Общие вопросы трибологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание

Поэтому оно не отдает должной дани трибологии в форме финансирования, внимания и наград. Большинство людей считает трибологические вопросы лишь хроническими проблемами, которые приходится решать от случая к случаю. Во-вторых, сами трибологии часто подрывают доверие к себе, используя не слишком научные методы и не применяя в трибологических исследованиях системного подхода. Они часто преувеличивают значение частных экспериментальных наблюдений до всеобъемлющей величины.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Основные понятия………………………………………………………………………4
Этапы развития триботехники …………………………………………………………5
Инженерно-технические проблемы триботехники…………………………………...6
Защита деталей машин от водородного изнашивания………..……………...…….....7
Создание «безызносных» узлов трения машин……………………………....………..8
Исследование водородного изнашивания и избирательного
переноса……………………………………………………………………………..…...10
Расширение и применение ФАБО…………………………………………………...…13
Совершенствование смазывания деталей сочленений…………………………......…14
Исследования электрических, магнитных и вибрационных явлений
при изнашивании………………………………………………………………...……....16
Разработка методов расчета деталей на износ…………………….………………...…16
Проблемы необычных условий работы машин и приборов…………...……….…..…17 Компьютерная трибология……………………………….………………………….......18
Триботехника, интересы здоровья и охраны окружающей среды……….…....…..…..19
Заключение…………………………………………………………….………………….21
Список использованной литературы..…………………………………..………………22

Работа состоит из  1 файл

трибология.docx

— 239.62 Кб (Скачать документ)

 

Совершенствование смазывания деталей сочленений

 

   Смазка резко снижает  интенсивность изнашивания. Достаточно  ввести в зону контакта деталей  небольшое количество смазочного  материала, как сила трения  может снизиться в 10 раз, а  износ поверхностей трения до 1000 раз.

   Эффективность смазочной  системы зависит от ее конструктивного  совершенства и качества смазочного  материала. Пока нет четких  рекомендаций по дозировке и  длительности подачи смазочных  материалов в конкретные узлы  трения машин.                   При переводе трущихся деталей  машин в режим ИП необходимо  создавать принципиально новые  смазочные системы, которые бы  обеспечили автоматическое регулирование  параметров работы системы в  зависимости от режима работы  машины, то есть необходимо разрабатывать  адаптированные смазочные системы,  предупреждающие износ трущихся  деталей машин и снижающие  потери на трение.

   В настоящее время  уровень технического совершенства  машин во многом определяется  именно степенью организации  смазывания узлов трения. Больше  всего нуждается в смазочных  системах станкостроительная, автомобильная  и тяжелая промышленность. Увеличение  выпуска смазочных масел должно  сопровождаться повышением их  эффективности, что требует проведения  научно-исследовательских разработок  по конструктивному и технологическому  совершенствованию производства  основных узлов систем, создания  поточных линий, улучшения планирования  и использования экономических  стимулов повышения производительности  труда. При этом большое внимание  следует уделять использованию  современных достижений триботехники. Смазочные системы должны использоваться  в ряде машин (среди них металлорежущие  станки кузнечно-прессовые машины, башенные краны и лифты, экскаваторы, тракторы, магистральные локомотивы, грузовые автомобили и автобусы, сельскохозяйственная техника и др.). По экспертной оценке специалистов оснащению смазочными системами и многоотводными насосами, обеспечивающими точность и своевременность подачи смазки, подлежит до 85% машин и оборудования (около 2,5 млн. единиц).

   Для значительного  повышения технического уровня  и качества машин, их экономичности  и надежности необходимо решить  проблему смазывания. Это может  быть обеспечено за счет повышения  технического уровня и качества  смазочного оборудования, его унификации  и стандартизации, за счет конструктивного  совершенства узлов трения машин,  разработки и применения новых  эффективных технологических процессов  обработки трущихся деталей и  других методик.

   Повышение технического  уровня смазочного оборудования  целесообразно проводить по следующим  основным направлениям:

  • создание комплектного оборудования по принципу системы машин;
  • расширение номенклатуры смазочных систем для различных видов стационарных и мобильных машин, а также различных производственных и климатических условий;
  • создание автоматических систем, адаптирующихся к режимам работы основных узлов трения машин;
  • уменьшение габаритов и металлоемкости узлов и аппаратов смазочных систем;
  • повышение точности и стабильности подачи смазочного материала; 
    совершенствование специализации и кооперирования производства;
  • перевод смазочных систем на использование смазочных материалов, обеспечивающих режим ИП, чтобы исключить ремонт узлов трения машин по причине износа.

