Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
на тему
***Философия, ее предмет и функции.***
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Введение
Понятие, предмет и функции философии
Общественно – исторический характер философии
Понятие научно – филосовского мировоззрения
Заключение
Список используемой литературы
Всякая новая культура исторически связана с культурой прошлого.
Прежде
всего, философия выявляет наиболее
общие идеи, представления, формы
опыта, на которых базируется та или
иная конкретная культура или общественно-историческая
жизнь людей в целом. Их называют
универсалиями культуры. Важное место
среди них занимают категории, к
которым относят такие
Многие
века философы считали категории
вечными формами «чистого»
В
комплексе самых общих
Философская
мысль выявляет не только интеллектуальные,
но также нравственно-
Помимо
функции экспликации «
Разработка
обобщенных идей и представлений
с самого начала входила в задачу
философии как рационально-
Философия в культуре выполняет также важную критическую функцию. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, восстающих на пути к истинному познанию, правильному действию.
По
отношению к предшествующему
и наличному культуро-
Философия
обращена не только к прошлому и
настоящему, но и к будущему. В
качестве формы теоретической мысли
она обладает мощными конструктивными
возможностями творческого
Важнейшей
функцией философии в культурно-
Анализ
важнейших функций философии
в системе культуры показывает, что
культурно-исторический подход внес заметные
изменения в классические представления
о предмете, целях, способах и результатах
философской деятельности.
Понятие научно-философского мировоззрения
Сущность
философского мировоззрения не исчерпывается
ответом на вопросы о том, что
принимается за первичное - материальное
или идеальное и признается ли
познаваемость мира. Для характеристики
любой философской системы
Диалектика - слово греческое. Древние мыслители понимали под диалектикой такой способ ведения беседы, споров, посредством которого раскрываются противоречия в суждениях собеседника, выясняется истина и уточняются понятия. Позже под диалектикой стали понимать философский метод, т.е. общие правила и средства познания окружающего мира, тот способ, с помощью которого мышление изучает данный предмет.
Диалектика рассматривает мир как единое, связанное целое. Она исходит из того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные отражения находятся во взаимной связи, в непрерывном движении и противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу, историю и человеческое мышление требует исследования изучаемого предмета во всех его связях и отношениях, прослеживания действительной истории его развития, раскрытия подлинных причин сложного и противоречивого процесса его изменения.
Метафизика тоже слово греческое. В древности оно означало учение о началах всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали понимать такой способ мышления, при котором предметы и явления рассматриваются вне их взаимной связи, как неподвижные, раз навсегда данные, лишенные внутренних противоречий.
История философии начиная с древних времен и до наших дней насыщена борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой философских взглядов, философских мировоззрений нужно видеть в конечном счете борьбу реальных общественных сил - определенных классов и социальных групп.
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют ввиду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.
Мировоззрение - образование интегральное. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные.
Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире в целом. Мировоззрение в широком смысле включает в себя совокупность всех взглядов на окружающий мир, на явления природы и общества: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественно-научные воззрения и т.д.
Основное ядро всякого мировоззрения, мировоззрение в собственном смысле слова, составляют философские взгляды. Главным вопросом мировоззрения является основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. В зависимости от того, что считается первичным - материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, два основных философских лагеря: материалистический и идеалистический.
Мировоззрение
является отражением материального
общественного бытия людей. Оно
зависит от уровня человеческих знаний,
достигнутых в данный исторический
период, а также от господствующего
общественного строя. Мировоззрение,
следовательно, имеет исторический
характер. С развитием общества изменяется
и мировоззрение людей. В антагонистическом
классовом обществе не может быть
единого мировоззрения. Мировоззрение
в классовом обществе носит классовый
характер; господствующим мировоззрением
является мировоззрение господствующего
класса. Так, в условиях феодального
строя господствовало религиозно-идеалистическое
мировоззрение крупных
Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное, но и огромное практическое значение: выражая общий взгляд на мир в целом, оно определяет отношение людей к окружающему миру и служит руководством для действия. Передовое, научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы и общества, направляет деятельность людей в соответствии с прогрессивным развитием общества и тем ускоряет развитие общества.
Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук, включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о природе и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наук положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем, в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия Гегеля.
Существенно
то, что все это многообразие знаний
объединено в целостность. Эта целостность
обеспечивается не только теми взаимосвязями
между теоретическим и