Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:20, реферат
Представления об особенностях и свойствах природы дают нам научные знания на
каждом историческом этапе разными науками, которые занимаются изучением
процессов и явлений природы. Так как природа представляет собой единое целое,
то и система научных знаний о природе носит научный характер, т.е. имеет
определенную систему. Такой системой научных знаний о природе является
естествознание.
Введение...............................3
I Сущность и основные особенности НТР...............9
1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение.........9
1.2 Особенности НТР.......................16
1.3 Основные направления НТР.....................18
Заключение............................23
Список используемой литературы
Приложение
агрегатных состояниях твердом, жидком и газообразном.
2) Поле – это особый вид материи, с помощью которого осуществляется
связь и взаимодействие между заряженными телами. Поле бывает гравитационным,
электрическим, магнитным и электромагнитным.
Говоря о структуре научной деятельности, следует сказать о том, что структура
естественнонаучного познания проходит следующие этапы:
I. факты;
II. закономерность
– совокупность полученных
III. научная теория
– совокупность
IV. научная картина – совокупность научных теорий.
Естественнонаучная картина мира – система научных знаний о мире,
получаемых нами от естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии).
К радикальному изменению естественнонаучной картины мира привела синергетика,
сформировавшаяся как наиболее общая теория самоорганизации. Синергетика
сформировалась на втором этапе развития научно – технической революции,
характеристике которой и посвящен мой реферат.
I Сущность и основные особенности НТР.
1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение.
XXI век – век
перехода наиболее развитых
Одним из ключевых понятий этого перехода является НТР.
Научные и технические революции были и раньше, но они не совпадали по
времени, не сливались воедино. Во 2–ой половине XV века началась первая
революция в науке, которая привела к освобождению ее от схоластики
(знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не
проверяемых опытом), положила начало современному естествознанию. Однако эта
революция не сопровождалась революцией в технике, которая в этот период еще
развивалась на основе эмпирических достижений, полученных из собственной
практики. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI –
XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли
потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.
Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца XVIII века, в
связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением
Д. Уаттом парового двигателя. Это был промышленный переворот, который получил
название промышленной революции, продолжавшейся почти 100 лет. Начавшись в
Англии, она затем распространилась на другие государства Европы, а также
Северной Америки, на Россию и Японию. Эта промышленная революция решающим
образом повлияла на дальнейший процесс совершенствования техники. Наука и
техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны
жизни общества, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную
жизнь людей.
В конце XIX – начале XX веков в науке произошла новая революция, связанная с
открытиями электрона, превращения атомов одного элемента в атомы другого,
взаимопревращения массы и энергии. Она оказала значительное влияние на
последующее развитие техники, но тем не менее не сопровождалась революцией в
ней.
Современной НТР предшествовал своеобразный подготовительный период,
относящийся к первой половине XX века. Именно в этот период были сделаны
важные естественнонаучные открытия, заложившие фундаментальные основы
последующего грандиозного научно – технического переворота. Среди
естественнонаучных направлений, в значительной степени определивших
наступление НТР, были атомная физика и молекулярная биология.
Важной вехой
в драматической истории
наблюдение в
конце 30-х годов немецкими физиками
Штрассманом процесса деления ядер урана и объяснение этого явления в работах
Л. Майтнери и О. Фриша. Стало ясным, что физикам удалось осуществить цепную
ядерную реакцию, которая может привести к ядерному взрыву с выделением
огромной энергии. В условиях начавшейся второй мировой войны группа ученых
США во главе с А. Эйнштейном обратилась к тогдашнему американскому президенту
Ф. Рузвельту и обосновала настоятельную необходимость развертывания
исследований в этом направлении. Начатые после этого работы в Лос–Аламосской
лаборатории привели в середине 40-х годов к созданию первой атомной бомбы.
В СССР работы над атомным оружием были начаты в 1943 году в связи с
опасениями, что такое оружие создает гитлеровская Германия. После ядерных
взрывов в Хиросиме и Нагасаки, окончания второй мировой войны и начала войны
«холодной» стало очевидным, что наличие монополии на атомное оружие у одного
государства – США является фактором, угрожающим миру и международной
стабильности.
