Устройство и основы технологических планировок в магазинах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно, особенно в районах с плотной застройкой. Поэтому в городских условиях преобладает строительство многоэтажных магазинов. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а иногда и торговые залы (например, в подземном этаже универмага может размещаться отдел по продаже продовольственных товаров) [8, c.245]

Содержание

1 Устройство и основы технологических планировок в магазинах различных типов. Рекомендации по размещению отделов в магазинах различных типов……………..3
2 Прогрессивные технологии товародвижения в торговле…………………………...22
3 Список использованной литературы…………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Технология.docx

— 90.02 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Технология, техническое оснащение и проектирование предприятий отрасли»

Вариант №7

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                     

Студентка гр.  ЭУс-111       

  Богатырева Анастасия

Анатольевна                                                                                         

Проверил:

Берсенев И.И.

 

 

 

Кемерово 2013

Содержание:

1 Устройство и основы технологических  планировок в магазинах различных  типов. Рекомендации по размещению  отделов в магазинах различных  типов……………..3

2 Прогрессивные технологии товародвижения  в торговле…………………………...22

3 Список использованной литературы…………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Устройство и  основы технологических планировок  в магазинах различных типов

 

Основными признаками, по которым  классифицируют торговые здания и сооружения, являются:

капитальность сооружения;

особенности объемно-планировочного решения;

материал наружных стен.

По капитальности все  торговые здания и сооружения делятся  на два вида - капитальные (предназначены  для размещения магазинов) и облегченные (для устройства мелкорозничных торговых предприятий, в том числе используемых в качестве филиалов крупных магазинов).

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения торговые здания могут быть отдельно стоящими, встроенными, встроено-пристроенными, пристроенными и образующими  торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с  цокольными и подземными этажами  или без них.

Магазины, расположенные  в одноэтажных зданиях без  подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость  устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно, особенно в районах с плотной  застройкой. Поэтому в городских  условиях преобладает строительство  многоэтажных магазинов. Наличие подземных  и цокольных этажей позволяет  разместить в них технические  помещения, а иногда и торговые залы (например, в подземном этаже универмага может размещаться отдел по продаже  продовольственных товаров) [8, c.245]

По материалу наружных стен торговые здания подразделяют на каменные, кирпичные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные. При строительстве магазинов в настоящее время наиболее часто используют сборные железобетонные каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных материалов.

Все большее распространение  получает и строительство павильонов, представляющих собой быстровозводимые конструкции с двойным остеклением  из прозрачного, тонированного или  зеркального витринного стекла. Их собирают из конструктивных элементов, изготовленных из профилированных  стали или алюминия и других современных  высокотехнологических материалов. Павильоны могут быть одноэтажными или двухэтажными, а их конфигурация - прямоугольной, круговой, многогранной. Отделка их внешнего вида и интерьера также отличается разнообразием.

Торговые здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-техническим  требованиям.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, при котором обеспечивается рациональная организация торгово-технологического процесса, предусматривающая возможность  комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение прогрессивных методов  продажи товаров.

Архитектурно-строительными  требованиями предусматривается прочность  конструкции здания, использование  при строительстве готовых элементов  заводского изготовления, соответствие архитектуры здания композиции уже  имеющейся застройки, наличие удобных  подземных путей к магазину и  тротуаров для пешеходов.

В соответствии с экономическими требованиями и должно быть обеспечено снижение затрат на строительство и  эксплуатацию здания, Этому способствует уменьшение расхода основных строительных материалов на единицу торговой площади  или объема здания, применение унифицированных  деталей.

Санитарно-технические требования определяют устройство системы теплоснабжения, отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, освещения, Соблюдение этих требований позволяет создать условия  для осуществления операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается на работе персонала, способствует повышению качества обслуживания покупателей. [8, c.246]

Особые требования предъявляются  к генеральному плану и благоустройству  участка, на котором размещен магазин.

Функциональная сторона  генерального плана должна предусматривать  зону для посетителей и хозяйственную  зону.

Зона для посетителей  предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; паркинга индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организаций базаров.

Для подъезда автомашин с  товарами, их маневрирования, а также  для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона. Как  правило, от основной зоны она отделяется линией озеленения или тротуаром. Не рекомендуется устройство дворов и  надворных построек. В хозяйственной  зоне могут размещаться и технические  сооружения (пожарные резервуары и  т.п.).

Магазин должен располагать  комплексом помещений, необходимых  для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Состав и размеры помещений  зависят от типа магазина и его  общей площади.

