Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:50, доклад
Опыт работы описан по результатам работы на первой ступени обучения в Краснояружской средней общеобразовательной школе № 2 поселкового типа.
Краткая характеристика класса. Анализируя социальный паспорт класса можно сказать о том, что в классе обучаются 24 человека. В основном это дети рабочих и служащих бюджетных организаций.
1. Информация об опыте…………………………….. 3
2. Технология опыта…………………………………. 8
3. Результативность опыта…………………………...13
4. Библиографический список……………………….15
5. Приложение к опыту………………………………16
МОУ
« Краснояружская
средняя общеобразовательная
школа №2»
«Трудовое обучение в начальной школе,
как средство, направленное на развитие навыков
самоорганизации,
самовоспитания, взаимовыручки»
Тамара Николаевна
МОУ «Краснояружская СОШ №2»
Краснояружский район
2008 год
Содержание:
1. Информация об опыте…………………………….. 3
2. Технология опыта…………………………………. 8
3.
Результативность опыта……………………
4.
Библиографический список………………
5.
Приложение к опыту………………………………
1.
Опыт работы описан по результатам работы на первой ступени обучения в Краснояружской средней общеобразовательной школе № 2 поселкового типа.
Краткая характеристика класса. Анализируя социальный паспорт класса можно сказать о том, что в классе обучаются 24 человека. В основном это дети рабочих и служащих бюджетных организаций. 28 родителей работают в бюджетных организациях, 13 человек – рабочие, 3 не работают. В условиях современных рыночных отношений в семьях зачастую переоцениваются духовные и моральные ценности. Родители стремятся как можно больше заработать, чтобы обеспечить «достойную» жизнь собственным чадам. Поэтому выполнение каждодневных трудовых обязанностей перекладывается на автоматические стиральные машины, микроволновые печи, кухонные комбайны, моющие пылесосы и другую бытовую технику. Желание облегчить жизнь себе и своим детям приводит к несформированности у детей трудовых умений и навыков. Родители недооценивают роль труда в формировании самостоятельности, активной позиции по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе (самообслуживание), об окружающих (взаимопомощь). Поэтому при поступлении детей в первый класс обнаружился разный уровень сформированности трудовых умений и навыков. Одни первоклассники владеют навыками по самообслуживанию (умеют обслужить себя в процессе гигиенических процедур, подготовить всё необходимое для урока, убрать за собой), оказывают взаимопомощь (завязать шнурок товарищу, застегнуть однокласснику пуговицу, помочь учительнице полить цветы), другие наоборот ждут помощи от одноклассников и учителя. Организация уроков трудового обучения в начальной школе способствует формированию трудовых умений и навыков, таких как самоорганизация, самовоспитание, взаимопомощь, необходимых для личностно-ориентированного обучения в школе.
Условия возникновения, становления опыта.
Самая главная проблема уроков практического труда – это проблема их смысла в общеобразовательной школе. Большинство учителей не считают нужным и обязательным их проведение именно потому, что крайне низко оценивают возможности этих уроков. К сожалению, к подобной низкой оценке этих уроков подчас «подталкивают» и некоторые из действующих учебных программ и пособий по ним.
Как утверждает современная психология и педагогика, изъятие из учебных планов общеобразовательной школы практических видов труда может обернуться для детей настоящей катастрофой и будет иметь для их общего развития самые пагубные последствия. Ведь смысл этих уроков вовсе не в том, чтобы научить школьников шить, вырезать или склеивать из бумаги игрушки. Уроки труда необходимы для полноценного развития школьника, включающего в себя и развитие таких важных навыков, как самоорганизация, самовоспитание, взаимовыручка.
Уроки труда должны занять в школе такое же важное место, как и любые другие. Эта проблема и является причиной возникновения и становления опыта.
Актуальность данного опыта заключается в том, что потребность трудиться – одна из самых жизненных потребностей современного человека. Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребёнок осознаёт себя как член коллектива. Трудолюбие – это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребёнок стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя – свои усилия, своё имя. Участие детей в бытовом, общественно полезном труде необходимо для воспитания многих важных черт характера ребёнка. Дети одержимы стремлением к деятельности, творчеству.
Участие ребёнка в общественно полезном труде направляет это стремление в нужное русло, отвлекает от безделья, бесцельных, легкомысленных поступков. Труд воспитывает самостоятельность, развивает прилежание, внимание и настойчивость, приучает к точности и аккуратности, поддерживает в детях бодрое и серьёзное настроение, благоприятное для воспитательного воздействия на них, внушает детям уважение к труду. Трудовая деятельность способствует умственному развитию ребёнка. В процессе труда формируются такие необходимые школьнику умственные качества, как любознательность, внимательность, умение сравнивать и обобщать, делать выводы и умозаключения. Труд представляет широкую возможность для развития творческого воображения, смекалки, выдержки. В процессе труда ребёнок узнаёт многое об окружающих его предметах и явлениях, их качествах и свойствах. Труд в природе позволяет познакомить детей и уточнить их знания о растениях и животных, об их повадках и условиях жизни, о сельскохозяйственном труде. В труде совершенствуется деятельность двигательного, зрительного, кожного, слухового анализаторов, что, в свою очередь, способствует более тонкому восприятию ребёнком формы, цвета, величины предметов.
