Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
на тему
***Философия, ее предмет и функции.***
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Введение
Понятие, предмет и функции философии
Общественно – исторический характер философии
Понятие научно – филосовского мировоззрения
Заключение
Список используемой литературы
Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную структуру. Можно выделить по меньшей мере три главных составляющих блока оснований науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания.
Философские
основания науки наряду с функцией
обоснования уже добытых знаний
выполняют также эвристическую
функцию. Они активно участвуют
в построении новых теорий, целенаправляя
перестройку нормативных
На
первом этапе основной установкой,
которая пронизывала
На
втором этапе обнаруживается кризис
этих установок и осуществляется
переход к новому типу философских
оснований. Этот период характеризуется
отказом от прямолинейного онтологизма
и пониманием относительной истинности
картины природы, выработанной на том
или ином этапе развития естествознания.
Допускается истинность различных
конкретных теоретических описаний
одной и той же реальности, поскольку
в каждом из них содержится момент
объективно-истинного знания. Осмысливаются
взаимосвязи между
На
третьем этапе, становление которого
охватывает эпоху становления современной
НТР, по-видимому, складываются новые
структуры философских
Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией.
Философские основания науки не стоит отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. Философия не является рефлексией над наукой. Она - рефлексия над основаниями всей культуры. В ее задачу входит анализ под определенным углом зрения не только науки, но и других аспектов человеческого бытия - анализ смысла человеческой жизни, обоснование желательного образа жизни и т.д. Обсуждая и решая эти проблемы, философия вырабатывает и такие категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.
Таким образом, философия в целом обладает определенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При решении философией мировоззренческих проблем вырабатываются не только те наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения объектов на данной стадии развития науки, но и формируются категориальные схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. В этом смысле можно говорить об определенных прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию.
Источник
прогностических функций
Второй
аспект философского творчества, связанный
с генерацией содержания, потенциально
выходящего за рамки необходимых
для науки определенной исторической
эпохи философских идей и категориальных
структур, обусловлен внутретеоретическими
задачами самой философии. Выявляя
основные мировоззренческие смыслы,
свойственные культуре соответствующей
эпохи, философия затем оперирует
с ними как с особыми идеальными
объектами, изучает их внутренние отношения,
связывает их в целостную систему,
где любое изменение одного элемента
прямо или косвенно влияет на другие.
В результате таких внутритеоретических
операций могут возникать новые
категориальные смыслы, причем даже такие,
для которых трудно подыскать
прямые аналоги в практике соответствующей
эпохи. Развивая эти смыслы, философия
готовит своеобразные категориальные
матрицы будущих
Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука.
Для науки важно не только существование в сфере философского знания соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность путем селективного заимствования соответствующих категориальных схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания.
Сложное
взаимодействие между историческим
развитием философии и
Становление диалектико-материалистической философии знаменовало переход к новому способу философского мышления, который осознает свои собственные социальные предпосылки и свою обусловленность историческим развитием общественных отношений и деятельности людей.
Сами
по себе эвристический и
Заключение
Философия
порой понимается как некое абстрактное
знание, предельно удаленное от реальностей
повседневной жизни. Нет ничего более
далекого от истины, чем такое суждение.
Напротив, именно в жизни берут
начало самые серьезные, самые глубокие
проблемы философии, именно здесь находится
главное поле ее интересов; все же
остальное, вплоть до самых отвлеченных
понятий и категорий, до самых
хитроумных мыслительных построений,-
в конечном счете не более чем
средства для уразумения жизненных
реальностей в их взаимосвязи, во
всей полноте, глубине и противоречивости.
При этом важно иметь ввиду, что
с точки зрения научной философии
уразуметь действительность вовсе
не значит просто примирится и во всем
согласиться с нею. Философия
предполагает критическое отношение
к действительности, к тому, что
устаревает и отживает, и одновременно
- поиск в самой реальной действительности,
в ее противоречиях, а не в мышлении
о ней, возможностей, средств и
направлений ее изменения и развития.
Преобразование реальности, практика,
и являются той сферой, где только
и могут получить разрешение философские
проблемы, где выявляется действительность
и мощь человеческого мышления.
Список использованной литературы
1. Барковская А.В. «Философия: Ответы на экзаменационные вопросы» /А.В. Барковская, Е.В. Хомич. – 2-е изд. – Минск: Терра-Системс, 2009. – 160 с.
2. Стрельник О.Н. «Философия: конспект лекций». – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 187 с.
3. «Философия», учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с
4. Энгельс Ф. Людвиг Фенербах и конец классической немецкой философии.//соч. т. 21 стр. 282-284.
5. Ткачева Е.Б.Философия. Часть 1.Сущность философии. Философия Древнего мира. Учебное пособие для студентов. ФГОУ ВПО «УГАВМ» - 2007г