Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:20, реферат
Представления об особенностях и свойствах природы дают нам научные знания на
каждом историческом этапе разными науками, которые занимаются изучением
процессов и явлений природы. Так как природа представляет собой единое целое,
то и система научных знаний о природе носит научный характер, т.е. имеет
определенную систему. Такой системой научных знаний о природе является
естествознание.
Введение...............................3
I Сущность и основные особенности НТР...............9
1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение.........9
1.2 Особенности НТР.......................16
1.3 Основные направления НТР.....................18
Заключение............................23
Список используемой литературы
Приложение
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ.
ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ
Содержание.
Введение......................
I Сущность и
основные особенности НТР......
1.1 Предпосылки
возникновения НТР и ее
1.2 Особенности НТР.......................16
1.3 Основные направления НТР.....................18
Заключение....................
Список используемой литературы
Приложение
Представления об особенностях и свойствах природы дают нам научные знания на
каждом историческом этапе разными науками, которые занимаются изучением
процессов и явлений природы. Так как природа представляет собой единое целое,
то и система научных знаний о природе носит научный характер, т.е. имеет
определенную систему. Такой системой научных знаний о природе является
естествознание.
В методологии науки существуют две традиции:
1) естественнонаучная культура;
2) гуманитарная культура.
Итак, в природе существуют два вида культуры. Объектом исследования
естественнонаучной культуры является природа, что находит отражение в
естественных науках. Объектом исследования гуманитарной науки является
общество, что отражается в гуманитарных науках. Эти два вида культуры
взаимосвязаны между собой. Их сходства:
1. они имеют единую научную основу, выраженную в потребностях и интересах
человека и человечества для создания оптимальных условий для
совершенствования и саморазвития.
2. Они взаимно координируют друг друга в историко-культурном процессе.
3. Взаимно используют свои достигнутые результаты.
4. Они являются
составными частями единой
5. Они действуют в интересах человека.
Но существует проблема этих двух культур, которая рассматривается в их различии:
1. они отличаются друг от друга по объектам исследования.
2. В природе
действуют слепые стихийные
3. Естественнонаучная
культура возникла раньше
исследования ее возникли раньше.
Представители естественнонаучной культуры (позитивисты) решили перенести без
изменений свои методы исследования в гуманитарную науку, чему воспротивились
представители гуманитарной науки (антипозитивисты). И эта конфронтация между
ними продолжалась долго. Лишь в конце XX в. они пришли к согласию. В
результате этого согласия были установлены 3 общих метода исследования для
двух видов культуры:
1) системный подход при изучении объектов, процессов и явлений Вселенной.
Согласно ему любой объект Вселенной рассматривается как единое целое, состоящее
из элементов, организованных в целостность. В рамках этого подхода стоит
остановиться на характеристике закрытой и открытой систем. Системой
называется совокупность элементов со связями между ними. Закрытой системой
называют систему, между элементами которой действуют внутренние силы, называемые
консервативными силами. Открытая система – это система, между элементами
которой кроме консервативных сил действуют внешние силы, называемые
дисипативными.
Характеризуя закрытую систему, используют такие понятия, как положительный
процесс – процесс перехода порядка в беспорядок, т.е. хаос, протекающий
самопроизвольно в результате перехода энергии механической (которая
характеризует порядок в системе) в энергию тепловую. Положительный процесс –
процесс расширения. Также для характеристики перехода порядка в беспорядок
вводят физическую величину, которая называется энтропия и обозначается
буквой S. Клаузиус охарактеризовал энтропию как 1) термодинамическую функцию;
2) меру хаоса и показал, что энтропия в закрытой системе уменьшаться не может.
В закрытой системе для необратимых процессов она всегда возрастает, для
обратимых – остается величиной постоянной.
При характеристике открытой системы используют понятие «самоорганизация».
