Научно-техническая революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:20, реферат

Описание

Представления об особенностях и свойствах природы дают нам научные знания на
каждом историческом этапе разными науками, которые занимаются изучением
процессов и явлений природы. Так как природа представляет собой единое целое,
то и система научных знаний о природе носит научный характер, т.е. имеет
определенную систему. Такой системой научных знаний о природе является
естествознание.

Содержание

Введение...............................3
I Сущность и основные особенности НТР...............9
1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение.........9
1.2 Особенности НТР.......................16
1.3 Основные направления НТР.....................18
Заключение............................23
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Научно техническая ревоолюцмия).doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ. 

ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ 
 
 
 
 
 

Содержание.                                  

Введение...............................3

I Сущность и  основные особенности НТР...............9

1.1 Предпосылки  возникновения НТР и ее определение.........9

1.2 Особенности НТР.......................16

1.3 Основные направления  НТР.....................18

Заключение............................23

Список используемой литературы

Приложение

                                Введение.                               

Представления об особенностях и свойствах природы дают нам научные знания на

каждом историческом этапе разными науками, которые  занимаются изучением

процессов и  явлений природы. Так как природа  представляет собой единое целое,

то и система  научных знаний о природе носит научный характер, т.е. имеет

определенную  систему. Такой системой научных  знаний о природе является

естествознание.

В методологии  науки существуют две традиции:

1) естественнонаучная  культура;

2) гуманитарная  культура.

Итак, в природе  существуют два вида культуры. Объектом исследования

естественнонаучной  культуры является природа, что находит  отражение в

естественных  науках. Объектом исследования гуманитарной науки является

общество, что  отражается в гуманитарных науках. Эти два вида культуры

взаимосвязаны между собой. Их сходства:

1. они имеют  единую научную основу, выраженную  в потребностях и интересах

человека и  человечества для создания оптимальных  условий для

совершенствования и саморазвития.

2. Они взаимно  координируют друг друга в  историко-культурном процессе.

3. Взаимно используют  свои достигнутые результаты.

4. Они являются  составными частями единой системы  научных знаний.

5. Они действуют  в интересах человека.

Но существует проблема этих двух культур, которая  рассматривается в их различии:

1. они отличаются  друг от друга по объектам  исследования.

2. В природе  действуют слепые стихийные силы, в обществе же все целенаправленно.

3. Естественнонаучная  культура возникла раньше гуманитарной, поэтому и методы

исследования  ее возникли раньше.

Представители естественнонаучной культуры (позитивисты) решили перенести без

изменений свои методы исследования в гуманитарную науку, чему воспротивились

представители гуманитарной науки (антипозитивисты). И эта конфронтация между

ними продолжалась долго. Лишь в конце XX в. они пришли к согласию. В

результате этого  согласия были установлены 3 общих метода исследования для

двух видов  культуры:

     1) системный подход при изучении объектов, процессов и явлений Вселенной.

Согласно ему  любой объект Вселенной рассматривается как единое целое, состоящее

из элементов, организованных в целостность. В  рамках этого подхода стоит

остановиться  на характеристике закрытой и открытой систем. Системой

называется совокупность элементов со связями между ними. Закрытой системой

называют систему, между элементами которой действуют  внутренние силы, называемые

консервативными силами. Открытая система – это  система, между элементами

которой кроме  консервативных сил действуют внешние  силы, называемые

дисипативными.

Характеризуя  закрытую систему, используют такие понятия, как положительный

процесс – процесс перехода порядка в беспорядок, т.е. хаос, протекающий

самопроизвольно в результате перехода энергии механической (которая

характеризует порядок в системе) в энергию  тепловую. Положительный процесс –

процесс расширения. Также для характеристики перехода порядка в беспорядок

вводят физическую величину, которая называется энтропия и обозначается

буквой S. Клаузиус охарактеризовал энтропию как 1) термодинамическую  функцию;

2) меру хаоса и показал, что энтропия в закрытой системе уменьшаться не может.

В закрытой системе  для необратимых процессов она  всегда возрастает, для

обратимых –  остается величиной постоянной.

При характеристике открытой системы используют понятие  «самоорганизация».

