Трудовое обучение в начальной школе, как средство, направленное на развитие навыков самоорганизации, самовоспитания, взаимовыручки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:50, доклад

Описание

Опыт работы описан по результатам работы на первой ступени обучения в Краснояружской средней общеобразовательной школе № 2 поселкового типа.
Краткая характеристика класса. Анализируя социальный паспорт класса можно сказать о том, что в классе обучаются 24 человека. В основном это дети рабочих и служащих бюджетных организаций.

Содержание

1. Информация об опыте…………………………….. 3
2. Технология опыта…………………………………. 8
3. Результативность опыта…………………………...13
4. Библиографический список……………………….15
5. Приложение к опыту………………………………16

Работа состоит из  1 файл

«Трудовое обучение в начальной школе,.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 

3.Технология опыта

                                                                                                                                    .                                                                                                                                                                                                                              

Формы работы, применяемые при организации трудовой деятельности: фронтальная, групповая, дидактическая игра, взаимообучение.

Все  методы и приемы  обучения на уроках трудового обучения , как правило,  представляют  собой комплексную последовательность  учебных действий  учителя и учащихся.

   Наиболее  приемлемым методом обучения   в начале обучения является:

  • объяснительно-иллюстративный. Наиболее частое использование данного метода в учебном процессе можно объяснить тем, что уровень развития навыков самоорганизации, самовоспитания, самоконтроля  является недостаточным и преподнесение учебного материала с опорой на зрительные анализаторы является оптимальным для данного периода обучения детей.

   По  мере продвижение детей в развитии используется:

 
 
 
  • частично-поисковый  метод. Элементы данного метода используются с с середины 1 года обучения, использование в полном объеме целесообразно в 3,4 классе.

   При успешном овладении учащимися базовых  предметных знаний реализуется:

  • метод проблемного обучения. Использование данного метода наиболее полно решает задачи преемственности обучения начального и среднего звена. Так как, умение самостоятельно работать с информацией, овладение творческой деятельностью является необходимой составляющей самостоятельной учебной работы в среднем звене.
 

      Реализация  поставленных задач осуществляется мной через содержание программы  и календарно-тематическое планирование по трудовому обучению, разработанное, исходя из возможностей учебного учреждения и количества учебных часов, отведённых  базисным  планом   ( Приложение №1), которое включает:

-сельскохозяйственный  труд;

-технический  труд;

-бытовой  труд;

-основы  художественной обработки различных  материалов;

-обработку  ткани и бумаги;

       На уроках по сельскохозяйственному  труду, начиная с 1 класса, учащиеся знакомятся с технологией выращивания  овощных,  цветочно-декоративных  растений, правилами и приёмами сбора и хранения семян, с видами осенних работ на пришкольном участке. Формируются и совершенствуются знания детей по уходу за комнатными растениями. Учащиеся принимают активное участие в выращивании комнатных растений, постановке опытов, позволяющих выявить потребность растений в воде, тепле, свете.

      Содержание  уроков по сельскохозяйственному труду  обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание её охранять и преумножать её красоту.

      Уроки сельскохозяйственного труда  способствуют развитию навыков самоорганизации, самовоспитания, которые определяют успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

      Приведу пример, как может разворачиваться  самоорганизация учебной деятельности второклассника на уроке трудового  обучения по теме «Правила ухода за комнатными растениями», получившего задание по уходу за комнатным растением.