Самоорганизация – это развитие любой открытой неравновесной системы от
простого к сложному. Она может протекать скачком или катастрофой. В первом
случае самоорганизация определяется как скачкообразный процесс перехода
неравновесной термодинамической открытой системы, достигшей в своем развитии
критического состояния, на новый более организованный упорядоченный уровень в
своем развитии. Суть «теории катастроф» же состоит в том, что катастрофа –
резкое изменение условий существования открытой термодинамической системы –
выводит систему на следующую ступень своего развития. Точкой бифуркации
называется точка, где идет раздвоение траектории в движении при развитии
системы. Процесс, включающий в себя несколько уровней развития системы, которым
соответствуют точки бифуркации, называется бифуркацией.
2) Концепция эволюции. Ее суть заключается в том, что в природе нет
объекта, находящегося вне развития. Все объекты Вселенной находятся в развитии,
начиная с исторического прошлого.
3) Концепция самоорганизации, о которой я уже упоминала, при
характеристике открытой системы.
Метод – это система приемов и средств, используемых исследователем в
своей научной деятельности.
Методология – это система методов и учение о методе.
Все существующие методы исследования носят специфических характер и
подразделяются на два класса:
1) всеобщие методы исследования;
2) общенаучные методы исследования, которые делятся на две группы:
а) эмпирические методы исследования;
б) теоретические методы исследования.
К всеобщим методам исследования относят:
- анализ;
- синтез;
- индукцию;
- дедукцию;
- абстрагирование;
- обобщение;
- аналогию;
- моделирование.
К
эмпирическим методам
- наблюдение;
- описание;
- измерение;
- эксперимент.
К теоретическим методам исследования относят:
- формализацию;
- аксиоматизацию;
- гипотетико-дедуктивный метод.
В истории науки на современном этапе ее развития ввелось понятие парадигма. Это
понятие было введено американским ученым Куном, который дал следующее
определение: парадигма – это особый способ организации научных знаний,
заключающийся в том или ином видении мира, построения модели, постановки задач
и их разрешения.
В истории науки было 3 парадигмы: аристотелевская, ньютоновская,
эйнштейновская, смена которых совершалась за счет соответствующих научных
революций. На современном этапе возникла 4-я парадигма – синергетика – учение
о самоорганизации в явлениях, процессах окружающего нас мира.
Рассмотрим понятие «культура».
Культура – это система средств человеческой деятельности, которая
программируется, совершенствуется и реализуется при взаимодействии индивида,
вида, человечества с окружающей средой и между собой. Эта система средств
создается человеком и бывает 3-х типов: материальной, социальной и духовной.
Выделяем из понятия «культура» понятие «наука».
Существует множество определений науки:
1) наука есть область культуры, дающая объективные знания о бытие.
2) Наука есть рациональный способ познания мира, основанный на
эмпирической проверке или математическом доказательстве.
3) Наука как специальный институт. К специальному институту относят
академии, НИИ, ВУЗы, библиотеки, книги, журналы, газеты и т.д.
Как я уже говорила, существуют определенные методы исследования. Они
применяются исследователем в своей научной деятельности.
Структура естественнонаучного познания включает в себя 2 уровня:
1) эмпирический;
2) теоретический.
Они отличаются друг от друга тем, что на эмпирическом уровне познания
исследователь имеет дело с реальными объектами. На теоретическом уровне
познания имеет дело с идеальными объектами. К идеальным объектам относятся:
1) материальная точка – это тело, размерами которого можно пренебречь,
исходя из условий задачи.
2) Абсолютно твердое тело – тело, деформациями в котором можно
пренебречь; это система материальных точек.
3) Идеальный газ – газ, взаимным расположением молекул в котором друг
относительно друга пренебрегают.
В природе существует 2 класса систем:
I. система «неживой природы», которая включает в себя 9 уровней организации.
II. Система «живой природы», которая включает в себя 6 уровней организации.
Существуют и такие системы, которые включают в себя элементы «живой» и «неживой
природы». Такие системы называются биогеоценозами – это совокупность
живого вещества со всей сферой обитания. Биогеоценоз иначе называется
биосферой.
Существуют определенные уровни организации биосферы, и на всех этих уровнях
основным понятием является материя. Материя есть то, что действуя на
наши органы чувств, производит ощущения; это объективная реальность, данная нам
в ощущениях. Существует два вида материи:
1) вещество – это конкретная материя, заключенная в теле. Вещество
характеризуют через физическую величину «масса покоя». Оно бывает в 3-х