   Проблему смазывания  деталей нельзя отделит от  изучения взаимодействия смазочного  материала с металлом и влияние  на это взаимодействие структурных  факторов металла и легирующих  элементов смазочного материала.  Исследование такого взаимодействия  с определением сил трения  и износостойкости пар трения  позволит оптимизировать структуру  и химический состав металла  и состав компонентов смазочного  материала. Это научное направление,  успешно развиваемое в последние  годы и потребовавшее разработки  новых физических методов исследования  тонких поверхностных слоев металла  (десятые доли микрометра), должно  получить дальнейшее развитие  в организациях как занимающихся  созданием смазочных материалов, так и разрабатывающих износостойкие  и антифрикционные сплавы. Именно  результаты этих исследований  будут положены в основу теории  безызносности трущихся деталей.

 

Исследование  электрических, магнитных и вибрационных явлений при изнашивании

 

   В литературе по  триботехнике за последние 30-50 лет неоднократно обращалось  внимание на роль электрических,  магнитных и вибрационных процессов  в трении, износе и смазке машин.  Последние исследования процесса  водородного изнашивания показали, что здесь кроются большие  резервы в части повышения  срока службы деталей машин  и режущего инструмента. Электрические,  магнитные, вибрационные, а также  тепловые явления непосредственно  не влияют на интенсивность  изнашивания деталей или влияют  незначительно, но они кардинально  влияют на поведение водорода. Разрушительной силой в данном  случае является именно водород,  а не электрическое или магнитное  поле. Это связано с тем, что  водород имеет электрический  заряд, который взаимодействует  с указанными полями. Вибрации  с высокими частотами также  воздействуют на скорость изнашивания  не сами по себе, а посредством  электрических явлений, которые,  в свою очередь, влияют на  движение водорода и способствуют  его образованию. Тепловые явления,  как и напряжения, влияя самостоятельно  на трение и износ, являются  процессами образования водорода  и способствуют продвижению его  в зону контакта.

   Все изложенное  требует глубокой и всесторонней  проработки как в теоретическом  плане, так и при проведении  экспериментальных исследований. Следует  заметить, что исследование магнитных  и электрических явлений при  трении – это один из наиболее  достоверных и эффективных путей  изучения самой природы трения  и изнашивания. Для управления  процессом трения следует провести  исследования по раздельному  изучению электрических, термоэлектрических  и магнитных явлений, установить  роль каждого в зависимости  от внешних условий трения  и видов разрушения поверхностного  слоя. Особенно следует обратить  внимание на выявление нелинейности  распределения зарядов в подвижном  электрическом источнике зоны  фрикционного контакта. Именно в  нелинейности кроются многие  до сего времени еще не известные  процессы трения и изнашивания,  определяющие кинетику и интенсивность  этих физико-химических процессов.

Разработка методов  расчета деталей на износ

   Наибольшее внимание  при разработке методов расчета  деталей на износ необходимо  уделить методам расчета типовых  наиболее изнашиваемых узлов  машины: направляющих металлорежущих станков, зубчатых передач, подшипников скольжения и качения, кулачковых механизмов, фрикционных передач, уплотнений валов. По вопросам расчета указанных сочленений имеются фундаментальные разработки, которые подробно описаны в технической литературе и широко используются на практике.

   Главной трудностью  на пути подобных расчетов  является то, что в процессе  трения происходят физико-химические  изменения в поверхностных слоях  трущихся металлов, которые трудно  поддаются математическому анализу.

 

Проблемы необычных  условий работы машин и приборов

 

   Сложность этой  проблемы состоит, прежде всего,  в том, что все узлы трения  все чаще обязаны работать  в условиях, принципиально отличных  от тех, которые сформировались  в нашу эпоху на поверхности  Земли и которые с точки  зрения человека являются наиболее  привычными и естественными. Неудивительно,  что опыт по разработке узлов  трения, накопленный в машиностроении  за весь период его развития, относится главным образом именно  к земным условиям. Совершенно  иными являются условия работы  космических объектов, характеризуемые  высоким и сверхвысоким вакуумом, интенсивным воздействием различных  излучений, необычными тепловыми  условиями и невесомостью. Промежуточными  между земными и космическими  можно считать условия, возникающие  при полетах высотных самолетов  и ракет. Очень специфичны также  условия, возникающие при работе  технических устройств в атомной  промышленности (интенсивное жесткое  облучение и высокие температуры), энергомашиностроении (высокие температуры  и химически активные среды), вакуумной  и полупроводниковой промышленности (разреженные среды строго определенного  состава), криогенной технике (сверхнизкие  температуры) и ряде других. Параллельно  и одновременно с повышением  температуры окружающей среды  в современной технике все  настойчивее проявляются тенденции  к увеличению быстроходности  механизмов и росту рабочих  нагрузок, что особенно типично  для военной авиации и ракет.  Таким образом, при переходе  от обычных условий к экстремальным  решающее значение приобретает  внешнее воздействие на узел  трения, связанное со специфическими  условиями окружающей среды. Наиболее  характерными и важными факторами  здесь являются плотность и  физико-химическая активность среды,  а также наличие теплового,  ионизирующего и других излучений.  Влияние каждого из перечисленных  факторов оказывается настолько  специфичным, что требует специального рассмотрения. Поэтому полезно классифицировать узлы трения, работающие в напряженных и необычных условиях, по характеру воздействия на них окружающей среды.

