Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание

на тему
***Философия, ее предмет и функции.***
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Содержание

Введение
Понятие, предмет и функции философии
Общественно – исторический характер философии
Понятие научно – филосовского мировоззрения
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная философия.docx

— 40.24 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный технический университет

Факультет дистанционного образования 
 

Контрольная работа

по философии

на тему

***Философия, ее предмет и функции.*** 
 

                Выполнил:

                  студент группы ДТ-058 Татарск

                  Ананьев Сергей Петрович 

                Проверил:

                  Данилкова М. П. 

                Дата ____________ 

 
 
 
 
 
 
 
Новосибирск – 2011 
 
 

    Содержание 
 

  1. Введение
  2. Понятие, предмет и функции философии
  3. Общественно – исторический характер философии
  4. Понятие научно – филосовского мировоззрения
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В системе чрезвычайно разнообразных  знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись  в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские  школы и течения.

    Слово «философия» - греческого происхождения  и буквально означает «любовь  к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте  в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как  единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место  занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны  мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с  тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым  разнообразным областям жизни и  знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие  ответы.

    Борьба  между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии  являются законом всего многовекового  развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VII-VI вв. до н.э. философия возникла в древней  Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия  как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVI века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой  схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие  географические и астрономические  открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению  нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям  Коперника, Галилея, Джордано Бруно  наука сделала огромный шаг вперед.

    Путь  философского осмысления мира очень  сложен. Познание всегда включает в  себя частицы фантазии.

    Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней  идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины? 

    Понятие, предмет и функции философии

    Согласно  распространенному определению  философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, человека, общества и познания. Однако это определение не всегда подходит для описания особого явления  духовной культуры человечества, именуемого философией. Во-первых, не всякое философское  учение является научным. Во-вторых, в  философии существует не только чисто  познавательный аспект, но и множество  других - мировоззренческий, этический, ценностный и т.д.

    Представления о предмете философии многочисленны. Конструирование самого понятия  «философия» приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору (?ЙЙ-?Йвв. до н.э.), у  которого оно обозначало «любовь  к мудрости». Гераклит (?Й в. до н.э.) называет философом человека, занимающегося  исследованиями. В качестве определения  особой науки, направленной на познавание всего вечного, непреходящего бытия, термин «философия» начинает использовать Платон (?-Й?вв. до н.э.). Для Сократа  философия - средство познавания добра  и зла. У Аристотеля философия - исследование причин и принципов вещей. Для  эпикурейцев философия - это путь достижения счастья через познание мира. У Ф.Бэкона Р.Декарта философия - целостная наука, представленная в  понятийной форме. Гегель именует философию  наукой о всеобщем, о разуме постигающем  самого себя. Согласно А.Шопенгауэру, философия  призвана отразить сущность мира в  форме всеобщих абстрактных понятий.

    Функции философии:

    1. Мировоззренческая:философия связана  с формированием индивидуального  или коллективного мировоззрения  - системы общих представлений  о мире и человеке;

    2. Познавательная (гносеологическая): философия  связана с познанием мира и  человека;

    3. Методологическая: философия связана  с выработкой общих принципов  и методов познавательной и  практической деятельности человека;

    4. Логическая: философия связана с  осмыслением и формулированием  общих законов рационального  мышления;

    5. Ценностная (аксиологическая): философия  связана с осмыслением и обоснованием  значимости духовных ценностей  для человека и общества;

    6. Гуманистическая: философия связана  с обоснованием ценности человеческой  личности, её достоинства, прав  и свобод;

    7. Эвристическая: философия связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и с направлением научного познания;

    8. Эстетическая: философия связана  с изучением законов Красоты  и ее восприятия человеческим  сознанием;

    9. Практическая: философия связана  с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической  деятельности человека;

    10. Культуротранслирующая: философия  связана с обобщением и передачей  от поколения к поколению важнейших  достижений духовной культуры  человечества. 