      Чтобы осознать цель этого задания, ученик должен вспомнить о своих наблюдениях  за растением, активизировать в памяти правила ухода за данным растением, исходя из имеющихся у него представлений  о его индивидуальных климатических особенностях. Ученик убеждается, что знает это растение,  как его поливать, как убрать пыль с листьев, насколько

 

глубоко нужно взрыхлить землю, нуждается  ли растение в дополнительном опрыскивании, где его разместить. Когда ученик уверен, что знает, как ему выполнить задание, то осознаёт цель этого задания. Планируя выполнение задания, ученик определяет порядок операций. Происходит выстраивание последовательности операций: организация рабочего места, уход за растением:   рыхление   почвы,   полив,   удаление   сухих   листьев   и   пыли,

 опрыскивание, мытьё поддонов и вазонов, уборка  рабочего места. Обдумывая операцию  исполнения в действии планирования, учащийся определяет рациональный  способ выполнения задания и  для себя решает, что лучше сделать сначала. Выполняя операции по уходу за растением, постоянно соотносит имеющиеся знания с практическим  применением. Стремится получить результат, выполнить задание до конца. Умение осуществлять запланированные действия является сложным учебным действием. На этапе ориентирования, планирования и выполнения действий ученик осуществляет контроль и оценку хода собственной деятельности. После сопоставления полученных результатов с «образцом» ученик может испытывать чувство удовлетворения, радости от ощущения собственного успеха, если не находит в совершённой деятельности ошибок, недочётов; может испытывать чувство разочарования, неудовлетворения, отчаяния, если обнаруживает   какие-либо  недостатки  в совершённой  деятельности.       

 Контрольно- оценочные действия позволяют ученику осознать её ход: как я выполнял задание, что у меня получилось, что вызвало затруднения?

      Приведённый мной пример самоорганизации второклассником  учебного задания позволяет убедиться, что ученик применяет ориентировочную основу организации учебной деятельности для осуществления учебного задания. 

      Особое  место в  содержании программы  занимает технический труд. На уроках ученики  работают с конструктором, изготавливают поделки и аппликации из бумаги и картона. Дети осваивают разные способы обработки  материалов, учатся пользоваться простейшими ручными инструментами и выполнять практические операции, приобретают привычку самостоятельно экспериментировать с  материалами, работать творчески, безбоязненно. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приёмами обработки других материалов.

      На  базе тех или иных практических действий школьники осуществляют серьёзную  умственную и эмоциональную деятельность и развивают важнейшие познавательные процессы и способности, в первую очередь ощущение, восприятие, внимание, воображение, мышление. Ученики не просто изготавливают поделки и «набивают руку» на обработке материалов, а    всякий    раз   осуществляют   активную     познавательную  деятельность.

( Приложение  №2 )

      Чтобы все поставленные задачи решались на высоком уровне, с первых уроков обращаю самое серьёзное внимание на развитие у детей навыков самоорганизации, взаимовыручки. Приучаю к тому, чтобы  своевременно и 

 
 

тщательно подготавливали к уроку всё необходимое, а во время урока постоянно поддерживали порядок на рабочем месте, оказывали друг другу

помощь. С самого начала слежу за тем, чтобы  дети правильно выполняли все  операции. Время, затраченное на развитие навыков самоорганизации, формирование межличностных отношений очень быстро окупается. И наоборот, отсутствие должного внимания к этим вопросам  сделает уроки малопродуктивны        лишёнными       радости        совместного            труда.

Значительное  место на уроках трудового обучения занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством,  рабочими профессиями. Моделирование и конструирование позволяют младшему школьнику познать мир техники, развивают конструкторские способности, техническое мышление, способствуют познанию окружающей действительности, расширяют политехнический кругозор.  Занятия по техническому моделированию предоставляют широкие возможности для дифференциации учебной деятельности учащихся. Это проявляется в выборе объектов конструирования, адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей.

      Уроки   оригами являются отличным упражнением  для развития ассоциативного мышления, требуют большой сноровки, точности изготовления эскиза и знания техники выполнения работы. Изготовление красочных  поделок из бумаги  приёмами многократного складывания и сгибания  - увлекательное и полезное занятие для школьников. Образы знакомых предметов эстетически осмысливаются  детьми. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдалённо напоминают те или иные предметы, это не мешает ребёнку узнавать их, дополняя в воображении недостающие части. Уроки требуют от учащихся высокой  самоорганизации, дисциплинированности, концентрации внимания.