Самоорганизация – это развитие любой открытой неравновесной системы от

простого к  сложному. Она может протекать  скачком или катастрофой. В первом

случае самоорганизация  определяется как скачкообразный процесс  перехода

неравновесной термодинамической открытой системы, достигшей в своем развитии

критического  состояния, на новый более организованный упорядоченный уровень в

своем развитии. Суть «теории катастроф» же состоит  в том, что катастрофа –

резкое изменение  условий существования открытой термодинамической системы –

выводит систему  на следующую ступень своего развития. Точкой бифуркации

называется точка, где идет раздвоение траектории в  движении при развитии

системы. Процесс, включающий в себя несколько уровней  развития системы, которым

соответствуют точки бифуркации, называется бифуркацией.

     2) Концепция эволюции. Ее суть заключается в том, что в природе нет

объекта, находящегося вне развития. Все объекты Вселенной  находятся в развитии,

начиная с исторического  прошлого.

     3) Концепция самоорганизации, о которой я уже упоминала, при

характеристике  открытой системы.

     Метод – это система приемов и средств, используемых исследователем в

своей научной  деятельности.

     Методология – это система методов и учение о методе.

Все существующие методы исследования носят специфических характер и

подразделяются  на два класса:

1) всеобщие методы  исследования;

2) общенаучные  методы исследования, которые делятся  на две группы:

а) эмпирические методы исследования;

б) теоретические  методы исследования.

     К  всеобщим методам исследования относят:

- анализ;

- синтез;

- индукцию;

- дедукцию;

- абстрагирование;

- обобщение;

- аналогию;

- моделирование.

     К  эмпирическим методам исследования  относят:

- наблюдение;

- описание;

- измерение;

- эксперимент.

     К  теоретическим методам исследования относят:

- формализацию;

- аксиоматизацию;

- гипотетико-дедуктивный  метод.

В истории науки  на современном этапе ее развития ввелось понятие парадигма. Это

понятие было введено  американским ученым Куном, который  дал следующее

определение: парадигма – это особый способ организации научных знаний,

заключающийся в том или ином видении мира, построения модели, постановки задач

и их разрешения.

В истории науки  было 3 парадигмы: аристотелевская, ньютоновская,

эйнштейновская, смена которых совершалась за счет соответствующих научных

революций. На современном  этапе возникла 4-я парадигма –  синергетика – учение

о самоорганизации  в явлениях, процессах окружающего  нас мира.

Рассмотрим понятие  «культура».

     Культура – это система средств человеческой деятельности, которая

программируется, совершенствуется и реализуется  при взаимодействии индивида,

вида, человечества с окружающей средой и между собой. Эта система средств

создается человеком  и бывает 3-х типов: материальной, социальной и духовной.

Выделяем из понятия «культура» понятие «наука».

Существует множество  определений науки:

1) наука есть область культуры, дающая объективные знания о бытие.

2) Наука есть рациональный способ познания мира, основанный на

эмпирической  проверке или математическом доказательстве.

3) Наука как специальный институт. К специальному институту относят

академии, НИИ, ВУЗы, библиотеки, книги, журналы, газеты и  т.д.

Как я уже  говорила, существуют определенные методы исследования. Они

применяются исследователем в своей научной деятельности.

Структура естественнонаучного  познания включает в себя 2 уровня:

1) эмпирический;

2) теоретический.

Они отличаются друг от друга тем, что на эмпирическом уровне познания

исследователь имеет дело с реальными объектами. На теоретическом уровне

познания имеет  дело с идеальными объектами. К идеальным  объектам относятся:

1) материальная точка – это тело, размерами которого можно пренебречь,

исходя из условий  задачи.

2) Абсолютно твердое тело – тело, деформациями в котором можно

пренебречь; это система материальных точек.

3) Идеальный газ – газ, взаимным расположением молекул в котором друг

относительно  друга пренебрегают.

В природе существует 2 класса систем:

I. система «неживой  природы», которая включает в  себя 9 уровней организации.

II. Система «живой  природы», которая включает в  себя 6 уровней организации.

Существуют и  такие системы, которые включают в себя элементы «живой» и «неживой

природы». Такие  системы называются биогеоценозами – это совокупность

живого вещества со всей сферой обитания. Биогеоценоз иначе называется

биосферой.

Существуют определенные уровни организации биосферы, и на всех этих уровнях

основным понятием является материя. Материя есть то, что действуя на

наши органы чувств, производит ощущения; это объективная  реальность, данная нам

в ощущениях. Существует два вида материи:

1) вещество – это конкретная материя, заключенная в теле. Вещество

характеризуют через физическую величину «масса покоя». Оно бывает в 3-х

Информация о работе Научно-техническая революция