Советский Союз во второй половине 40-х годов предпринял беспрецедентные
усилия для создания собственной атомной бомбы. Вклад отечественных ученых в
решение проблем атомной физики оказался достаточно весомым. Не случайно СССР
стал пионером в освоении «мирного атома» (первая в мире атомная
электростанция была пущена в 1954 году в городе Обнинске).
XX век в целом и его вторая половина, характеризующая НТР, принесли
громадные достижения в области молекулярной биологии. Если в первой половине
XX века прогресс
в области изучения
медленным, то во второй половине XX века, т. е. в эпоху НТР, эти исследования
существенно ускорились, благодаря технике физических методов анализа.
Раскрытие в середине XX века структуры ДНК послужило началом интенсивных
исследований в химии и биологии.
Было выяснено, что нуклеиновые кислоты, являющиеся носителем и передатчиком
наследственных качеств и играющие основную роль в синтезе клеточных белков,
образуют группы веществ, важность которых трудно переоценить. К началу 60-х
годов у ученых – биологов уже сложилось четкое понимание основных процессов
передачи информации в клетке при синтезе белка.
Таким образом, достижения в области атомной физики и молекулярной биологии, а
также появление кибернетики обеспечили естественнонаучную основу первого
этапа научно – технической революции, начавшегося в середине XX века и
продолжавшегося примерно до середины 70-х годов. Основными направлениями этого
этапа НТР стали атомная энергетика, электронно – вычислительная техника,
ракетно – космическая техника, спутниковая связь. Со второй половины 70-х годов
начался второй этап научно – технической революции, продолжающийся до
сих пор. Важной характеристикой второго этапа НТР стали новые технологии,
которых не было в середине XX века. К ним относятся лазерная технология,
биотехнология, микроэлектроника, создание «искусственного интеллекта»,
волоконно – оптическая связь, генная инженерия, исследования космоса и др.
Важной характеристикой
второго этапа НТР стала
информатизация общества на основе персональных компьютеров (появившихся в
конце 70-х годов)
и Всемирной системы
(«Интернет»). В результате человек, во-первых, получил доступ к объемам
информации значительно большим, чем когда бы то ни было; а во-вторых,
появился новый способ общения, который можно назвать горизонтальным. До его
появления общение и распространение информации было в основном вертикальным
(автор выпускает книгу – читатели читают, по радио и телевидению что – то
передают – люди слушают это или смотрят; обратная связь ранее почти
отсутствовала, хотя потребность в ней была исключительно высока). Интернет
обеспечивает распространение информации для практически неограниченного круга
потребителей, причем
они всякого труда могут
Таким образом, НТР повлекла перестройку всего технического базиса,
технологического способа производства. Вместе с тем она вызвала серьезные
изменения в миропонимании. Последнее нашло воплощение в принципиально новых,
синергетических представлениях об объективной реальности.
На современном этапе познания материального мира чрезвычайно важную роль
играет парадигма самоорганизации, которая служит естественнонаучной основой
философской категории развития. В настоящее время установлено, что
обязательным условием развития является процесс самоорганизации, приводящий к
возникновению качественно новых материальных структур.
Длительное время в науке доминировало представление об отсутствии явления
самоорганизации в неживой природе. Считалось, что объекты неорганического
мира способны изменяться только в направлении дезорганизации. Последнее
означает, что в соответствии со вторым началом термодинамики, системы неживой
природы могут «эволюционировать» лишь в сторону возрастания их энтропии, а
значит, хаоса. Считалось, что самоорганизующиеся процессы присущи только
живым системам.
Постепенно в
науке накапливалось все
свидетельствовавших о возникновении упорядоченных структур и феномена
самоорганизации в неживой природе при наличии определенных условий. Даже
повседневные наблюдения (образование, например, песчаных дюн, вихрей на воде
и т. п.) свидетельствуют о том, что и в неживой природе, - наряду с
дезорганизацией, - происходит также и самоорганизация, которая проявляется в
возникновении новых материальных структур.
Указанные наблюдения и соответствующие обобщения привели к возникновению
синергетики – междисциплинарного научного направления, изучающего общие и
универсальные механизмы самоорганизации, т. е. механизмы самопроизвольного
возникновения и относительно устойчивого существования макроскопических
упорядоченных структур самой различной природы. Синергетика стирает, как