    Общественно-исторический характер философии

    История не должна проходить для нас бесследно, ибо прошлое всегда так или  иначе, живет в настоящем, а настоящее  неизбежно явится составной частью будущего. Знание исторического развития философии может и должно предостеречь нас от повторения ошибок и заблуждений, свойственных мыслителям прошлого.

    Созданное Марксом материалистическое учение об обществе внесло существенные изменения  в ранее сложившееся понимание  философии. Суть этого изменения  состояла в рассмотрении философии  как особой формы общественного, исторического знания. В свете  новых материалистических взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представления об особой, сверхисторической  позиции философского разума стали  принципиально невозможными. Всякое сознание, в том числе философское, предстало как выражение исторически  изменяющегося бытия, само вплетенное в исторический процесс и подверженное различным его воздействиям. В  абстрактной, внеисторической форме  философии Маркс усмотрел симптом  определенной ущербности традиционного  философского сознания, которое в  целом он высоко ценил. Вековым представлениям о философии как автономном «царстве разума» был противопоставлен совсем иной взгляд: импульсы для теоретического мышления дает жизнь, практика; философия же должна осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеалы, цели на основе анализа этого опыта. В новом марксовом видении философия предстала, таким образом, как форма социально-исторического знания. Это относилось прежде всего к предмету философского осмысления. Общественное сознание было понято как выражение общественного бытия.

    Общественное  бытие - совокупность условий материальной жизни общества, прежде всего способ производства материальных благ и экономический  строй. Общественное бытие определяет собой общественное сознание людей. Под общественным сознанием понимаются философские, политические, религиозные  взгляды и т. п. Вопрос о взаимоотношении  общественного бытия и общественного  сознания - основной вопрос философии  применительно к общественным явлениям. Общественное бытие является первичным, определяет общественное сознание, духовную жизнь общества. Каким является бытие  общества, какими являются условия  материальной жизни общества, такими являются и идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения общества.

    В свете такого понимания предложенное ранее описание отношений человека к миру можно конкретизировать следующим  образом: человек не вынесен за рамки  мира, он - внутри него; ближайшим бытием для людей выступает общественное бытие, их отношение к природе  опосредовано общественным бытием - трудом, знанием; границы в системе «человек - общество - природа» подвижны.

    Общественные  отношения - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования  и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений  важнейшими являются производственные, экономические отношения. Производственные отношения определяют характер всех других общественных отношений - политических, правовых и т.д. Понимание зависимости  всех общественных отношений от производственных впервые позволило объяснить  действительный ход человеческой истории.

    Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных  ее подсистем - практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве, взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в рамках культурно-исторического подхода. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения.

    Рассмотрение  философии как культурно-исторического  явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей  при культурно логическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный  процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией  культурно-исторических ценностей, с  критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами корреляции многообразных  проявлений человеческой деятельности в различных исторически конкретных типах культур.

    Будучи  эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и  при разработке теории тех или  иных социальных явлений, поскольку  таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Заключая, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, К. Маркс имел в виду не фактическое описание исторического  процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории. Соответственно и философ, в отличие от историка, представлялся ему теоретиком, особым образом обобщающий исторический материал и формирующим на этой основе философско-теоритическое  миропонимание.

    С исторической точки зрения философия - не первичная, а простейшая форма  сознания. К моменту возникновения  философии человечеством был  пройден большой путь, накоплены  различные навыки действий, сопутствующие  им знания и другой опыт. Появление  философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного  на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный  в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

    Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством  в процессе общественно-исторической практики. Культура есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном этапе развития общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства и соответствующих им учреждений. В более узком смысле под культурой понимают совокупность форм духовной жизни общества, возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа производства материальных благ. В связи с этим к культуре относят достигнутый в обществе уровень в развитии образования, в развитии науки, литературы, искусства, философии, нравственности и др. и соответствующих им учреждений. Важнейшими показателями исторически достигнутого уровня развития культуры является степень применения технических усовершенствований, научных открытий в общественном производстве, культурно-технический уровень производителей материальных благ, а также степень распространения образования, литературы, искусства среди населения.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"