Устройство и основы технологических планировок в магазинах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подземных этажей, более предпочтительны: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно, особенно в районах с плотной застройкой. Поэтому в городских условиях преобладает строительство многоэтажных магазинов. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а иногда и торговые залы (например, в подземном этаже универмага может размещаться отдел по продаже продовольственных товаров) [8, c.245]

Содержание

1 Устройство и основы технологических планировок в магазинах различных типов. Рекомендации по размещению отделов в магазинах различных типов……………..3
2 Прогрессивные технологии товародвижения в торговле…………………………...22
3 Список использованной литературы…………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Технология.docx

— 90.02 Кб (Скачать документ)

Размещение входов в магазин  и выхода из него по центру торгового  зала применяют в магазинах, продажа  товаров в которых происходит через прилавок обслуживания. Это  позволяет рассредоточить покупателей  по всей площади зала. [8, c.252]

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей  был направлен против часовой  стрелки.

В магазине с отделом заказов  или кафетерием создают расширенные  тамбуры или холлы, из которых  покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина.

Всю площадь торгового  зала можно условно разделить  на:

установочную площадь;

площадь проходов для покупателей  и перемещения товаров;

площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

площадь контрольно-кассового  узла.

Установочная площадь  включает в себя площадь, занятую  торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными  товарами (холодильниками, стиральными  машинами и т.п.), размещенными в торговом зале, а также площадь, занимаемую оборудованием для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самообслуживания под  установочную площадь обычно отводится  примерно 30% всей площади торгового  зала.

Об эффективном использовании  площади торгового зала судят  по

коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:

 

Kу = Sу / Sт. з,

 

где Kу - коэффициент установочной площади;

Sу - установочная площадь магазина, кв. м.;

Sт. з. - площадь торгового зала, кв. м.

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади  из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в  таком случае будет препятствовать их свободному перемещению. [8, c.253]

Однако следует учесть, что этот показатель может измениться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как  правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под  установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь  исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и  наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К  экспозиционной площади относится  и площадь, занимаемая основаниями  крупногабаритных товаров.

Степень использования площади  торгового зала под выкладку товаров  характеризует коэффициент установочной площади. Его рассчитывают по следующей  формуле:

 

Kэксп. = Sэксп / Sт. з.,

 

где Kэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

Sэксп - экспозиционная площадь магазина, кв. м.;

Sт. з. - площадь торгового зала, кв. м.

Этот показатель зависит  от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его габаритов и  количества элементов, увеличивающих  экспозиционную площадь (полок, корзин и т.п.) Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается  соотношение, примерно равное 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей  большой высоты может привести к  ухудшению обозреваемости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями. [8, c.255]

Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации  магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные  прилавки и другое подобное холодильное  оборудование, в магазинах, торгующих  крупногабаритными товарами, и т.д.

Для свободного перемещения  товаров и покупателей часть  торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется ГОСТ Р 51773-2001 "Розничная торговля. Классификация предприятий", однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемно-транспортных средств. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового зала.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации  рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины  фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового  оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также  ширину прохода между ними, который  должен быть не менее 0,9 м.

Специально оборудованная  часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с  покупателями за товары в зонах самообслуживания магазина, в пределах которой сосредоточено  более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового  узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров - кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.

В продовольственных магазинах  на одно рабочее место контролера - кассира должно приходиться до 100 кв. м площади торгового зала, а в непродовольственных - до 160 кв. м.

При составлении технологической  планировки торгового зала большое  значение имеет рациональное использование  площади магазина за счет правильного  размещения и применения торгового  оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов  продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки. [8, c.256]

Многолетний опыт работы магазинов, осуществляющих продажу товаров  с индивидуальным обслуживанием  покупателей, определил основные, наиболее рациональные типы планировки торгового  зала. Самой распространенной планировкой  торгового зала таких магазинов  является линейное размещение рабочих  мест продавцов. В зависимости от глубины торгового зала применяются  различные варианты линейной планировки.

При глубине торгового  зала 6-7 м шкафы и прилавки размещают  в одну линию, вплотную к стене, отделяющий торговый зал от подсобных помещений. Если глубина торгового зала превышает 8 м, рабочие места продавцов могут  быть размещены вдоль двух или  трех стен.

Линейная планировка торгового  зала получила широкое распространение, так как она обеспечивает приближение  рабочих мест продавцов к кладовым, что сокращает затраты труда по перемещению товаров в торговый зал; дает возможность пополнения товарных запасов в часы работы магазина, не создавая неудобств для покупателей, и возможность перемещать продавцов.

Выбор варианта линейной планировки рабочих мест зависит не только от размера и формы торгового  зала; необходимо соблюдать также  следующее требование: площадь, занятая  рабочими местами продавцов, не должна превышать 40% площади торгового зала.