3. Содержание раздела «Бытовой труд» предусматривает первоначальное ознакомление учащихся с приёмами обработки ткани, приёмами шитья, разметки с помощью мела, элементами самообслуживания (мелкий уход и ремонт одежды), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью в классе. Организация  уроков, включённых в раздел «Бытовой труд», требует не только от учителя  мастерства  и  умения  организовать  работу детей с ножницами, иглами, но и от детей  навыков  самоорганизации,  дисциплинированности. ( Приложение №3 )

    Поэтому на  уроках особое место уделяю технике  безопасности труда в обращении  с инструментами.  Рифмовки, используемые мной на уроках, помогают младшим школьникам запоминать и выполнять правила организации рабочего места и безопасной работы с ножницами, иглами, клеем и другими инструментами.  ( Приложение№4 )

4. Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включают овладение учащимися простейшими способами и приёмами работы с  пластилином ( Приложение №5), природным материалом (семена, листья, веточки, шишки, орехи, жёлуди, солома, мох), имеет

направленность  на приобщение детей к различным  видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников. В процессе работы с природным материалом  ребёнок сближается с природой, входит в её мир, учится быть заботливым, бережливым. Встречи с природой расширяют представления, совершенствуют умение детей внимательно вглядываться, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. На уроках трудового обучения с природным материалом  совершенствуются навыки самоорганизации, так как дети планируют свою работу, опираясь на материал,   заготовленный   ими  на прогулке,  во   время   экскурсий, дома.

( Приложение  №6 )

      На уроках по изготовлению поделок из природного материала часто использую  коллективную форму труда, что способствует развитию межличностных отношений. Дети учатся взаимодействовать, работать вместе, оценивать и быть внимательными к работам друг друга в группе, оказывать взаимопомощь, что способствует самовоспитанию, так как ученики, работая вместе,  должны уметь уступать друг другу, поделиться имеющимся у них природным материалом, помочь товарищам в организации      рабочего    места     и    выполнении       задания.   А   это требует   таких    составных   самовоспитания, как соподчинение мотивов, волевые усилия, дисциплинированность.

    Успешность  наших коллективных работ во многом зависит от правильно подобранных участников творческих групп. Если состав творческой группы будет подобран  неверно, то формирование межличностных отношений будет затруднительным. Работа может быть сделана и в срок, но ученики могут и не обмениваться мнениями,  не принимать совместные решения, не оказывать друг другу помощь. При проведении коллективных работ на уроках стремлюсь активизировать как можно больше возможностей  и способностей учащихся; вовлечь всех в общение и взаимодействие. Исключая прямое общение между детьми во время урока (запрещая им переговариваться, подходить друг к другу, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребёнка гораздо более беспомощным, незащищённым, несостоятельным, а потому в наибольшей степени зависимым от учителя, склонным во всём подражать педагогу и не искать собственной точки зрения. В таком случае развития навыков самовоспитания  не происходит.

    Практика  показывает, что основной причиной, сдерживающей развитие у  учащихся навыков самоорганизации, самовоспитания, взаимопомощи является длительная и чрезмерная опека их в семье.   Поэтому большую работу   провожу с родителями  по проблеме формирования трудовых умений детей в семье, раскрывая необходимость формирования у детей потребности выполнения трудовых обязанностей в семье, проявления заботы об окружающих.  Провожу тематические   родительские   собрания

( Приложение №7 ), классные часы ( Приложение №8), анкетирование детей и родителей по проблеме (Приложение №9), даю рекомендации по формированию у детей положительного отношения к труду (Приложение №10).

 

                                       Результативность опыта

 

Мониторинг  учебной деятельности

Информация о работе Трудовое обучение в начальной школе, как средство, направленное на развитие навыков самоорганизации, самовоспитания, взаимовыручки