Теории девиантного развития личности и их учет в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:45, лекция

Описание

Поведение как психологическая категория и как свойство индивидаю
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»
Определение понятий «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение»

Работа состоит из  1 файл

лекцииДокумент Microsoft Word.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)
 

     Гуманистическое направление

     Основа  данного направления  — философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссерль, П. Рикер). Соответственно, главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Спецификой очерченного круга проблем является уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека, а его центром — решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствие ее бытия в мире ее внутренней природе. Индивидуальность рассматривается как интегративное целое. Человек воспринимается как изначально доброе или, в крайнем случае, нейтральное существо, предназначение которого быть свободным. В психологии направление представлено такими именами, как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франки.

     Основными принципами гуманистического направления являются:

      встреча специалиста и клиента есть встреча двух равных людей;

  • разрешение проблемы у клиента наступает «само по себе», 
    в том случае, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств;
  • клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей, 
    поведения и стиля жизни.

     Основные  понятия гуманистического направления — «иидивидуация», «самоактуализация», «самоактуализирующаяся личность».

     В философии индивидуация понимается как разделение всеобщего на индивиды, на особенное. Принцип индивидуации (principum individual ions) является основой существования особей как неповторимых сущностей (Аристотель, Локк, Шопенгау эр, Шеллинг, Лейбниц). В основу данной позиции положено

понимание индивидуации как некой основы существования.

     В психологическом  аспекте индивидуация мыслится как процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Осознание данных моментов существования важно для индивидуальной эволюции субъекта, как поступательно-последовательных качественных изменений на ценностно-моральном и эстетических уровнях. Предполагается, что именно благодаря процессу индивидуации личность реализует себя как уникальное неделимое целое.

     В индивидуальной психологии Адлера индивидуация одной из своих граней соприкасается с предлагаемой им идеей о бессознательном стремлении человека к совершенству. В гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс) данное «бессознательное стремление» находит частичное воплощение в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, характеризующемся у разных субъектов различной степенью осознанности и определяемом в данном направлении термином самоактуализация. В Экзистенциальной психологии, являющейся одним из направлений гуманистической, подчеркивается уникальность личного опыта, одной из главных сфер применения которого мыслится восстановление аутентичности (Бинсвангер, М. Босс, Р. МэЙ, Дж. Бугенталь).

     Соответственно: индивидуация — процесс неизбежных качественных изменений, возникающих в результате становления личности на пути ее экзистенциального развития.

     Важно понимать различие между понятиями  «индивидуация» и «индивидуализация».

     Индивидуализация  представляет собой явление, возникающее в результате взаимодействия индивида с внешним миром; соприкасаясь с внешним миром на любом из уровней (материальный, идеальный), субъект вносит некие изменения в него посредством своей индивидуальности.

     Самоактуализация  —- стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

     Самоактуализирующаяся личность — человека, вышедший на уровень самоактуализации.

     Таким образом, объектом воздействия в данном направлении является процесс становление личности. Причина проблемы понимается как блокирование внутриличностных ресурсов. Основная задача специалиста заключается в помощи в самоосознаовании и личностном росте, интеграции адекватного целостного «Я» и расширении пространства бытия.

     Примеры приемов воздействия на личность клиента в экзистенциально-гуманистическом  направлении

     Название: «Метод парадоксальной интенции» (В. Франкл). Показание; стремление к избеганию конкретных ситуаций, действий, состояний.

     Цель: снятие или нивелирование данного чувства. Алгоритм:

  1. выявление нежелательного для клиента действия или состояния;
  2. побуждение специалистом клиента к проявлению или совершению данного поступка;
  3. совершение данного действия клиентом в гипербализированных размерах;
  4. обретение клиентом уверенности в своих силах, веры в себя.

     Название: «Персональное осмысление жизни» (В. Франкл). Показание: потеря смысла жизни. Цель: обретение смысла жизни. Алгоритм:

  1. выяснение, в результате какого конкретного события произошла потеря смысла жизни у клиента;
  2. прояснение, какие именно жизненные ценности и критерии 
    клиента вследствие этого оказались депривированы;
  3. поиск в жизни клиента эквивалента;
  4. осознание и восстановление депривированных ценностей 
    при помощи найденного эквивалента.

     Название: «Развитие самосознания».

     Показание: недостаточное понимание своих истинных чувств, истинных мотивов поступков, что приводит к возникновению проблемных взаимоотношений или к неадаптивным формам поведения.

     Цель: осознание чувств, мотивов, ценностей.

     Алгоритм:

  1. выяснение поступков, переживаний и/или отношений, вызывающих у клиента реакцию непонимания или неприятия;
  2. прояснение их значения в контексте жизни клиента;
  3. помочь клиенту осознать свою потенциальную свободу от прошлого и ценность своего «Я» в настоящем.

     Название: «Вербализация» (компонент роджеровской психотехники)

     Показание:

       выделение и осознание сути проблемы клиентом;

     ■ получение подтверждения клиентом внимательного отношения к нему и его проблеме со стороны специалиста.

     Цель: выделение существенного в высказывании клиента.

     Алгоритм: «возврат» специалистом клиенту его сообщений с использованием ключевых высказываний клиента.

     Пример.

     Клиент: «И я не знаю, что именно происходит, но мне тяжело каждый раз, возвращаясь вечером домой с работы, встречать ее тяжелый, испытывающий взгляд».