Труд является действенным средством нравственного воспитания. Как говорит народная мудрость, у человека портятся голова и сердце, если он не знает, чем занять руки. В труде воспитываются трудолюбие, уважение к труду других людей. Формируются такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Трудясь, ребёнок учится самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность, выделять главное, «проектировать», предвидеть результаты своей работы. В труде воспитываются дружеские взаимоотношения, желание выручить товарища, прийти на помощь, чувство коллективизма. Коллективный труд на уроке трудового обучения создаёт благоприятные условия для того, чтобы ученик почувствовал себя членом ученического коллектива, осознал свою неразрывную связь с ним. Такой труд даёт возможность ребёнку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.
Ведущей педагогической идеей опыта является то, что в условиях личностно-ориентированного начального образования актуально формирование именно умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности), формируют самосознание, самовоспитание, содействуют развитию взаимопомощи, взаимовыручки и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников.
Противоречия
Работа по теме опыта сложилась с момента обнаружения контингента учащихся, не способных самостоятельно организовать свой труд, планировать свою деятельность, работать собранно, ритмично, вступать в межличностные отношения и продолжалась в течение 4лет обучения на начальной ступени обучения.
Диапазон применения опыта достаточно широк. Предложенные формы и методы работы могут использоваться не только педагогами начальной школы, но и учителями среднего звена на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Новизна опыта заключается в том, что при организации коллективных работ на уроках трудового обучения не исключается прямое общение между детьми. Учащиеся могут подходить друг к другу, обмениваться мыслями, делиться материалом, оказывать взаимопомощь.
Теоретическая база опыта
Учебные затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Проведённые исследования показали, что одной из причин учебных затруднений детей является несформированность умений самоорганизации учебной деятельности требуемого уровня. Только 40% обследованных детей к окончанию начальной школы хорошо определяют цель выполняемого учебного задания, 41% - умеют планировать его выполнение, 88% - успешны в целесообразном выполнении учебного
задания, 64% учеников умеют контролировать ход и результаты выполнения учебного задания и 54% - оценить ход и результаты выполнения учебного задания. Таким образом, можно говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников обозначенных умений. Под умениями самоорганизации учебной деятельности будем понимать такие, посредством которых субъект самостоятельно упорядочивает и согласует процесс решения учебных заданий, соответствующий этапам структуры организации деятельности: целеопределению, планированию, выполнению, контролю, оцениванию.
Умения самоорганизации учебной деятельности включают: определение цели выполнения учебного задания; планирование выполнения учебного задания; целесообразное выполнение учебного задания; контроль хода и результатов выполнения учебного задания; оценивание хода и результатов выполнения учебного задания.
В российской дидактике 50-х годов хх в. умения самоорганизации учебной деятельности исследуются как элементы культуры познавательной деятельности школьников. (С. В. Бардин, Г. Г. Граник, И. Я. Лернер, В. О. Пунский и др.)
С 60-х годов умения самоорганизации рассматриваются через системное описание научной организации труда школьников. (Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, В. П. Зинченко, И. П. Раченко, Б. А. Русаков и др.)
С 70-х годов умения самоорганизации описываются как компоненты учебной деятельности. П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.)
В начале 21 в. умения самоорганизации учебной деятельности, являясь структурным элементом содержания начального общего образования, включены в структуру универсальных умений и ключевой учебно-познавательной компетенции школьников. (В.А. Дёмин, Э. Ф. Зеер, В. В. Краевский, В. В. Сериков, А. Н. Тубельский, А. В. Хуторской, В.М. Шепель и др.)
В
образовательном стандарте
преобразовании своей личности – важнейшая цель обучения и воспитания. В статье «Психологическая наука и дело воспитания» С. Л. Рубинштейн
писал: «Педагогический процесс, как деятельность учителя формирует развивающуюся личность ребёнка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребёнка, а не подменяет её». Формирование личности происходит, главным образом, в процессе собственной деятельности, его собственных поступков. Учёт роли самого ребёнка в формировании его личности необходимо ещё потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно больше.
Большое
внимание в школьной практике уделяется
развитию навыка взаимопомощи. Именно
на уроках труда возникают ситуации,
требующие развития умений взаимодействовать:
работать вместе, оценивать и быть внимательным
к работам одноклассников в группах, в
коллективе, помогать друг другу советом
и делом, то есть становлению межличностных
отношений. Развитию межличностных отношений
младших школьников способствует использование
на уроках трудового обучения коллективных
форм работы. На формирование отношений
учащихся в классе оказывают влияние многие
факторы: индивидуальные особенности
каждого члена коллектива, оценивание
его со стороны учителя и сверстников,
содержание выполняемой деятельности
и условия, в которых она осуществляется,
способы организации общения и взаимодействия.
Современный стиль работы преподавателя
также требует учёта свойств нервной системы
учеников. В педагогической литературе
и школьной практике приняты две формы
коллективной работы – фронтальная и
групповая. Первая предполагает совместные
действия всех учащихся класса под руководством
учителя; вторая – учащиеся работают в
группах из 3 – 6 человек или в парах. Задания
для групп могут быть одинаковыми или
разными. Фронтальную форму работы хорошо
использовать на первых порах, так как
дети ещё не привыкли работать в коллективе
и межличностное общение ещё весьма затруднительно.
При фронтальной форме работы ведущая
роль принадлежит учителю. Именно он учит
детей общению, взаимопомощи, прививает
им коммуникативные умения. В дальнейшем,
когда учащиеся уже научатся общаться
и работать в коллективе, можно вводить
другую форму коллективной работы – групповую.
При формировании творческих групп учитель
должен исходить из уже имеющихся данных
об учащихся и