Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа
Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно, особенно в районах с плотной застройкой. Поэтому в городских условиях преобладает строительство многоэтажных магазинов. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а иногда и торговые залы (например, в подземном этаже универмага может размещаться отдел по продаже продовольственных товаров) [8, c.245]
1 Устройство и основы технологических планировок в магазинах различных типов. Рекомендации по размещению отделов в магазинах различных типов……………..3
2 Прогрессивные технологии товародвижения в торговле…………………………...22
3 Список использованной литературы…………………………………………………33
Товары дорогие, пользующиеся традиционно постоянным спросом, приобретаемые по заранее намеченному плану, не торопясь (например, мебель, предметы для украшения интерьера, бытовые электроприборы), обычно размещают в самых дальних зонах и помещениях магазина. Покупатели за такими товарами пройдут и в отдаленные участки.
Некоторые отделы необходимо размещать
поблизости один от другого, чтобы они
продавали сопутствующие,взаимо
Товары с высокой оборачиваемостью располагают таким образом, чтобы их непременно увидели посетители магазина. Чаще всего эти участки размешают у входов и выходов из магазина. Например, женские чулки и колготки почти всегда продают в зонах, где потоки покупателей наиболее интенсивны, на первом этаже, неподалеку от входов в магазин, а не на втором и последующих этажах, где обычно размещают женскую одежду и другие предметы женского туалета.
Сезонные товары размещают на тех участках торговой площади, где удобно быстро заменять выкладку и демонстрацию товаров, приспосабливаясь к сезонным изменениям.
Традиционную планировку торгового зала в значительной степени изменило тематическое предложение товара, при котором товары разделяются и объединяются не традиционно по товарным группам (обувь, ювелирные изделия и т.д.), а по характеру пользования этими товарами, потребительским комплексам (например, «Подарки женщинам от мужчин»).
К формированию товарных отделов и
секций, как и вообще к планировке
и дизайну магазина, следует подходить
с точки зрения покупателей, т.е.
стремясь максимально удовлетворить
требования и запросы тех потребителей,
на которых главным образом
Планировка в значительной степени зависит также от применяемых магазином форм продажи. В торговом салоне, ориентированном на индивидуальную форму продажи, может вообще не быть торгового инвентаря или выкладки товаров. Салон может походить на обычную гостиную, отделанную богато и со вкусом. Здесь могут быть диваны, кресла, бары и столики для коктейлей; стены изысканно декорированы. Покупатели сидят в креслах, образцы товара для показа приносят в салон. Однако во многих магазинах сама планировка такая, что она направляет покупателя, заставляет его обходить выложенный или демонстрирующийся товар, искать, осматривать нужные ему продукты и вещи, принимать решения о покупке; при этом планировка подсказывает и направление движения покупателей. Такая планировка характерна для супермаркетов.
Какие бы формы торговли ни применялись, они оказывают влияние на размещение кассовых кабин, контрольно-кассовых прилавков, рабочих мест продавцов и других торговых работников, на размещение товарных отделов и секций и вообще на всю планировку розничного магазина в целом.
2 Прогрессивные технологии товародвижения в торговле
Процесс доведения товаров
от предприятий-изготовителей
С этой целью должны определяться
наиболее благоприятные потоки и
направления движения товаров, более
экономичные виды транспорта для
перевозки товаров из мест производства
в места потребления и должна
создаваться соответствующая
Процессы товародвижения и товароснабжения состоят в пространственном перемещении товаров, включающих комплекс организационно-экономических и коммерческих операций.
Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.
Она включает в себя формирование партий товаров, их отгрузку, перевозку различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную сеть. Как видно из их содержания, процессы товародвижения составляют частично коммерческую работу, а частично — продолжение процесса производства в сфере обращения.
Процессы товародвижения и товароснабжения имеют общие цели и задачи, но отличаются определенной сферой своего распространения.
Товароснабжение розничной торговли охватывает систему мероприятий, представляющих собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Оно включает в себя следующие процессы: закупку, доставку, приемку и хранение, подготовку и продажу. Такое разграничение этих процессов делает различным содержание их организационно-экономических и коммерческих операций.
Процессы товародвижения и товароснабжения должны быть рационально организованы, что предполагает:
Факторы влияния и принципы товародвижения
На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:
Производственные факторы
К числу производственных факторов относятся следующие:
Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.
Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказываетспециализация производственных предприятии на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Это особенно касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.
Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.
Транспортные факторы
К транспортным факторам относятся:
В настоящее время пока
еще не все регионы имеют хорошо
При организации товародвижения большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.
Широкое использование в
процессе товародвижения тары-оборудования
позволяет не только исключить тяжелые
ручные процессы, значительно повысить производи
Гак, при использовании тары-оборудования расходы на доставку и реализацию 1 г груза снижаются на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, сокращается 8 технологических операций в торговле и 13 — на транспорте и предприятиях поставщиков, а также время на погрузку и разгрузку автомобилей — в 5 раз.
Во всех звеньях технологической
цепи товародвижения должны широко использоваться
средства механизации погрузочно-
Социальные факторы
Большое влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются:
Так, в районы с невысокой плотностью населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районы с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.
Торговые факторы
На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы:
Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием се требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно большое значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.
В значительной степени процесс
товародвижения зависит от ассортимента и
По-разному будет протекать
процесс товародвижения в зависимости
от применяемой формы снабжения
розничной торговой сети товарами.
На характер процесса товародвижения
большое влияние оказывают его
В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:
Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.
Формы товародвижения
Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.
Информация о работе Устройство и основы технологических планировок в магазинах