     Специалист: «Да, очень тяжело каждый вечер, возвращаясь с работы, встречать тяжелый, испытывающий взгляд».

     Название: «Метод А. Янова».

     Показание: невротическое поведение вследствие ранних неудовлетворенных потребностей или травм, пережитых в детстве и вытесненных в процессе взросления.

     Цель: через соприкосновение и осознание заблокированных, болезненных эмоций обретение возможности их выражения и, как следствие, освобождения от них.

     Алгоритм:

     1-й  этап: индивидуальная работа.

     ■ осознание клиентом ранних обид;

     ■ специалист инициирует клиента к  «физическому» переживанию выведенных в сознание обид, болезненных воспоминаний, при этом психолог фиксирует все проявления психологической защиты (вербальный уровень, телесный).

     2-й  этап: групповая работа.

     В процессе групповой работы клиенты  вступают друг с другом в различные взаимоотношения, что способствует «проживанию» разнообразных первичных проблем. Кроме того, руководитель обучает клиентов глубокому дыханию, изменению манеры речи.

     Таким образом, невозможно определить направление, которое было бы наиболее эффективным.

      Эффективность психотерапевтического  воздействия определяется совокупностью ряда нюансов: наличие у клиента реальной, а не вымышленной проблемы; готовностью клиента решить проблему; квалификацией специалиста. 
 

Литература: 
 

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / 
    Пер. с нем. — М., 1995.
  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2000.
  3. Асеаёжиот Р. Духовное развитие и его кризисы // Психология человеческих проблем. — Минск, 1998.
  4. Васильева В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. И перераб. — СПб, 2002.
  5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб., 2001.
  6. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. 
    Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.
  7. ГшинскийЯ.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. — СПб., 1993.
  8. Грофф С. Путешествие в поисках себя / Пер. англ. — М., 
    1994.

     9. Декарт Р. //Соч.: В 2 т. /Пер. с лат и франц. — М., 1989.

  1. Ещкеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология, — М., 2002.
  2. ЕникееваД.Д. Популярная психиатрия. — М., 1998.
  3. Захаров АИ. Как предупредить отклонения в поведении 
    ребенка. — М., 1993.
  4. Змаповская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). — М., 2003.
  5. Клепберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.
  6. КрапгГ. Психология развития. — СПб., 2000.
  7. Колесникова Г.И. Лепестки хризантемы в хрустальной вазе. — 
    Новосибирск, 2001.
  8. Колесникова Г.И. Категория «гармония» в социокультурном аспекте / Монография. — Томск, 2002.
  9. Колесникова Г.И. Тревожность как социокультурный феномен // Горизонты образования. — Севастополь, 2003.
  10. Колесникова Г. И. Психологическое консультирование. — 
    Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  11. Колесникова Г.И. Структура творческого процесса// Симпозиум. Ежегодный междисциплинарный журнал. —Ростов на/Д. — Вып.-1., ч. II. — 2004. — 131 с. — С. 29-32.
  12. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  13. Кои И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.
  14. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. —Минск, 1988.
  15. Кошер Р.В. Введение в семейную психотерапию. /Институт семейной терапии. — Новосибирск, 2001.
  16. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Минск, 2000.
  17. Кукушин ВС, Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  18. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этническая психология. —Ростов на/Д., 2000.
  19. Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994.
  20. Леви-СтроссК. Структурная антропология / Пер с франц.—М.: Наука, 1983.
  21. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения. — М., 2003.
  22. Лейбниц Г.В. Избранные философские сочинения. — М.,1908.
  23. Леонгард Р. Акцентуированные личности. —Киев, 1981.
  24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

     34. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991.

  1. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.—Л., 1983.
  2. Маслоу А. Самоактуализация//Психология человеческих проблем / Сост. К.В. Сельченок. —Минск: Харвест, 1998.—448 с. — С. 20-34.
  3. Маслоева Н.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры // Рабочая книга социального педагога. — Ч. П. —Орел, 1995.
  4. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения/Пер. снем. —М., 1968. —Т. 3.
  6. Методы эффективной психокоррекции: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. — Минск, 1999.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология раз 
    вития, детство, отрочество. — М., 2002.
  8. Немое Р. С. Психология. Кн.З: Психодиагностика. — М., 1998.
  9. Небылицин В.Д. Новое представление о структуре эмоциональности // Жизнь и научное творчество. — М., 1996.
  10. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М, 1997.
  11. Оксфордское руководство по психиатрии / Пер. с англ. — Киев, 1997.
  12. Остова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: 
    групповые методы работы. — Москва-Воронеж, 2000.
  13. Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М., 2000.
  14. ОудсхорнД, Н. Детская и подростковая психиатрия. — М.,1993.
  15. Ошо Тантра: высшее понимание. — М., 1994.
  16. ПауэллДж. Полнота человеческой жизни //Психология человеческих проблем. — Минск, 1998.

     51. Плохое В.Д. Социальные нормы: Философские основания 
общей теории. — М., 1985.

     5 2. Практикум по общей, экспериментальной  и приклад) юн психологии: Учеб. пособие /В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А. Крылова, СМ. Маничева.— СПб., 2000.

  1. Практическая психология в тестах. / Сост. Р. Римская, 
    С. Римский. — М., 1998.
  2. Психогенетика / И.В.Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. — М., 2000.
  3. Психология. Словарь/ Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М.; 1990.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия/Под общей ред. Б.Д. Карвасарского — СПб., 1998.

Информация о работе Теории девиантного развития личности и их учет в социальной работе