней среды

1) поведенческая  проблема — следствие неправильного обучения и воспитания;

2) поведенческие  реакции — результат взаимодействия «организм-среда»;

3) моделирование  поведения, обучающе-психотерапевтический процесс, в котором когнитивный аспект является решающим

Обучение клиента новым адаптивным способам поведения 1) самоконтроль  2)самонаблюдение

3)составление  контрактов

4) домашние  задания

 
Экзистенциально-гуманистическое  (философия экзистенциализма и феноменология Э. Гуссерля, П. Рикера, К. Роджерса, А.Мас-лоу, Г. Олпорта, В. Франкла) Причина проблемы — блокировка внутриличностных ресурсов 1) встреча консультанта и клиента есть встреча двух равных людей;

2) разрешение  проблемы наступает само, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и само принятию клиентом своих истинных чувств (разрешение себе быть);

3) клиент  сам ответственен за выбор образа мыслей и жизни

Помощь клиенту в самосознании, личностном росте, интеграции адекватного целостного Я и расширении пространства бытия; восстановление аутентичности 1) диалог (при  философских подходах);

2) невербальные  методы (при соматических подходах);

3) медитации;

 4) приемы самодисциллинирования;

5) тренировка  воли (при духовных подходах)

 

     Психодинамическое направление

     К психодинамическому подходу относят  виды психотерапии, ориентированные  на психоаналитическую теорию: классический психоанализ (Фрейд), индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, волевую терапию Ранка, активную аналитическую терапию Штекеля, интерперсональную психотерапию Фромм-Райхманн, характерологический анализ Хорни, гуманистический психоанализ (Фромм), эго-анализ Кляйн, интерперсональную психотерапию Салливана и другие.

     В основе данного направления —  работы 3. Фрейда.

     Фрейд первый охарактеризовал психику  как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между различными составляющими личности.

     Суть  психодинамического направления — рассмотрение личности в ее динамической конфигурации как результат нескончаемого конфликта внутри нее.

     Понятие динамики применительно к личности предполагает, что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерменизм обусловлен бессознательными психическими процессами. Соответственно, в нем подчеркнута важность для разрешения проблемы клиента осознания им, клиентом, интрапсихических конфликтов, которые являются результатом бессознательной борьбы противоречивых, часто неосознаваемых мотивов внутри личности. Фрейд писал: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им» [67, с. 140].

Информация о работе Теории девиантного развития личности и их учет в социальной работе