Совокупность помещений  магазина в соответствующей их взаимосвязи  составляет его технологическую  планировку. По функциональному назначению помещение подразделяют на следующие  группы: [9, c.418]

1) торговые;

2) для приемки, хранения  и подготовки товаров к продаже;

3) подсобные;

4) административно-бытовые;

5) технические;

Торговые помещения являются основными в магазине. От размеров, пропорций и планировки помещений  этой группы во многом зависят организация  торгово-технологического процесса в  магазине и экономические показатели его деятельности. К таким помещениям относятся:

торговые залы магазинов;

отдел заказов;

зал кафетерия;

помещения или площади  дополнительного обслуживания покупателей (места отдыха покупателей, помещения  для раскроя тканей, мелкой переделки  швейных изделий и др.)

Состав и размеры площадей неторговых помещений определяются в соответствии со строительными  нормами и правилами в зависимости  от величины магазина (торговой площади) и его специализации (типа).

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже  также имеют большое значение для обеспечения бесперебойного торгово-технологического процесса в  магазине, В эту группу входят следующие  помещения:

разгрузочные;

приемочные;

кладовые (в том числе  охлаждаемые камеры);

для подготовки товаров к  продаже;

кладовые, фасовочные, комплектовочные  отдела заказов;

вспомогательные помещения  кафетерия.

Подсобные помещения выполняют  вспомогательную функцию в магазине, по при этом создают оптимальные условия для его работы. К ним относятся:

помещения для хранения контейнеров  обменного фонда и тары, упаковочных  материалов, инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств;

помещения для приема стеклянной тары от населения;

моечные;

камеры для мусора и  охлаждаемые камеры пищевых отходов;

мастерские для мелкого  ремонта оборудования и инвентаря;

рекламно-декорационные  мастерские;

экспедиции по доставке товаров  на дом и др.

В группу административно-бытовых  помещений входят:

помещение аппарата управления;

комната персонала;

предприятия питания для  персонала (столовая, буфет);

помещения для приема пищи;

главная касса;

гардеробные;

душевые и др. [8, c.248]

Состав технических помещений  зависит от климатического района, в котором расположен магазин, а  также уровня механизации, величины и товарного профиля магазина. Технические помещения включают в себя:

машинные отделения охлаждаемых  камер и лифтов;

вентиляционные камеры;

электрощитовую;

котельную;

тепловой узел;

камеру кондиционирования  воздуха;

радиоузел;

телефонные коммутаторы  и др.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими  путями, исключались пересечения  движения потоков товаров и покупателей. Кроме того, должна предусматриваться  такая планировка магазина, которая  позволяла бы увеличивать площадь  торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно  тары-оборудования площадь торгового  зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.

Таким образом, при осуществлении  планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

разгрузочные (платформы  или помещения) должны примыкать  к помещениям для приемки товаров;

помещения для приемки  следует располагать так, чтобы  обеспечивались кратчайшие связи между  ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;

помещения для хранения товаров  не должны быть проходными, их размещают  в непосредственной близости от помещений  для подготовки товаров к продаже;

помещения для хранения товаров  и подготовки к продаже должны быть непосредственно связаны с  соответствующими отделами торговых залов  и располагаться на одном уровне;

служебные и бытовые помещения  располагают таким образом, чтобы  обеспечивалась необходимая связь  между этой группой помещений  и другими неторговыми и торговыми  помещениями;

взаимное расположение служебных  и бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для  отдыха и приема пищи);

помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например: мелкие помещения  для хранения товаров объединять в одно; в небольших магазинах  выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже). [8, c.248]

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как  правило, занимает большую долю в  общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные дополнительные услуги покупателям. [9, c.421]

Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать  его функциям и разрабатываться  с учетом следующих требований:

обеспечения рациональной организации  торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;

создания условий для  механизации трудоемких процессов  обслуживания покупателей;

удобного для покупателей  размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;

эффективного использования  площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

обеспечения рационального  размещения и максимальной видимости  выложенных товаров;

создания условий экономичности  и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространенными  являются торговые залы прямоугольной  конфигурации с пропорциями сторон от 1: 1 до 1: 3. Подобная конфигурация торгового  зала обеспечивает оптимальные условия  для организации продажи товаров  такими современными методами, как  самообслуживание, продажа товаров  по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации  торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет  покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки  в минимальные сроки, создает  условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих  зданиях, имеют пропорции ближе  к квадрату (1: 1; 1: 1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной  с точки зрения перечисленных  выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1: 10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка  колонн. Чем больше расстояния между  колоннами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового  оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового  зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка  колонн 6х6, 6х9, 6х12 м, но она может  быть увеличена до 18, 24 м и более.

При планировке торгового  зала важную роль играет правильная организация  потоков покупателей, которая зависит  от размещения входов и выходов, расстановки  торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

Информация о работе Устройство и основы технологических планировок в магазинах