   Необычные и напряженные  условия все чаще заставляют  создателей новой техники пересматривать  традиционные, сложившиеся в течение  многих лет принципы разработки  узлов трения и основанные  на них конструкторские решения.

 

Компьютерная  трибология

 

   Будучи междисциплинарной  наукой, трибология требует применения  системных моделей, информационных  систем по разным разделам  трибологии, трансляторов, соединяющих  эти разделы, экспертных систем  для проектирования и диагностики.  Имеется необходимость более  эффективного использования информации, получаемой при исследовании  трибологических процессов. Диагностические  системы в значительной мере  сами базируются на слиянии  компьютерных технологий и знании  механизмов трибологических процессов.

   Компьютеры позволяют  производить моделирование трибологических  процессов. Модель сложной трибосистемы  также требует для своего создания  и использования специфического  «компьютерного мышления», так  как представляет собой программный  комплекс. Опыт создания моделей  сложных трибосистем позволил  сделать ряд выводов, выявить  недостатки и сформулировать  направления дальнейшего развития.

   Свое дальнейшее  развитие получила и компьютерная  технология проектирования узлов  трения. На этапе анализа здесь  предлагается использовать интерпретаторы  – экспертные системы. На этапе  синтеза используются гибридные  экспертные системы, которые содержат  модели работы узла, базы знаний  по данным разделам и систему  правил. Фактически, требуется продолжить  работу по информационным системам  в области трибологии на новом  уровне развития аппаратных, программных  средств и систем коммуникации  с учетом имеющегося опыта  и проделанной работы специалистов. Большое значение в трибологии  имеет также теледиагностика,  причем задачей компьютерной  трибологии здесь является содержательная  часть создания системы.

   Компьютеры являются  также и неотъемлемой частью  системы экспериментальных трибологических  исследований в современных испытательных  установках. Задача компьютеров  состоит в контроле и управлении  режимом эксперимента, регистрации  измеряемых параметров, обработке  результатов. Задачей, относящейся  к области компьютерной трибологии, является поиск режимов, при которых реализуются заданные свойства трибосистемы, что достигается встраиванием в управление испытательной системой программы моделирования исследуемого процесса, ряд параметров которой задается из эксперимента, а также заданием критериев поиска. Для реализации этой идеи в масштабах отрасли предстоит проделать большую работу.

   При моделировании,  компьютерном эксперименте, в системах  диагностики и мониторинга имеется  общая проблема интерпретации  результатов. Как известно, визуализация  информации позволяет интенсифицировать  процесс познания человека, подключив  интуитивные способности исследователя.  Это достигается с помощью  специальных средств компьютерной  графики. Применение технологии  виртуально-интуитивного извлечения  информации позволит при моделировании  и эксперименте более эффективно  выявлять новые трибологические  эффекты и явления.

 

Триботехника, интересы здоровья и охраны окружающей среды

 

   Этот вопрос к  настоящему времени находится  еще в стадии постановки, однако  модно утверждать, что триботехника  имеет непосредственное отношение  к здоровью людей и охране  окружающей среды.

   Использование асбестосодержащих  накладок в тормозах автомобилей,  наличие паров топлива в кабинах  транспортной техники, повышенные  вибрации в машинах в результате  износа подшипников, биение валов,  зубчатых передач – все эти  и им подобные недостатки, относящиеся  к низкому уровню решений вопросов  триботехники, оказывают существенное  влияние на здоровье обслуживающего  персонала и население города. Причинами крупных аварий и  катастроф были утечки через  уплотнения взрывоопасных продуктов,  задиры и повышенный износ  ответственных деталей, разрушение  контактных поверхностей подшипников,  рельсов, бандажей колес, поломки  зубьев шестерен, заклинивание плунжерных  пар и т. п. Двигатели автомобилей  с изношенными цилиндрами и  поршневыми кольцами не только  потребляют больше топлива, но  и значительно увеличивают загазованность  городов и поселков. Недостаточная  износостойкость уплотнительных  устройств, перегрев подшипников,  износ валов часто вызывают  течи масла, топлива, рабочей  жидкости гидравлических систем. Все это приводит к непроизводительному  потреблению энергии, порче асфальтовых  покрытий и уничтожению растительности. Непредусмотренный ремонт машин  в пути, проведение технического  обслуживания машин в полевых  условиях приводит к загрязнению  окружающей среды отходами масла, к потерям топлива и т.п. Особое внимание необходимо обратить на попадание в окружающую среду отработанных картерных масел двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и методов их утилизации. Наибольшую опасность представляют моющие присадки к маслам, что вызывает увеличение количества загрязняющих примесей и накопление их в масле при картерной смазке. Среди этих загрязнений – полициклические ароматические углеводороды с сильно выраженными канцерогенными свойствами.

Информация о работе Общие вопросы трибологии