Кассовые кабины следует  размещать по фасадной линии торгового  зала, а не по линии оборудования рабочих мест продавцов, что неудобно как кассирам, так и продавцам. Оптимальная глубина и ширина кассовых кабин 1,5 м. [7, c.68]

С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый расчетный узел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров одновременно всеми  находящимися в зале покупателями, позволяет им совершить комплексную  покупку, затратив на это минимум  времени.

Различают три варианта линейной планировки:

продольную, при которой линии торгового оборудования выстроены вдоль торгового зала;

поперечную, когда оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;

комбинированную, сочетающую в себе и продольную, и поперечную планировки.

Продольная линейная планировка применяется, если торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При  большой глубине торгового зала целесообразно использовать поперечную или комбинированную планировки.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового  зала на изолированные друг от друга  отделы (боксы). При этом каждый отдел  имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее  удобной для покупателей, совершающих  комплексную покупку, поскольку  на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время. Боксовая планировка наиболее часто  применяется в крупных магазинах  или магазинах, расположенных в  жилых домах и имеющих вытянутые  пропорции торговых залов. Оправдано  ее применение и в магазинах с  универсальным ассортиментом непродовольственных  товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные  изделия и т.п.).

Выставочная планировка применяется  в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин  и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных  на специально отведенной площади для  показа товаров.

Смешанная планировка торгового  зала сочетает в себе различные виды планировок. [8, c.257]

 

Рекомендации  по размещению отделов в магазинах  различных типов

Различные группы товаров могут  быть организационно выделены в товарные отделы и секции. Подобное выделение, однако, вовсе не является обязательным. В пределах каждой категории, группы различают товары повседневного  спроса и товары, рассчитанные на импульсивную покупку. Значительная часть ассортимента в большинстве магазинов относится  к товарам повседневного спроса. Это значит, что покупатели затем  и приходят в данный магазин, чтобы  выбрать и купить те или иные из этих товаров, потому что они в  таких товарах повседневно нуждаются.

Однако многие магазины основную часть  прибыли получают от товаров, рассчитанных на импульсивную покупку. Потребитель  заранее не намечает, не планирует  приобрести такие товары. Увидев товар  в магазине, заинтересовавшись им, потребитель совершает импульсивную покупку. Продаже товаров импульсивного  спроса способствует продуманная планировка, при которой они размещаются  согласованно с соответствующими товарами повседневного спроса. При этом размещение отделов, секций в значительной степени  определяется их количеством и общей  площадью магазина. В небольших магазинах  с малым числом отделов проблема их взаимного размещения разрешается  проще. Однако в очень крупных  магазинах может быть 100 и более  товарных отделов, секций.

Факторы учитываемые при принятии решения о размещении отделов:

-   величина площади магазина и конфигурация помещений;

-   специфические особенности покупательских контингентов, их навыки и привычки;

-   специфика и широта ассортимента;

-   ценность площади, которой располагает магазин.

Не вся площадь в магазине имеет одинаковую ценность. В одноэтажных  зданиях зона, непосредственно примыкающая  к фронтальной стене, и особенно участки рядом с входом в магазин  представляют наибольшую ценность. Именно отсюда начинают покупатели обход торгового  зала, здесь самый большой объем  выручки с единицы торговой площади. Чем дальше тот или иной участок  торговой площади находится от входов и выходов магазина, тем меньшую  ценность он представляет. Следовательно, к менее полезным, менее выигрышным участкам торговой площади покупателей  приходится привлекать товарами, либо чрезвычайно интересными для  них, либо, напротив, товарами повседневного  и обязательного спроса, без которых  нельзя обойтись.

В одноэтажных зданиях площадь  становится менее ценной по мере удаления от входов в торговые залы. В многоэтажных зданиях менее ценной по мере удаления от главного – первого – этажа

В одноэтажном магазине специалисты  выделяют четыре зоны, различающиеся  ценностью, или объемом товарооборота, приходящегося на единицу торговой площади. В зоне 1, непосредственно  примыкающей к передней (фасадной) стене магазина, реализуется примерно 40% всего оборота магазина. Зона 2 – следующая зона по направлению  к противоположной от входа стене  зала – дает 30% оборота. Последующие  зоны 3 и 4 дают соответственно 20 и 10% всего  оборота магазина.

Размещение товарных отделов и  секций в той или иной зоне определенного  этажа здания осуществляется в соответствии со сложившейся коммерческой практикой  и традициями, а также покупательскими  привычками и предпочтениями. Как  правило, участки под товарные отделы отводятся в зависимости от того, насколько велик объем оборота  тех или иных отделов. На менее  ценных участках размещают отделы, торгующие товарами, которые пользуются эпизодическим спросом, мало способствуют привлечению покупателей. Если же товары отдела пользуются большим спросом, такому отделу, скорее всего, будут  отведены самые ценные, самые выигрышные участки торговой площади.

При размещении отделов принимают  во внимание и специфические особенности  товаров, входящих в их ассортимент:

Товары импульсивного  спроса располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны. Установлено, что покупатели не будут специально разыскивать эти товары в торговом зале и тратить на это время и энергию.

Информация о работе Устройство и основы технологических планировок в магазинах